Разработка рекомендаций

 

1. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить:

  • надлежащими учебно-методическими материалами;
  • свободным доступом к информации в сети Интернет;
  • контролем (тесты, задания с оценками и др.);
  • перечнем необходимой и дополнительной литературы.

2. Студенты могут осуществлять СР как индивидуально, так и группами. Тут нужно обратить внимание на поставленные цели, тематику, уровень сложности работы для обучающихся, уровень знаний и умений.

3. Мастера должны своевременно информировать студентов об основных требованиях к результатам работы, о целях, формах контроля, вспомогательных средствах, трудоёмкости и сроках выполнения работы.

4. Колледж может планировать преподавательские консультации для студентов в счёт общего бюджета времени, отведённого на консультации (100 часов в год по ФГОС СПО). М астер производственного обучения должен проводить инструктаж для выполнения задания, отталкиваясь от прописанных в этом задании данных (цели, сроки, требования к результату и прочее).

5. Контролировать результаты можно в пределах времени, которое отведено на занятия по междисциплинарному курсу, внеаудиторную работу студентов в письменной, устной или смешанной форме и на обязательные занятия по учебной дисциплине. Для удобства можно использовать компьютерную технику и Интернет.

6. Установление форм контроля должно производиться предметно-цикловой комиссией. При этом формы должны быть указаны в рабочей программе дисциплины основной образовательной программы:

7. Текущий контроль:

  • устные ответы, творческая работа, доклады на лабораторных, практических, семинарских занятиях, сообщение, собеседование, предъявление таблиц, в которых приведено сопоставление анализа данных, схем процессов, обобщающих моделей и др.;
  • собственноручно составленные тексты;
  • решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
  • самоанализы, проекты, рефераты, рецензии, отчёты, справки, эссе, отзывы, заключения, задачи, программы, планы и др.;
  • конспекты по самостоятельно изучаемой теме;
  • контрольные, курсовые работы в текстовом формате и их защита;
  • самостоятельные исследования;
  • отчёты по пройденной практике;
  • статьи и иные публикации в научно-популярном, учебном и научном издании по результатам самостоятельной работы;
  • предоставление и презентация продукта или изделия творческой деятельности студента;
  • тестирование;
  • участие в Интернет-конференциях, защита электронных презентаций, обмен информационными файлами.

1. Промежуточная аттестация по итогам семестра;

2. Итоговая аттестация.

3. Критерии оценки результатов:

  • степень овладения студентом учебного материала;
  • степень развитости навыков обучающегося использовать теоретический запас знаний на практике;
  • степень развитости навыков студента использовать электронные образовательные ресурсы, выискивать нужную информацию, осваивать её и применять на практике;
  • степень развития общих и профессиональных компетенций;
  • навыки формулирования проблемы, выдачи решений по ней, критической оценки собственных решений;
  • обоснованность изложения ответа;
  • навыки анализа и предъявления вариантов действий в ситуационных задачах;
  • навыки оформления материала в соответствии с требованиями;
  • навыки формирования собственной позиции, её оценки и аргументирования.

 

Вывод

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В современном обществе функции современного мастера кардинально меняются. Мастер становится организатором познавательной, преобразовательной деятельности учащихся, которые - не пассивные объекты, а субъекты учебно-воспитательного процесса. Поэтому роль мастера как носителя ценностей определяет требования к содержанию его повышения квалификации, его самоподготовки, которая должна обеспечивать:

адекватный мировому - уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у студентов адекватной современному уровню - знаний;

адекватной уровню образовательной программы - картины мира.

Мастер должен знать уровни готовности к самообразованию, что позволит ему направлять студентов в оптимальное русло работы по осмыслению нового материала.

Важнейшим направлением в организации самостоятельной работы студентов является сочетание их творческой самостоятельной деятельности с коллективной.

Высшим смыслом обучения студента

является максимальное раскрытие способностей и воспитанности, проявляющееся в его реальном поведении. Переход от обязательного обучения на первоначальных этапах к умению учиться самостоятельно в течение всей последующей жизни является весьма принципиальной проблемой педагогики высшей школы.

Целостное представление о сути самообразования будущих специалистов связано с взаимовлиянием вычлененных компонентов этого процесса: цели и мотивы, содержание самообразования, умения самообразования, самоорганизация, самоконтроль. Необходимо отметить наличие самовлияния личности на содержание указанных частей и взаимосвязей между ними.

Из опыта ведущих педагогов известно, что наиболее уязвимое звено наших действий - выбор цели, поскольку ошибка в выборе цели сводит на нет всю остальную работу.

Уровень сформированности мировоззрения, миропонимания и осознания своего места в обществе определяет мотивы и цели самообразовательной деятельности студентов при подготовке к будущей профессиональной деятельности. Как показали исследования, выбор цели - один из основных актов умственно-логической деятельности человека. В этот момент им движут личные стимулы, интересы и ценностные ориентиры, но помимо собственных интересов учитываются еще и интересы тех, на ком отразится будущее решение. Одна из главных задач колледжа заключается в том, чтобы научить студентов учиться, сформировать у них способность ко все более сознательному и самостоятельному усвоению знаний и приобретению умений.

Основными направлениями формирования опыта самообразовательной деятельности человека являются: формирование потребности самостоятельно приобретать знания, умения как средства удовлетворения своих личных интересов и решения проблем, социально значимых для данного этапа общественно-политического развития России; усвоение обобщенных знаний и умений, необходимых для выполнения приоритетных видов человеческой деятельности; овладение современными методами и средствами использования информации (книги, автоматизированные и компьютерные комплексы), открытое и дистанционное образование; освоение умений рационально организовать (спланировать, реализовать, а затем оценивать и корректировать) траекторию своей познавательной деятельности.

Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста (мастерства), и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентно-способного специалиста на рынке труда самообразование профессиональный рост

К задачам самообразования можно, по нашему мнению, отнести следующее: знакомство с содержанием профессиональной деятельности; углубленное знакомство всех учебных дисциплин, особенно дисциплин профессионального цикла; воспитание качеств, характеризующих специалиста по выбранной профессии; стремление познакомиться с проблемами производства; написание научной студенческой работы; углубленное формирование системы умений, связанных с профессиональной деятельностью.

 

 

Список литературы

 

А.Я. Айзенберг Самообразование: история, теория и современные проблемы / А.Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2011. - с. 226.

А. Вербицкий и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. //Высш. образование в России 2013, №2. - С. 137-145.

Л.Д. Воеводин Самостоятельная работа студентов над источниками-эффективное средство самообразования. //Вест. Моск. ун-та. Сер. И, Право,"- 2010, №4. - С. 49-62.

Государственный образовательный стандарт среднеспециального профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп..

B. Гинсбург «О формировании самостоятельности учащихся в трудовой деятельности» // В сб.: Вопросы психологии труда, трудового обучения к воспитания. Ярославль: ЯПИ, 1967. - С. 60 - 67..

B. Димитров Научная организация учебного труда слушателей: Учебное пособие Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 2011. - с. 320.

Г.А. Зборовский Самообразование - парадигма XXI века / Г.А. Зборовский, Е.А. Щуклина // Высшее образование в России, 2013, № 5. - С. 25-32.

Г. М. Коджаспирова, Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 448 с.

Г.И. Качаева Опыт проведения контрольно-самостоятельной работы студентов. //Современные технологии образования Красноярск, 2011.-С. 65-67.

В. С. Кукушкин Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / Ростов н/Д: МарТ, 2012. - с. 217.

А. Г. Куличенко Сущность и содержание процесса самообразования студентов вузов // Материалы 37-й региональной конференции молодых специалистов, посвященный 150-летию A.C. Попова 12-15 мая 2009г. Департамент образования Вологодской области, ЧВИИУРЭ, 2009. - С. 19-23.

Г.Н. Соколова Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1980. - с. 144.

Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения общественных наук: Межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989 - с. 108.

П.Г. Пшебельский Сущность и основные принципы педагогического самообразования // Содержание и самообразования педагогов-воспитателей: Сб, науч. тр. / Отв. Ред. Л.Г. Пшебельский. М.: АПН СССР, 1984. - С.4-8.

Н.Е. Седова Самообразование будущих учителей в связи с изменением педагогических дисциплин // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. научн. тр. / Отред. Юсупов. Казань, КГПИ, 1988. - с. 257.

В.И. Слуцкий Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2011. - с. 159.

Н.М. Трофимова Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика, 2011, № 2. - С. 42-50.

Е.А. Щуклина Технологии самообразования: социологический аспект / Е.А. Щуклина // Общественные науки и современность, 2011, № 5. - С. 140-151.

Э.Н. Фаустова Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2010. - с. 372.

 

Приложение к Содержанию. Рисунок 1. Колледж ЛМсК

Приложение к Содержанию. Рисунок 2. Машиностроительный колледж 1960 года

 

Приложение 1.1. Рисунок 1. Студенты ЛМсК на WorldSkills

 

Приложение 1.3. Рисунок 1. Студенты ЛМсК проходят практику в учебных мастерских

 

Приложение 1.4. Рисунок 1. Студенты ЛМсК проходят практику на заводе

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: