Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов

Практика

Совершенствовать полученные знания на практике у студентов колледжа есть возможность уже со 2 курса. Учебно-производственные корпусы ЛМсК отлично оснащены – здесь современное компьютерное оборудование, станки с ЧПУ, хорошо оснащенные мастерские. Первостепенное значение колледж уделяет социальному партнерству с ведущими промышленными предприятиями региона, на которых студенты проходят производственную практику. В числе предприятий – партнеров (их более двух десятков) – ПАО «НЛМК», АО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ», АО «ГАЗПРОМ газораспределение Липецк», ООО «Лебедянский машиностроительный завод», ООО «Спецмонтаж». Специалисты предприятий участвуют в государственной итоговой аттестации, разработке рабочих программ. Такая совместная работа помогает качественно подготавливать новые кадры. Период производственной практики для ребят – отличная возможность проявить себя, получить реальные практические навыки, и после окончания колледжа подавляющая часть ребят уже определяется с будущим местом работы. Социальные партнеры оказывают поддержку также и в укреплении учебной базы ЛМсК, помогают в вопросах профориентации в подшефных школах, привозят ребят на экскурсии в колледж. У руководства учебного заведения налаженные связи с районами области – создана программа адаптации сельских ребят, которая прошла обкатку на примере Добровского района.

Повышению уровня квалификации будущих специалистов способствует и участие колледжа в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills) - всероссийском чемпионате профессионального мастерства. От Липецкого машиностроительного колледжа в чемпионате принимали участие студенты 4 курсов специальности «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Победителями и призерами чемпионата стали 5 студентов колледжа.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменение социально-экономических условий в российском обществе привели к повышению требований к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Вследствие этого перед преподавателем в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Требования ФГОС диктуют необходимость обеспечения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения. Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета покурсовой динамики профессиональной подготовки специалистов.

В учебном процессе образовательного учреждения СПО выделяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) студентов считается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Объект исследования: самостоятельная работа студентов в условиях среднего профессионального образования.

Предметом исследования: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа.

Цель исследования: разработка методики организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Задачи исследования:

-рассмотреть понятия: самостоятельность, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, конкретизировать сущность понятия «внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся» с помощью научной и методической литературы;

-выявить особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ПМ04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра по уходу за пациентом);

-выявить эффективные формы внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Теоретические аспекты организации самостоятельной работы студентов

1.1……

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится эта задача. Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.

 Самостоятельная работа студентов - это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством. Любой учебный процесс ориентируется на передачу знаний от педагога к обучающемуся, успешное их накопление и последующее активное применение на практике.

Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. «Это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением», отмечает И.Я. Лернер. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе Липецкого Машиностроительного колледжа заключается в формировании будущего специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к «познавательной активности» с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Увеличение роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы формировать компетенции, развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

 Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; библиотеке, дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач. Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Надо сказать, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы нужно понимание учебного материала и наиболее оптимальное его восприятие. На первых курсах, идет упор на запоминание материала с элементами понимания, не уделяется внимание проблеме его восприятия. Мало просматриваются междисциплинарные связи. Особенно опасно это для фундаментальных дисциплин. Не закрепленные в других видах деятельности знания студентов, как правило, быстро забываются. Объем заданий на самостоятельную работу, количество контроля по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа - чем больше, тем лучше. Это не всегда эффективно, студенты формально подходят к выполнению работы, часто списывают друг у друга. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть сделано студентом формально, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых действий. Отношение студента и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является также серьезной проблемой возникающей в учреждениях профессионального образования. Активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Назовем основные факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.

1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (семинары, конференции), в профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания становится целеустремленным, существенно меняется в лучшую сторону, качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как это необходимо.

2.Креативный, творческий характер деятельности (научно- исследовательская, опытно-конструкторская или методическая работа).

   3.Участие в конкурсах,олимпиадах.

   4.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартное выполнение практических заданий). Эти факторы могут вызвать стремление к состязанию, что является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

  5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творчестве (стипендии, премирование, грамоты) и санкции за плохую учебу.

   6. Выдача студентам интересных индивидуальных заданий.

   7. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность мастера. Мастер может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Мастер может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, заинтересовать его дальнейшими перспективами, стать партнером студенту в образовательном процессе.

Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику дисциплины, индивидуальные особенности студентов, соответствовать объему изучаемого материала.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики, сложности, уровня умений студентов.

Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать их понимание студентами, формируя у них умение самостоятельно ставить задачи и выбирать цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Чтобы изучить отношение студентов к выполнению самостоятельной работы мною в Липецком машиностроительном техникуме был проведен опрос среди студентов 3 и 4 курсов, где было предложено выделить из различных форм самостоятельной работы наиболее сложные и наиболее легкие.

33,3% студентов наиболее простой формой самостоятельной работы считают решение задач по образцу, 28,9%- составление конспекта, 22,3%- подготовку рефератов.

Самый сложный вид самостоятельной работы, по мнению 72,2% опрошенных является выполнение курсовых проектов и работ, 14,5% считают наиболее сложным выполнение исследовательской работы и 13,3%- работу с нормативными документами.

Выполнение самостоятельной работы у 35,6% опрошенных зависит от контроля со стороны мастера, 44,4% студентов готовы работать самостоятельно, если предмет им интересен и 20% студентов будут работать самостоятельно независимо от установок, данных мастером.

По мнению студентов, самостоятельная работа развивает организованность (24,4%), учит самостоятельному мышлению(71,1%), способствует дисциплинированности (4,5%).

Таким образом, анкетирование показало, что самостоятельная работа развивает у студентов Машиностроительного колледжа, организованность, дисциплинированность, учит самостоятельному мышлению. А организация самостоятельной работы в большей степени зависит от заинтересованности студента в изучаемом предмете, а также требовательности и профессионализме преподавателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: