Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Право на возмещение ущер­ба — это один из наиболее важных способов защиты права на бла­гоприятную окружающую среду и его реализации, закрепленных в Конституции РФ.

Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, следует отличать от права на возмещение вреда окружающей среде и предъявление в суд исков о возмещении вре­да окружающей среде, которые предусмотрены в п. 1 и 2 ст. 11 и п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Порядок возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением, определен в гражданском законодательстве и в ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью (ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации»). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» закреплено (ст. 8), что граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имущест­ву вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного зако­нодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпи­демических (профилактических) мероприятий, в порядке, уста­новленном законодательством РФ.

Это же право закреплено в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 8), Аналогичные нормы содержатся в ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которая предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и иму­ществу вследствие чрезвычайных ситуаций, и в ст. 26 Федерально­го закона «О радиационной безопасности населения», которая предусматривает право граждан на возмещение вреда, причинен­ного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизи­ рующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков.

Право участия граждан и экологических организаций в принятии экологически значимых решений.

Для того чтобы обеспечить баланс интересов граждан и государства в лице его органов в обеспечении охраны окружающей среды, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип участия граждан в при­нятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

Статья 11 этого Закона предусматривает, что граждане имеют право принимать участие в референдумах по вопросам охраны ок­ружающей среды и участвовать в проведении общественной эколо­гической экспертизы.

Право участия в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на ок­ружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, предос­тавлено общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12 указанного Закона).

На законодательном уровне недостаточно четко определен круг вопросов, по которым могут приниматься решения, способные оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды, жизнь, здоровье и имущество граждан. В теории экологического права такие решения называются экологически значимыми.

 Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Земельный кодекс РФ в ст. 1 закрепил принцип участия граж­дан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане РФ, общественные организации (объединения) и рели­гиозные организации имеют право принимать участие в подготов­ке решений, реализация которых может оказать воздействие на со­ стояние земель при их использовании и охране, а органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возмож­ность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Этот принцип реализован в ст. 31 ЗК РФ, которая регулирует вопросы выбора земельных участков для строительства.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об использовании атом­ ной энергии» организации, в том числе общественные организа­ции (объединения), и граждане имеют право на участие в обсужде­нии проектов законодательных актов и программ в области ис­пользования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и вы­ воду из эксплуатации ядерных установок, радиационных источни­ков и пунктов хранения.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О животном мире» граж­дане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обита­ния в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об особо охра­няемых природных территориях» граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе ока­зывать содействие государственным органам в осуществлении ме­роприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Статья 29 Федерального закона «Об охране атмосферного воз­ духа» предусматривает, что граждане, юридические лица и обще­ственные объединения имеют право на участие в проведении ме­роприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирова­нии, в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на ка­чество атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техниче­ской политике»1 органы власти обязаны заблаговременно инфор­мировать население о безопасности, в том числе экологической, создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники.

В ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Суть этого принципа в том, что указанные лица имеют право при­нимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъ­екты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить воз­можность такого участия в порядке и в формах, которые установ­лены законодательством.

  Право на иск о возмещении вреда окружающей природной среде

 Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предоставляет право гражданам предъявлять в суд иски о возме­щении вреда окружающей среде, т. е. иски, которые не связаны с защитой их имущественных прав и законных интересов.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» заложе­на особая правовая конструкция права на обращения в суд с ис­ком о возмещении вреда окружающей среде.

Право на предъявление иска в «защиту окружающей среды от негативного воздействия» соответствует закрепленному в законо­дательстве праву на обращение в суд. В п. 3 постановления Плену­ма Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» отмечается, что по общему правилу граждане и организации в силу ст. 3 и 4 ГПК РФ вправе обратить­ся в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо преду­смотренных законом (например, п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О за­щите прав потребителей»1 2 общественные объединения потребите­ лей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав по­ требителей и законных интересов отдельных потребителей (груп­пы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» наделяет правом предъявлять иски в публичных интересах как граждан, так и экологические организации. Согласно ст. 12 этого Закона эко­логические организации вправе обращаться с исками по вопро­сам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воз­действия на окружающую среду; подавать в суд обращения об от­мене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и пре­кращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей не­гативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

граждане и общественные объединения в соот­ветствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 11 и 12) вправе обращаться в суды с заявлениями и исками о возмещении вреда окружающей среде, а общественные объедине­ния также вправе защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды.

2.

Право участия в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на ок­ружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, предос­тавлено общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 12 указанного Закона). Поэтому граждане для того, что­ бы участвовать в процессе принятия таких решений, должны соз­дать экологические организации.

Экологические орган изации имеют право вносить предложе­ния о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды. Экологические организации вправе: организовывать и про­ водить в установленном порядке слушания по вопросам проектиро­вания, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать й прово­дить в установленном порядке общественную экологическую экс­пертизу; рекомендовать своих представителей для участия в прове­дении государственной экологической экспертизы.

Основными правовыми формами ( процедурами) участия граж­дан и экологических организаций в решении вопросов охраны ок­ружающей среды являются референдумы, общественная экологи­ческая экспертиза и слушания (публичные и общественные слу­шания)

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об использовании атом­ ной энергии» организации, в том числе общественные организа­ции (объединения), и граждане имеют право на участие в обсужде­нии проектов законодательных актов и программ в области ис­пользования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и вы­ воду из эксплуатации ядерных установок, радиационных источни­ков и пунктов хранения.

  Обще­ственные объединения имеют право принимать участие в подго­товке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране.

Понятию «экологически значимое решение» корреспондирует понятие «экологически обоснованное решение». Участие граждан и экологических организаций в процессе разработки и обсужде­ния экологически значимых решений должно способствовать принятию экологически обоснованного решения.

общественные организации (объединения) и рели­гиозные организации имеют право принимать участие в подготов­ке решений, реализация которых может оказать воздействие на со­ стояние земель при их использовании и охране, а органы государ­ ственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возмож­ность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О животном мире» граж­дане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обита­ния в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» также есть декларативная норма-принцип, допус­кающий участие граждан, общественных объединений, объедине­ний юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопро­сов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Суть этого принципа в том, что указанные лица    при­нимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъ­екты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить воз­можность такого участия в порядке и в формах, которые установ­лены законодательством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: