Способы зашиты Л А от обледенения
Противообледенительное оборудование ЛА служит для предотвращения обледенения отдельных частей его во время полета при различных атмосферных и полетных условиях.
Применяемые способы защиты ЛА и его установок от обледенения имеют четыре основные группы: механические, физико-химические, тепловые и комбинированные. Сущность механических способов защиты от обледенения заключается в механическом удалении льда с защищаемой поверхности.
Один из вариантов этого способа, разработанного в последние годы, предусматривал установку внутри крыла нескольких индукторов (электромагнитов), которые срабатывали при подаче импульса тока на обмотки электропитания. При этом обшивка испытывала ударный толчок, от которого образовавшийся лед трескался, разламывался и сбрасывался встречным воздушным потоком. Способ эффективный, но он ускоряет процесс изнашивания обшивки ЛА.
Физико-химические способы борьбы с обледенением основаны на уменьшении сцепления льда с поверхностью ЛА и понижении температуры замерзания воды. Их сущность состоит в создании промежуточного слоя некоторого вещества между льдом и защищаемой частью поверхности ЛА (покрытием лаками, пастами или смазками). Однако положительных результатов в этой области получить до настоящего времени еще не удалось. При смазывании обшивки некоторыми веществами сцепление между обшивкой и льдом уменьшалось, но не приводило к сбрасыванию льда.
На некоторых ЛА применялись жидкостные противообледенительные системы. На защищаемую поверхность подводилась жидкость, которая не допускала образования льда. Такие противообледенительные системы применялись на вертолетах Ми-1, -4 для защиты от обледенения несущего и рулевого винтов. Однако они не получили широкого распространения из-за сложности и недостаточной эффективности.
Тепловой способ защиты основан на использовании тепловой энергии, выделяющейся при работе авиадвигателей. Широкое применение для защиты крыла и оперения нашла воздушно-тепловая защита, построенная на использовании либо горячего воздуха, отбираемого от компрессора двигателя, либо воздуха, нагреваемого в теплообменниках горячими выхлопными газами. Воздух иногда подогревают с помощью специальных бензообогревателей.
Другим видом тепловой защиты является электротепловая, часто используемая для защиты от обледенения оперения и несколько реже для защиты крыла.
Для защиты от обледенения двигателей и их воздухозаборников применяют две основные системы: электротепловую и воздушно-тепловую. Наиболее распространенным способом защиты стекол кабины от обледенения является электротепловой и менее распространенными - химический и комбинированный способы. К числу последних способов относят сочетание, как правило, двух способов, например механического и физикохимического или механического и теплового.