Эссе на тему: «Оценка экологического вреда и способы возмещения»

У нас в стране процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, в практике оценки стоимости недвижимости пока не распространена, но она развивается в рамках природоохранной деятельности и больше ориентирована на нормативные методы, не связанные с рыночной ситуацией.

Оценка экологического вреда (ущерба) может проводиться для целей:

взыскания компенсаций за причиненный вред природным ресурсам и окружающей среде в результате наущения природоохранного законодательства;

для установления компенсационных платежей в возмещение экологического вреда при получении разрешений на осуществление хозяйственной деятельности (недропользовании, осуществлении инвестиционных проектов, затрагивающих окружающую среду);

для расчета страховых платежей при страховании ответственности за риск, причиненный загрязнением природной среды в результате хозяйственной деятельности, например, при добыче нефти и газа или иных полезных ископаемых;

при предъявлении исков и претензий о компенсации убытков, вызванных причинением вреда, находящимся в пользовании или собственности природным ресурсам (в основном земельным участкам);

при подготовке разделов "Оценка воздействия на окружающую среду" проектов хозяйственной деятельности;

при проведении экологической экспертизы и принятия решения о допустимости или недопустимости строительства конкретных объектов.

Оценка и возмещение экологического вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хозяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно-методических документов, утвержденных на федеральном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоящее время насчитывается около 70 нормативных документов, устанавливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятельности в данном направлении. Однако в связи с произошедшими изменениями в законодательстве и структуре органов власти правовой статус большинства этих документов не ясен. Документы регионального уровня, то есть утвержденные органами власти Субъектов Федерации, либо восполняют пробелы в нормативных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природной среды, либо являются развитием документов, имеющих федеральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полномочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности. Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методических документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, понятие собственно "экологического ущерба", как вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, а также сопряженных с этим вредом убытков, нигде однозначно не раскрыто. Только совсем недавно, в 2001 году, в законодательстве появилось определение вреда окружающей среде, под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины "деградация естественных экологических систем" и "истощение природных ресурсов" действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия "вред окружающей среде" и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем. Это пробел действующего законодательства, который дает возможность уклоняться от ответственности за причиненный экологический вред на юридическом основании. Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. Данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков. В остальных нормативно-методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных документах, либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым нанесен вред или отрасли народного хозяйства, использующей определенные природные ресурсы или объекты. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная выгода). Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного имущества, а упущенная выгода определяется неполученными доходами, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Данная статья Гражданского кодекса РФ, по сути дела, описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время довольно широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, гибелью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные ресурсы, и объекты, большая часть из которых согласно статье 130 относится к объектам недвижимости. То есть:

Убытки =

= восстановление нарушенного права + реальный ущерб + упущенная выгода,

Реальный ущерб = утрата или повреждение имущества,

Упущенная выгода = неполученные доходы.

Экономический смысл формулы, установленной статьей 15, заключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т. д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами.

Так, согласно статье 77 Закона РФ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков субъектов гражданских отношений

1. Оценка экологического ущерба включает две позиции:

а) собственно экологический вред, причиненный окружающей природной среде и природным объектам - земле, почве, воде, воздуху, зеленым насаждениям;

б) убытки муниципалитета, юридического лица или иного субъекта гражданских отношений, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет средств города.

2. В состав убытков, возникающих при причинении экологического вреда можно включать:

1) затраты на ликвидацию негативных последствий - рекультивацию и реабилитацию территории, устранение загрязнения воды и воздуха; 2) стоимость утраченных или поврежденных природных объектов - зеленых насаждений, почвы, местообитаний животных, самих животных; 3) стоимость потери экосистемных услуг (природоохранных и рекреационных функций), выполняемых экосистемами; 4) убытки от снижения стоимости недвижимости - рыночной стоимости земли или квартир; 5) убытки от неполучения платежей, адекватных стоимости земли (упущенная выгода); 6) проценты на суммы средств, отвлекаемых для ликвидации отрицательных последствий (упущенная выгода); 7) убытки от причинения вреда здоровью жителей муниципалитета (возможны различные схемы расчетов).

3. Минимальный размер убытков можно определять по затратам на реабилитацию территории и устранение загрязнения воздушной и водной среды.

При оценке земельных участков оценщикам в ближайшее время придется сталкиваться с проблемой исчисления размера "прошлого" экологического ущерба, которая может быть легко решена по предлагаемой выше схеме.

Именно в этом направлении в настоящее время планируется проводить работы в Москве при санации промышленных территорий и оценке стоимости земли при осуществлении тех или иных инвестиционных проектов. Москва приступает к разработке собственного методического обеспечения подобных работ, используя имеющиеся нормативные документы по оценке стоимости зеленых насаждений, ущерба от загрязнения, захламления и деградации городских земель, ущерба природным комплексам от строительства автодорог, ущерба от уничтожения местообитаний животных и проекты методик по оценке ущерба от загрязнения водных объектов, разработанных с участием автора.

Особенность возмещения экологического вреда заключается в том, что он определяется по таксам или методикам его определения, утвержденных Правительством РФ и иными органами государственной власти.

 

Так, постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994г. № 515 с изм. От 26 сентября 2000 г. утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов.

Размер взыскания (такса) установлена в рублях за один экземпляр незаконно выловленного и добытого водного биологического ресурса, незаконную заготовку икры ценных рыб, кормовых организмов. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать таксы за уничтожение, незаконный вылов или добычу не предусмотренных в данном постановлении водных биологических ресурсов.

Ущерб, причиняемый рыбным запасам в результате нарушений правил рыболовства и охраны рыбных запасов, в том числе и в результате загрязнения рыбохозяйственных водоемов, определяется по Методике, утвержденной Министерством рыбного хозяйства СССР 12 июля 1974г.

Вред, причиняемый в результате незаконного добывания, уничтожения и других посягательств на животных, отнесенных к объектам охоты, возмещаются по таксам, утвержденным Минсельхозом России 25 мая 1999 г.

Ущерб, причиненный объектам животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и среде обитания определяется по методике исчисления размера вреда, причиненного объектами животного мира, не относящиеся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утвержденной приказом МПР РФ № 28 апреля 2008 г. № 107.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007г. №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены Таксы для исчисления ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается. Ущерб взыскивается по таксам в кратном отношении к стоимости древесины, затрат по выращиванию лесных культур, созданию лесных плантаций. Так, за незаконную рубку, выкапывание или повреждение деревьев до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром 12 см и более; деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16см и более взыскивается 50-кратная стоимость древесины и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста взыскивается 5-кратный размер затрат по созданию лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста.

Указанным постановлением утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, нанесенного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается. Ущерб определяется по таксам за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев в рублях/куб.м, за 1 уничтоженный, поврежденный или срубленный куст в рублях, которые установлены по конкретным субъектам РФ. Так для Пермского края установлены таксы в 5320 руб./куб.м при незаконной рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев; 1064 руб./куб.м при повреждении не влекущем прекращения роста деревьев; 180,9 руб. за незаконную рубку, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста 1 кустарника; 85,1 руб. за повреждение, не влекущем прекращения роста 1 кустарника.

Общий ущерб определяется путем умножения таксы на количество кубометров кустарников. В соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства определяется вред, включающий ущерб и упущенную выгоду, под которой понимаются не полученные в результате лесного правонарушения доходы от использования леса. Ущерб определяется по описанным выше таксам. В состав ущерба включается также расходы по приведению лесных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования; а также расходы по тушению лесных пожаров.

Исчисление размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам производится по ценам и нормативам затрат по выращиванию деревьев, кустарников и лиан, а также по уходу за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

Ущерб, причиненный нарушениями лесного законодательства в защитных лесах и на особо защитных лесных участках эксплуатационных лесов, исчисляется по таксам в двойном размере, на особо защитных участках защитных лесов - в тройном размере, в лесах особо охраняемых природных территорий – в пятикратном размере, при заготовке пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений, виды которых внесены в Красную книгу РФ, Красные книги субъектов РФ – в десятикратном размере.

По Таксам для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам за незаконную заготовку живицы, заготовку и сбор не древесных лесных ресурсов, заготовку пищевых лесных ресурсов; самовольное использование лесов для ведения сельского, лесного хозяйства; осуществления научно-исследовательской, образовательной или рекреационной деятельности, самовольное выполнение работ на лесных участках, самовольное снятие, уничтожение или порчу почв, уничтожение или повреждение муравейников. Ущерб определяется в кратном отношении стоимости незаконно полученной продукции, арендной платы; затрат, связанных с устранением повреждений. Так, ущерб, причиненный загрязнениями или захламлением лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, определяется в пятикратном размере затрат по очистке загрязненной территории и приведение ее в состояние пригодное для дальнейшего использования.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13 апреля 2009 г. № 84 утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. В соответствии с указанной методикой исчисляется вред, причиненный водным объектам в результате их загрязнения вредными (загрязняющими) веществами; аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и иных вредных веществ; сброса хозяйственно-фекальных и льяльных сточных вод с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений; засорение акватории, дна и берегов бытовыми и производственными отходами, в том числе затопленными судами и иными крупными предметами; засорение акватории, дна и берегов водного объекта при осуществлении лесосплава.

В подлежащей возмещению ущерб включаются расходы на восстановление нарушенного состояния водного объекта, разработку проектно-сметной документации, на проведение мероприятий по локализации, ликвидации последствий правонарушения, а также понесенные водопользователем убытки, включая и упущенную выгоды. Определение размера вреда производится с учетом водохозяйственной ситуации и значимости состояния водных объектов, природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект по формулам для отдельных правонарушений. По особым формулам исчисляется вред, причиненный водным объектам в результате сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, загрязнением водных объектов аварийными поступлениями органических и неорганических веществ; пестицидов и нефтепродуктов, загрязнениями (засорением) водных объектов мусором, бытовыми и производственными отходами; загрязнением при проведении работ на водном объекте и т. д.

Вред, причиненный почве, возмещается по методике исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства РФ от 8 июля 2010 г. № 238.

В тех случаях, когда нет утвержденных в установленном порядке такс или методик, вред возмещается по стоимости работ по очистке окружающей природной среды, восстановлению природных ресурсов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

По решению суда на правонарушителя может быть возложена обязанность по возмещению экологического вреда в натуре за счет его сил и средств, например, проведение рекультивации загрязненных земель, очистке водных объектов и других работ.

Подлежит возмещению экологический вред, причиненный в результате правонарушения, а также в результате реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, на которые имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы.

Иски о возмещении экологического вреда могут быть предоставлены в течение 20 лет.

Добытая в результате экологического правонарушения продукция (объекты животного мира, древесина и т. д.) является неосновательным обогащением и подлежит изъятию в доход государства или иного собственника природного ресурса на основании ст. 1104 ГК РФ.

При невозможности изъятия неосновательно приобретенной продукции с правонарушителя взыскивается ее стоимость (ст. 1105 ГК РФ) наряду с возмещением экологического вреда.

Ущерб взыскивается в пользу собственника, пользователя, арендатора для принятия мер по восстановлению потерь в природной среде. Если же вред причинен природным ресурсам, находящимся в общем, пользовании, то ущерб перечисляется в федеральный бюджет или бюджет субъектов РФ, муниципальные бюджеты в пропорциях, установленных законодательством.

Наряду с экологическим вредом в результате экологического правонарушения возможно нанесения морального, антропологического, имущественного, экономического вреда. Размер подлежащего возмещения указанных видов вреда определяется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину в результате посягательства на его личные неимущественные права либо иные нематериальные блага; и в других случаях, предусмотренных законодательством. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме с учетом характера физических и нравственных страданий, индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. ст.151,1099-1101 ГК РФ).

Моральный вред, причиняемый в результате экологического правонарушения, может выражаться в появлении запахов, не свойственных окружающей среде, снижение эстетической ценности ландшафта, в дискомфорте и других ограничениях личных неимущественных прав.

Антропологический вред может выражаться в снижении способности к труду (трудоспособности), смерти гражданина. Он возмещается в форме утраченных доходов и расходов на лечение, дополнительное питание и т.д. (а в случае смерти гражданина возмещаются средства, необходимые на содержание лиц, находящихся на иждивении умершего).

Имущественный вред выражается в уничтожении, порче, изменении свойств имущества при его нанесении. Возмещается стоимость имущества, расходы по его ремонту, восстановлению, либо возлагается обязанность по передаче потерпевшему равноценного имущества.

Экологический вред может выражаться в дополнительных непредвиденных расходах по приобретению, ремонту, восстановлению оборудования зданий и иных сооружений, связанных с нарушениями технологических режимов, по возмещению стоимости уничтоженной, поврежденной продукции, в средствах, выплаченных в виде неустоек, возмещение вреда контрагентам по договорам в результате невыполнения договорных обязательств обусловленных остановкой производства связанной с негативными изменениями окружающей среды и природных ресурсов (прямой ущерб). Наряду с прямым ущербом возмещается упущенная выгода – стоимость неполученной продукции в результате приостановки, прекращения производства, вызванных негативными изменениями окружающей среды в результате экологического правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: