Этиология, патогенез развития нарушения осанки во фронтальной плоскости

Различают 3 степени нарушения осанки:

I степень характеризуется небольшими изменениями осан­ки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

II степень характеризуется увеличением количества симп­томов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвеши­вании (за подмышечные впадины).

III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника [17].

Нарушения осанки во фронтальной плоскости. Эти дефекты осанки не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно дугообразное смещение линии остистых отростков позвонков в сторону от средней линии спины. При этом нарушается симметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночника: голова наклонена вправо или влево, плечи, лопатки, соски находятся на разной высоте, треугольники талии асимметричны. Мышечный тонус на правой и левой половинах туловища неодинаков, сила и выносливость мышц снижены. Такие нарушения осанки трудно отличить от ранних стадий развития сколиоза; при осмотре ребенка со сколиозом прежде всего бросается в глаза искривление туловища во фронтальной плоскости.

В отличие от сколиоза при функциональном нарушении осанки во фронтальной плоскости искривление позвоночника и асимметрия правой и левой сторон тела исчезают при разгрузке мышц в положении лежа [7].

Главное отличие сколиоза от просто нарушений осанки во фронтальной плоскости – скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Из-за этого при наклоне вперед ребра на выпуклой стороне сколиотического изгиба позвоночника выпячиваются назад [24].

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражены и тем более если они прогрессируют, пора идти к врачу [6]. При подозрении на сколиоз необходимо рентгенологическое исследование, которое позволяет на ранних стадиях выявить скручивание позвоночника [45].

Этиология заболевания. Есть несколько классификаций причин нарушения осанки, многие из факторов пересекаются и могут одновременно относиться как к одной, так и к другой категории. Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:

– разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника;

– различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит;

– дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки.

Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:

– режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка;

– гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми [50].

Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:

– различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит;

– полученная травма (это может быть перелом позвоночника);

– профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой;

– плоскостопие также вызывает нарушение осанки [13].

Патогенез заболевания.

У часто болеющего ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата формируется, так называемый, “порочный круг”. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам, снижения защитных механизмов и нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.). Все эти составляющие могут привести к отставанию в физическом развитии [51].

У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические проблемы, “комплексы”. Прежде всего, это – “комплекс неполноценности”, дающий ощущение неуверенности в себе. Невозможность из-за частых болезней жить полноценной для своего возраста жизнью может привести к социальной дизадаптации, ребенок может избегать сверстников, быть замкнутым, грубым, раздражительным [1].

Ограничение двигательной деятельности снижает функциональные возможности организма, затрудняет освоение необходимых двигательных навыков, снижает эффективность обучения, и способствует возникновению различных факторов риска, которые в свою очередь, в дальнейшем тоже могут стать причиной хронических соматических заболеваний [27].

Дети с нарушениями осанки имеют ряд расстройств со стороны нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др. систем. Они обладают слабым типом высшей нервной деятельности со следующими особенностями: неуверенность в своих силах, нерешительность, робость, меланхоличность, замкнутость, нервозность, пониженное внимание и функциональная выносливость, плохая координация движений, неловкость [29].

Со стороны физического статуса наблюдаются пониженная физическая сила, слабость «мышечного корсета», плохой аппетит, анемия. Такие дети чаще болеют, что ведет к снижению общей сопротивляемости организма  и развитию патологических процессов. Прежде всего, страдают органы дыхания. Изменяются форма ребер и положение грудной клетки в целом. Это ведет к ослаблению дыхательных мышц, ограниченности экскурсии грудной клетки и снижению спирометрических данных. Сдавливание грудной клетки, в частности сужение верхних дыхательных путей, приводит и инспираторной отдышке, характеризующейся замедленным дыханием с глубоким вдохом, а поражение нижних – к учащенному поверхностному дыханию. Надо отметить, что при недостаточной работе легких страдают все системы организма, и в первую очередь сердечно-сосудистая из-за недостаточного поступления кислорода к органам и тканям, что неизбежно приводит к хронической гипоксии [32].

Со стороны деятельности функциональных систем наблюдается мышечная гипотония, характеризующаяся ослабленным мышечным тонусом из-за тонких и слабых мышечных волокон. Дети начинают отставать в физическом развитии от своих сверстников [39].

Клиническое течение заболевания. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных до резко выраженных [28].

Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых отростков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме рук, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется [47].

В отличие от сколиоза, при функциональном нарушении осанки во фронтальной плоскости искривление позвоночника и асимметрия правой и левой сторон тела исчезают при разгрузке мышц в положении лежа [51].

Главное отличие сколиоза от просто нарушений осанки во фронтальной плоскости – скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Из-за этого при наклоне вперед ребра на выпуклой стороне сколиотического изгиба позвоночника выпячиваются назад [1].

У часто болеющего ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата формируется, так называемый, «порочный круг». В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам, снижения защитных механизмов и нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.). Все эти составляющие могут привести к отставанию в физическом развитии [7].

Ограничение двигательной деятельности снижает функциональные возможности организма, затрудняет освоение необходимых двигательных навыков, снижает эффективность обучения, и способствует возникновению различных факторов риска, которые в свою очередь, в дальнейшем тоже могут стать причиной хронических соматических заболеваний [42].

Дети с нарушениями осанки имеют ряд расстройств со стороны нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др. систем. Они обладают слабым типом высшей нервной деятельности со следующими особенностями: неуверенность в своих силах, нерешительность, робость, меланхоличность, замкнутость, нервозность, пониженное внимание и функциональная выносливость, плохая координация движений, наблюдаются пониженная физическая сила, слабость «мышечного корсета». Такие дети чаще болеют, что ведет к снижению общей сопротивляемости организма и развитию патологических процессов. Прежде всего, страдают органы дыхания. Изменяются форма ребер и положение грудной клетки в целом. Это ведет к ослаблению дыхательных мышц, ограниченности экскурсии грудной клетки и снижению спирометрических данных. Сдавливание грудной клетки, в частности сужение верхних дыхательных путей, приводит и инспираторной отдышке, характеризующейся замедленным дыханием с глубоким вдохом, а поражение нижних – к учащенному поверхностному дыханию. Надо отметить, что при недостаточной работе легких страдают все системы организма, и в первую очередь сердечно-сосудистая из-за недостаточного поступления кислорода к органам и тканям, что неизбежно приводит к хронической гипоксии [28].

Со стороны деятельности функциональных систем наблюдается мышечная гипотония, характеризующаяся ослабленным мышечным тонусом из-за тонких и слабых мышечных волокон. Дети начинают отставать в физическом развитии от своих сверстников [2].

Известно, что у ребенка параллельно с приобретением им навыков удерживания головы, сидения и стояния постепенно определяются физиологические кривизны позвоночника, такие как изгибы в шейном и пояснином отделе выпуклостью вперед (лордоз) и изгибы в грудном и кресцовом отделе выпуклостью назад (кифоз). Волнообразная форма позвоночника с наличием буферных образований в виде межпозвоночных дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивает высокие рессорные качества, которые предохраняют от сотрясения внутренние органы и центральную нервную систему. Условия внешней среды, т. е. продолжительность и величина нагрузки, положение корпуса при учебных занятиях, работе и функциональное состояние мускулатуры оказывают свое влияние на форму позвоночника, и нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, меняется положение плечевого и тазового пояса, возможно возникновение наклонности к асимметричному положению тела [33].

Порочное положение тела при стоянии и сидении постепенно принимает характер стереотипа, в результате которого эта неправильная привычная установка может закрепиться. Наиболее типичными отклонениями в осанке являются сутулость, круглая, плоская спина, крыловидные лопатки, поясничный гиперлордоз [51].

К неправильным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, относят посадку с сильно согнутым вперед туловищем. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле либо занятиями за слишком низким столом, а также с большим расстоянием ребенка от книги или тетради [30].

Большую роль играет функциональное состояние мускулатуры: при слабом развитии мышц спины быстрее развивается их утомление, корпус ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также и при стоянии, образуется так называемая вялая осанка. У физически слабых детей иногда наблюдается плоская спина (сглаженность физиологических изгибов позвоночника) [51].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: