Анализ научно-методической литературы

Работа защищена с оценкой: «_____________________»

Дата защиты «____»_________________________2014 г.

Протокол защиты №____ от «____»___________2014 г.

 

МИНСК 2014


 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

 

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ЛГ – лечебная гимнастика

ЛФК – лечебная физическая культура

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ЧСС – частота сердечных сокращений




ВВЕДЕНИЕ

Позвоночник играет главную роль в здоровье человека. Он является основой скелета, придает телу нужную форму, к позвоночнику прикрепляются большие и малые мышцы и связки спины и живота. За счет них тело удерживается в вертикальном положении, а органы в должных местах [2]. Заболевания позвоночника стали общей проблемой человечества, боли в спине – обычным явлением [51].

Среди детей среднего школьного возраста нарушениями осанки страдает одна треть детей Беларуси в возрасте от 3 до 15 лет, которое впоследствии может привести к сколиозу. Причем, по мнению ряда педиатров Беларуси, нарушение осанки у детей среднего школьного возраста можно выявить у 90%, а средний уровень заболеваемости сколиозом составляет более 7% [33].

Искривление позвоночника отрицательно воздействует на кости скелета, мышцы, связки и внутренние органы, что и ведет к заболеванию всего организма [46].

За последнее десятилетие отмечаются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Отклонения становятся более распространенными и более выраженными. Это в полной мере справедливо и в отношении нарушений опорно-двигательного аппарата, традиционно относящихся к так называемым «школьным болезням», подчеркивая тем самым влияние школьных факторов риска в формировании данных отклонений [34].

Чтобы быть здоровым, необходимо уважительно относиться к своему телу, сберегать его, ценить как «высочайшее проявление жизни»; воздерживаться от ненатуральной пищи и возбуждающих напитков; употреблять натуральную, непереработанную пищу; работу сочетать с отдыхом; периодически очищать организм на клеточном уровне; быть спокойным, в меру эмоциональным; изучать законы природы, жить согласно им и наслаждаться плодом своего труда [21, 35].

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, – возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья одной цепи [40]. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы [47]. Нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых [51].

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем [37]. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение [14].


Актуальность работы. Проведенные учеными массовые исследования состояния опорно-двигательного аппарата у детей позволили оценить распространенность нарушений в период школьного онтогенеза.

Высокая социальная значимость деформаций позвоночника и стоп, нарушений осанки определяется их ролью в снижении качества жизни детей, в формировании инвалидизирующих состояний [30]. Физиологическая потребность ребенка в движении для нор­мального роста и развития составляет 17–22 тысячи движений в сутки. Боль­шинство детей реализуют только 60-70 % этой потребности. Приходя же в пер­вый класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в 2 раза снижает свою двигательную активность [25].

Возрастная динамика распространенности нарушений осанки и деформаций позвоночника свидетельствует о высокой частоте встречаемости и неуклонном их росте, от старшего дошкольного до старшего школьного возраста [44].

По литературным данным, при определении корреляционной зависимости нарушений осанки от средовых факторов образовательных учреждений установлено, что в 64% случаев эти нарушения обусловлены несоответствием рабочих мест росто-возрастным характеристикам учащихся [4].  

Установлено, что используемая учебная мебель не соответствует росто-возрастным характеристикам детей в среднем в 15–20% случаев в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в 75–80% – в начальной школе. [45].

При оценке причин такого несоответствия было выявлено, что при оборудовании классных помещений не учитываются современные особенности возрастного распределения учащихся по группам роста [26].

Начиная с 12-летнего возраста, частота нарушений осанки во фронтальной плоскости у мальчиков составляет 7,5 случаев, а у девочек – 4,4 случая на 100 обследованных детей. Впервые такая разница начинает проявляться с 3–4 летнего возраста. Подобная тенденция сохраняется и при нарушении осанки в сагиттальной плоскости: частота круглой спины у мальчиков составляет 3,0; у девочек – 2,5; а сутулой спины – 6,1 и 5,1 на 100 обследованных соответственно [43].

Также серьезной проблемой способствующей появлению нарушений в осанке и развитию сколиоза, является ранец. Исследования ученых позволили установить, что несоответствие веса ранцев с учебниками гигиеническим нормативам составило в среднем 7-10% [35]. Все это обуславливает необходимость своевременно, с ранних лет, предпринимать меры коррекции, предупреждающие прогрессирование нарушений осанки.

Цель исследования: выявить эффективность составленной программы восстановления детей среднего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел), направленной на повышение общего тонуса организ­ма, нормализацию функциональных возможностей сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, выработку мышечного корсета.

Задачи исследования:

1. На основании анализа научно-методической литературы изучить наиболее эффективные средства и методы восстановления при нарушениях осанки у детей.

2. Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста с нарушением осанки во фронтальной плоскости (грудной отдел).

3. Изучить динамику антропометрических показателей, функционального состояния дыхательной системы и физической подготовленности у детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости в ходе педагогического эксперимента, и оценить эффективность разработанной программы восстановления.


ГЛАВА 1

АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: