Методы и организация исследования

 

Методы исследования

 

Антропометрические измерения

Антропометрические измерения(определение роста, веса тела, диаметра окружности грудной клетки, силы мышц, ЖЕЛ) дополняют данные наружного осмотра, позволяя точнее определить уровень физического развития. Осуществляя повторные антропометрические измерения, наблюдают за динамикой физического развития при систематических занятиях физическими упражнениями. При проведении антропометрических измерений нужно пользоваться только специальным стандартным инструментарием, строго соблюдать официальную унифицированную методику, принятую в нашей стране. Измерения следует проводить утром натощак или после легкого завтрака [19].

Используются следующие антропометрические измерения:

1. рост (длина тела) измеряют ростомером. Измеряемый должен прикасаться к стойке прибора тремя точками: лопатки, ягодицы, пятки; Голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии;

2. вес тела устанавливают с помощью медицинских весов. Измеряемый становится на середину площадки весов. Взвешивание рекомендуется проводить утром натощак;

3. окружность грудной клетки (ОГК) измеряют на вдохе сантиметровой лентой. Накладывают ее на грудную клетку кзади – под углом лопаток, спереди – под соском (у женщин на IV ребре) [22];

4. мышечная сила кисти (динамометрия) – определяется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, отведя прямую руку немного вперед и в сторону, кистью руки обхватывает динамометр и максимально сжимает его по команде. Измерение проводится три раза, записывается максимальный результат. Фиксируются показатели правой и левой руки. Точность измерения – 0,5 кг. Норма для детей 13–14 лет – 30-35 кг [19].

 

Функциональные методы

Используются следующие функциональные измерения:

1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – определяется при помощи водяного, сухого или электрического спирометра. Обследуемый делает 2–3 предварительных максимальных вдоха и выдоха, затем делает максимально глубокий вдох, одновременно рукой зажимает нос и после этого производится полный выдох. При использовании сухого спирометра особое внимание уделяется на плавность выдоха, который продолжается примерно 5–7 секунд. Измерение ЖЕЛ повторяется 2–3 раза с небольшим (30–60 секунд) интервалом, учитывается лучший результат. Точность измерения – 100 см3(мл). Норма для детей 13-14 лет – 2300-2800 мл [22];

2. пробы Штанге и Генчи.

Данные пробы позволяют оценить адаптацию человека к гипоксии и гипоксемии, т. е дают некоторое представление о способности организма противостоять недостатку кислорода. Лица, имеющие высокие показатели гипоксемических проб, лучше переносят физические нагрузки. В процессе тренировки, особенно в условиях среднегорья, эти показатели увеличиваются. 

Проба Штанге – измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.

Методика проведения. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85 – 95% от максимального. При этом плотно закрывают рот и зажимают нос пальцами. Регистрируют время задержки дыхания.

Оценка пробы. Средние величины пробы Штанге для женщин – 40–45 с, для мужчин – 50–60 с, для спортсменок – 45–55 с и более. Для детей 7–11 лет – 30–35 с, 12–15 лет – 40–45 с, 16–17 лет – 45–50 с.

С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей) как улучшение подготовленности (тренированности спортсмена) [19].

Проба Генчи – регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.

Методика проведения. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох. Испытуемый задерживает дыхание при зажатом пальцами носе и плотно закрытом рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и вдохом.

Оценка пробы. В норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25–30 с (на 40–50% меньше показателей пробы Штанге). Спортсмены способны задерживать дыхание на 35–45 с и более. Норма для детей 14–15 лет – 20–24 сек. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменных процессов степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии [22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: