Методы математической статистики

При проведении исследования вычислялись:

1. Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности.

Средняя арифметическая величина (или среднее арифметическое) получается от сложения данных величин и деления этой суммы на число этих величин (формула 2.1):

=

 

х 1+  х +  … +  хn
n

 (2.1)

где: х1+ х2+ …+ хn испытуемые, n – общее количество испытуемых в выборке [23].

2. Среднее квадратическое (или стандартное) отклонение σ. Основной мерой статистического измерения изменчивости признака у членов совокупности служит среднее квадратическое отклонение σ (сигма) или, как часто ее называют, стандартное отклонение. Теория вариационной статистики показала, что для характеристики любой генеральной совокупности, имеющей нормальный тип распределения достаточно знать два параметра: среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение. Эти параметры заранее не известны и их оценивают с помощью выборочной средней арифметической и выборочного стандартного отклонения, которые вычисляются при обработке случайной выборки.

                                               (2.2)

где: ∑ni = 1 (χ- )2 данные по каждому испытуемому в отношении к средней величине, n – общее количество испытуемых в выборке [15].

3. Стандартная ошибка средней арифметической или ошибка репрезентативности σ характеризует колебания средней. При этом необходимо отметить, что чем больше объем выборки, тем меньше разброс средних величин.

Стандартная ошибка средней вычисляется по формуле 2.3 [23]:

                                             (2.3)

4. Коэффициент вариации (V). Изложенные выше характеристики совокупности (средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение) имеют один недостаток: они дают показатель изменчивости признака в именованных величинах, а не в относительных. Поэтому сопоставление (или сравнение) разноименных признаков по этим параметрам невозможно.

В этом случае удобно пользоваться коэффициентом изменчивости признака, который выражается в относительных величинах, а именно в процентах, и вычисляется по формуле 2.4:

                                            (2.4)

Чем больше V, тем более изменчив признак. Значения коэффициента вариации, не выходящие за пределы 10%, принято считать нормальными. Если V>20%, то выборка некомпактна по заданному признаку [15].

5. Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине. Рассчитывается по формуле:

                                           (2.5)

где: X2 – среднее группы вторых измерений, X1 – среднее группы первых измерений, σ22 – стандартное отклонение вторых измерений, возведенное в квадрат, σ12 – стандартное отклонение первых измерений, возведенное в квадрат [23].

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абальмасова, Е.А. Коррекция позвоночника / Е.А. Абальмасова // Журнал «Ортопедия, травматология и протезирование». – М.: Медицина, 1960. – № 7. – 21 с.

2. Абросимова, Л.И. Детская спортивная медицина: учебник / Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 1998. – 361 с.

3. Андрианов, В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у дошкольников / В. Л. Андрианов [и др.]. – М.: Медицина, 1985. – 216 с.

4. Арсланов, В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: афтореф.дисс.: канд.биол.н. (13.00.04) / В.А. Арсланов. – Казань, 1979. – С. 11-17.

5. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в фи­зическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1973. – 102 c.

6. Барклай, В.М. Валеодиагностика: методическое пособие по валеологии / В.М. Барклай. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 89-105.

7. Белякова, Н.Т. Формирование правильной осанки / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. – № 4. – 1999. – С. 7-12.

8. Бирюков, А.А. Лечебный массаж: учебник для студ. высш. учеб. заведе­ний / А.А. Бирюков. – 2-е изд., стер. – М.: Издатеявский центр «Акаде­мия», 2007. – 368 с.

9. Буровых, А.Н. Профилактика и коррекция нарушений осанки в режиме дня школы-интерната / А.Н. Буровых. – М.: Просвещение, 1982. – 154 с.

10. Вайнруб, Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом / Е.М. Вайнруб, А.С. Волощук. – Киев: Здоровья, 1986. – С. 75-81.

11. Васичкин, В.И. Энциклопедия массажа: учебник / В.И. Васичкин. – М.: Аст-пресс,2002. – 656 с.

12. Вербов, А.Ф. Основы лечебного массажа: учебник / А.Ф. Вербов. – М.: Медицина, 1986. – 115 с.

13. Воспитание правильной осанки: учебник / Под ред. А.М. Шлемина. – 2-е, испр. и доп. изд. – М.: Просвещение, 1968. – 70 с.

14. Вояков, М.В. Ортопедия и травматология детского возраста: учебное пособие / М. В. Вояков, Г. М. Тер-Егназаров. – М.: Просвещение, 1983. – 436 с.

15. Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. пособие для институтов физической культуры / М.А. Годик. – М.: ФиС, 1988. – 192 с.

16. Григорьев, П.Я. Ортопедия: учебник для медицинских вузов, врачей и курсантов учрежде­ний последипломного образования / П.Я. Григорьев, А.В. Яковенко. – М.: Медицинское информаци­онное агентство, 1998. – С. 74-77.

17. Грубин, М.И. Динамика нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников / М.И. Грубин // Педагогика в школе. – 2002. – №3. – С. 7-10.

18. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

19. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заве­дений / В.И. Дубровский. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

20. Дубровский, В.И. Лечебный массаж: учеб. для студ. сред, и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 464 с.

21. Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – С. 163-165.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: