III. Организация процесса спортивной подготовки

 

 

3.1. Система спортивной подготовки.

 

Система спортивной подготовки представляет собой многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс, основанный на научных и практических знаниях.

 

Под составляющими компонентами системы спортивной подготовки в целях данных Методических рекомендаций понимаются:

 

организационно-управленческий процесс построения спортивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;

 

система отбора и спортивной ориентации, представляющая собой процесс, направленный на выявление задатков у юных спортсменов, выраженных в спортивной предрасположенности к занятиям определенным видом спорта (спортивной дисциплиной) и выявлении индивидуальных возможностей в этом виде деятельности;

 

тренировочный процесс, под которым в целях настоящих Методических рекомендаций понимается процесс осуществления тренировочной и соревновательной деятельности по программам спортивной подготовки и (или) образовательным программам в области физической культуры и спорта и, в соответствии с законодательством, подлежащий планированию, включающий в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направленный на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;


 

соревновательный процесс, учитывающий организацию и проведение спортивных соревнований и участие в них спортсменов в соответствии с планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируемым организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;

 

педагогический процесс, под которым, в целях настоящих Методических рекомендаций понимается процесс непосредственной реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, либо педагогическое сопровождение программ спортивной подготовки, и направленный на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление

 

и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта;

 

процесс научно-методического сопровождения, под которым в целях настоящих Методических рекомендаций понимается комплекс мер по анализу, корректировке и повышению эффективности спортивной подготовки;

 

процесс медико-биологического сопровождения, под которым в целях настоящих Методических рекомендаций понимается медицинское обеспечение, восстановительные и реабилитационные мероприятия, спортивное питание (возмещение энергозатрат, фармакологическое обеспечение);

 

процесс ресурсного обеспечения, под которым в целях настоящих Методических рекомендаций понимается организация и планирование материально-технического обеспечения спортивной подготовки, обеспечение квалифицированными кадрами, своевременного и необходимого финансирования реализации программы спортивной подготовки.

 

Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется формировать структуру организации и осуществлять планирование деятельности организации с учетом перечисленных выше компонентов системы спортивной подготовки.

 

3.1.1. Этапы спортивной подготовки.

 

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы*(37):

 

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.


 

Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки*(38).

 

Этапы спортивной подготовки для планирования, организации и осуществления спортивной подготовки могут быть разбиты на периоды, ступени, года, циклы подготовки, что рекомендуется отражать в программе спортивной подготовки.

 

При осуществлении спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, рекомендуется реализовывать следующие этапы и периоды:

 

Этап начальной подготовки - периоды: первый год подготовки; свыше первого года подготовки;

 

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) - периоды: начальной специализации; углубленной специализации;

 

Этап совершенствования спортивного мастерства - весь период; Этап высшего спортивного мастерства - весь период.

 

Если на одном из этапов спортивной подготовки (кроме спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки по выбранным виду или видам спорта (спортивным дисциплинам), прохождение следующего этапа спортивной подготовки не допускается*(39).

 

В таблице N 4 указана рекомендуемая целесообразность открытия этапов спортивной подготовки в организациях различного вида, осуществляющих спортивную подготовку.

 



Таблица N 4

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: