Биологическое и социальное в человеке

 

           В филос. литературе сложились две позиции по этому вопросу:

1. природа человека всецело социальна;

2. природа человека не только социальна, но и биологически нагружена.

           Вопрос по сути сводится к проблеме: существуют ли биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека?

           1. Человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники этого направления ссылаются на эксперимент, проводимый с детьми в спецшколе Загорска, где из «растений» путем специальных методик, приучения к орудийной деятельности, методики чтения и письма Бройля формировались «люди». К этому же направлению можно отнести взгляды Маркса на всецелую соц. природу человека. В 6 тезисе о Фейербахе говориться: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности, она есть совокупность всех общественных отношений. Т.е. сущность человека располагается вне человека, в обществе

 

           2. Сторонники этого подхода ссылаются на данные современной социобиологии. Согласно им, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а более специфических форм - поведению приматов. Среди этих стереотипных форм выделяют: взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, что в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов. Также социобиологи утверждают, что наша биология наполняет нас врожденными идеями.

 

           Существуют и экстремальные «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна, существуют низшие и высшие расы и т.п.

           Человек есть результат эволюции природы. Конечно, он природное существо, он живое существо. Ему принадлежат все атрибуты животного. Но он "ушел" от этой своей сущности, выйдя за пределы биологического сущего и став социальным существом.

           Построив свой мир, мир социальный, человек оказался в новой экзистенциальной ситуации. Мир общества - это его мир. Конечно, человек, прежде всего, существо социальное, ибо так случилось в силу трансцендирования им своей природной сущности. Поэтому его сущность раскрывается в деятельности объективного духа, как отмечал, например, Гегель, или выступает как "совокупность всех общественных отношений", по Марксу2. И в том, и в другом случае сущность человека как неприродная сущность находится вне самого человека: это мир духа (идеи, ценности, понятия мира культуры) или мир общественных отношений (социальные роли, группы, институты и т.п.). Индивид должен овладеть своей социальной сущностью, чтобы обрести свое общественное лицо, чтобы "стать" человеком. В процессе взаимодействия индивида и общественной сущности человека (будем исходить из Марксова ее понимания как "совокупности всех общественных отношений", поскольку это понимание прямо или косвенно вошло в социальную науку разных ориентации) конкретный индивид овладевает человеческой сущностью, делает ее своим достоянием и тем самым обретает свое собственное общественное лицо.

 

РАЗДЕЛ III. ВОПРОС. 15.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА.

 

ФУНКЦИОНЕР И ЛИЧНОСТЬ.

 

           Построив свой мир, мир социальный, человек оказался в новой экзистенциальной ситуации. Мир общества - это его мир. Конечно, человек, прежде всего, существо социальное, ибо так случилось в силу трансцендирования им своей природной сущности. Поэтому его сущность раскрывается в деятельности объективного духа, как отмечал, например, Гегель, или выступает как "совокупность всех общественных отношений", по Марксу3. И в том, и в другом случае сущность человека как неприродная сущность находится вне самого человека: это мир духа (идеи, ценности, понятия мира культуры) или мир общественных отношений (социальные роли, группы, институты и т.п.). Индивид должен овладеть своей социальной сущностью, чтобы обрести свое общественное лицо, чтобы "стать" человеком. В процессе взаимодействия индивида и общественной сущности человека (будем исходить из Марксова ее понимания как "совокупности всех общественных отношений", поскольку это понимание прямо или косвенно вошло в социальную науку разных ориентации) конкретный индивид овладевает человеческой сущностью, делает ее своим достоянием и тем самым обретает свое собственное общественное лицо.

Можно выделить два типа отношения общества и человека, а в связи с этим и два типа социального проявления человека, две возможных характеристики человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: