Первый тип - тип функционирования

           Человек, включаясь в систему общественных отношений, занимает в ней определенное место. Для того, чтобы это место исправно функционировало, он должен овладеть тем опытом, тем содержанием, которое накоплено обществом и закреплено за этим социальным местом (этим отношением, этим видом деятельности и т.п.). Таким образом, из всего богатства общественного опыта, из всей совокупности общественных отношений (всей сущности человека) индивид усваивает (делает своим достоянием) только часть и развивает себя как "частичный человек", или функционер.

Функционер - это такая характеристика человека, когда его лицо, его сущность представляет какая-либо отдельная социальная роль (или ограниченный набор ролей). Человек-функционер - это конкретный работник, чиновник, учитель, военный и т.п., это роль, за которой не видно собственного лица данного человека.

           Например, образы полковника Скалозуба из "Горя от ума" или чиновника Каренина из романа Л.Толстого, вспомним роман Замятина "Мы" или Оруэла "1984".

           Функционер живет в "закрытом" бытии, в бытии Das Мап, "безличном" бытии, по определению немецкого философа Мартина Хайдеггера. Поэтому человек-функционер может быть заменен другим функционером - отсюда выражение "Нет незаменимых людей". Функционер - часть общества и подчинен ему как целому. Он - орудие достижения общественных целей, ибо своих целей у него просто нет. Общество, сложенное из функционеров, действует как отлаженный механизм, это организованное и упорядоченное общество, где действие каждого элемента предсказуемо. Несомненно, что это положительная черта общественной жизни. На базе функционирования развивается в истории такая организация общества, как гражданское общество и правовое государство. В гражданском обществе основными элементами выступают группы, возникающие благодаря общим потребностям и интересам и представляющие единое социальное лицо своих членов, а правовое государство закрепляет в законах, в правах и обязанностях функциональное членение общества. Но если общественная жизнь основывается только на принципах функционирования индивидов, тогда общество превращается в подобие муравейника, в общество, которое закостеневает в своем наличном состоянии и лишается источника развития, так как индивид-функционер способен только на воспроизводство заданного и не способен к продуктивному действию.

           Второй тип - продуктивное действие.

           Продуктивное действие - удел не функционера, а человека как личности. Личность же возникает на путях реализации другого типа отношения человека и общества. Если "частичный" человек (функционер) возникает в результате частичного (неполного) овладения человеком своей социальной сущностью, то личность - это результат овладения человеком всей своей сущностью. Личность - это целостность человека, его универсальная полнота, которая возникает как характеристика человека в отношении "всей совокупности общественных отношений". Личность - это характеристика такого отношения человека и общества, когда он действует в социальной системе таким образом, что утверждает ее целостность, порождает ее как систему.

 

РАЗДЕЛ III. ВОПРОС. 16.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. «Я» ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ.

 

           Сущность человека как неприродная сущность находится вне самого человека: это мир духа (идеи, ценности, понятия мира культуры) или мир общественных отношений (социальные роли, группы, институты и т.п.).

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

           Как происходит это "собирание" человека в Человека целостного? Как возможно овладение, "присвоение" себе всего богатства общественной сущности? Каковы пути формирования личностной характеристики человека? Обратим внимание на два из них.

 

           Во-первых, через рефлексию, через осмысление человеком своего места и своего функционирования в общественной системе. В силу разделения труда и видов деятельности каждый конкретный индивид привязан к определенной общественной сфере, выход за пределы которой реально либо невозможен, либо затруднен. Но через осмысление места своего действия в общественной системе, через формирование своего отношения к своей роли в обществе он начинает существовать в горизонте всего общества и культуры, т.е. выходит в сферу личности.

           Во-вторых, через овладение опытом основных видов деятельности человека. Общественная система включает множество различных видов деятельности и отношений, но можно выделить из них три основных: это - производство, общение и управление. Тогда, когда этот "набор" деятельностей появился в истории, стало возможно говорить о возникновении общественной жизни, социальной сферы как особого бытия.

           Общественная целостность человека проявляется также в трех сферах, изоморфных основным социальным деятельностям - в области труда, поведения и активности. Каждый индивид проявляет себя в этих направлениях, и в той мере, в какой он себя в них реализует, он раскрывает свое общественное лицо как лицо личности. Причем здесь важно то, что индивид раскрывается как личность только тогда, когда он в каждый момент своей деятельности проявляет все свои способности и возможности. Личность как бытие неделима на труд, поведение, активность, она должна и в акте труда проявлять свое отношение к людям (общение) и свои цели и установки (активность), также и в актах поведения или в своей активности она должна высветить себя целиком.

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

           Каждая из сфер деятельности требует определенного опыта, которым индивид должен овладеть. Можно условно выделить три уровня овладения опытом и проявления его в мире личности соответственно каждой из отмеченных сфер.

           Первый уровень - уровень объектно-субъектный, ситуативный, который в сфере труда означает для человека овладение определенными "навыками и умениями", в области поведения - овладение "правилами общения", в области активности - характеризуется "желаниями". Навыки, правила поведения, желания характеризуют как человека, так и ситуацию, в которой он находится, и меняются в зависимости от ситуации.

           Второй уровень - уровень субъектный, который формируется вне зависимости от ситуации. В сфере труда - это "знания", в области поведения - "ценности", в сфере активности - "интересы". Знания, ценности, интересы характеризуют человека как субъекта деятельности, ее потенциального носителя. На этом уровне социальные действия и общественные отношения представлены в "свернутом" виде, в форме способности и готовности индивида к их реализации. Здесь социальный мир представлен содержанием знаний, ценностей и интересов, но он стал теперь внутренним миром индивида, в котором распоряжается он сам, а не общество.

           Третий уровень - это уровень "ядра личности", который формируется постепенно и включает убеждения, принципы, идеалы и в котором уже нельзя провести разделения на какие-либо сферы деятельностного проявления личности. Ядро личности - глубинный уровень ее структуры, который полностью является достоянием самой личности. Его конституирование и утверждение - дело самого человека, дело его личных усилий, ума, воли и чувств. Никто за него эту работу выполнить не может. Общество и культура могут предоставить более или менее благоприятные для этого условия, но только сам человек утверждает свою суть.

           Здесь мы снова подошли к тому пониманию сущности человека, о котором уже говорили - сущность человека не дается ему, а задается им самим. Личность как целостность человека собирается в момент становления ее глубинного ядра, а происходит это тогда, когда человек решает для себя вечные проблемы жизни - жизнь и смерть, Бог и человек, любовь и одиночество, дары и долги и многие другие. Каждая эпоха, каждое поколение людей ищет и находит ответы на эти вопросы, но каждый раз каждый из нас должен сам для себя ответить на них.

           В этот момент стояния один на один с вечными вопросами культуры и зарождается личность, которая знает себя. Так становится еще один структурный элемент личности - "Я", самосознание, саморефлексия. "Я" видит себя суверенным, независимым, обособленным от всего другого мира бытием. "Я" как самосознание скрепляет целостность личности и выявляет ее индивидуальность. Индивидуальность - средоточие личности и ее феноменальное проявление, ибо только личность обладает ею, или, во всяком случае, для нее индивидуальность значима. "Ядро" личности, "Я" человека выстроено им, выстрадано им и принадлежит ему, а индивидуальность оказывается феноменом культуры, необходимой характеристикой личности как культурного бытия. Поэтому личность, вырастающая на стыке социальной системы и культуры, соединяет, сплавляет собою и в себе культурное и социальное и не сводится ни к тому, ни к другому.

           Расчленение на сферы и уровни проявления личности - это сугубо аналитическое расчленение, которое необходимо для теории и которое должно учитываться, например, в практике педагогической деятельности, но которое "пропадает", "отмирает" в самой личности воспитанника. Движение от первого уровня к ядру личности - это движения освобождения, обособления суверенного "Я" от социального окружения, это становление свободы, в поле которой и живет личность. Свобода - вот подлинный мир личности. Логика движения человека к свободе определяется и совпадает с логикой культурных категорий, в которой культура осознает необходимость свободы. Этим культура отличается от социальной системы, которая в своей структуре, в своей логике не содержит не только необходимости, но даже возможности свободы. Система общества ориентирована на функционера, а не на личность. Поэтому человек как личность не часть общества, а его полноправный партнер.

           И снова мы встречаемся с парадоксом определения сущности человека: личность не может появиться вне общества, она рождается в ходе освоения индивидом всего общественного богатства, всех общественных отношений, но она выходит за пределы данных общественных достижений и за пределы данных общественных отношений.

Человек определяется как личность во взаимодействии с обществом и культурой, определившись, он также не порывает с ними связи, но это связь особая - связь свободы и самоопределения. Здесь обнаруживает себя крайне интересная методологическая проблема: определение личности - это процесс двусторонний. С одной стороны, это процесс онтологический: человек определяет себя (о-предел-ивавт, ставит вокруг себя пределы, границы) как личность в бытии, становится личностью. С другой - это процесс эпистемологический: он осознает себя как личность, знает себя как личность, т.е. дает себе определение (например, получает имя-характеристику). Поэтому определение личности - это всегда утверждение личности как феномена реальности и как феномена сознания (самосознания - Я знаю себя, и сознания Другого - он знает обо мне). Отсюда следует важный педагогический принцип: процесс воспитания должен учитывать, что формирование личности проходит одновременно на этих двух уровнях.

           Система формальных категорий культуры задает логику социо-культурного мира человека, она становится основанием СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я). Душа, внутренний мир человека, это сложное образование. Душа - это целостность и определенность человека, целостность его внутреннего мира. Но мой внутренний мир никогда не дан мне в его цельности, так как каждый раз мне дано в моем самосознании только то или иное конкретное переживание, однако я знаю его как целостность. Благодаря чему? Благодаря универсальным интенциям моего внутреннего мира, благодаря универсальным состояниям души - любви, вере, надежде и всепониманию (мудрости). Эти универсальные состояния (интенции) души пронизывают весь внутренний мир человек, придавая ему цельность, они сопровождают любое переживание человека, включая его в содержание внутреннего мира человека или исключая из него.

           Именно в логике формальных категорий культуры коренятся основные содержательные интенции личности.

           Например, состояние любви предполагает непосредственный чувственный контакт и переживание чувственной близости с предметом любви (это важно и тогда, когда человек любит какой-то предмет - блюдо, книгу, картину, и тогда, когда любит другого человека). Этот чувственный контакт и способность вчувствования, "вхождения" в другое несет в себе культурно-абстрактное содержание остенсивных категорий. Состояние веры, предполагает, прежде всего, осмысление дистанции между человеком и чем-то абсолютным, осмысление, в конце концов, дистанции между засгит и рго/апит, которое переживается как чувство восхищения, трепета и опасения одновременно. Вера всегда ставит человека на границе, которую он или не хочет переступить, но боится, что может это сделать, или, наоборот, желал бы переступить, но боится этого шага. Истоки такого состояния сознания коренятся в культурно-абстрактном содержании императивности как категории культуры. Состояние надежды, определяющей отношение человека к будущему и его оценку настоящего восходит к культурно-абстрактному содержанию ценностности (аксиологичности) как таковой. А все понимание, или мудрость, которая заключается в умении выделить в любом конкретном культурном явлении его глубинную связь с целым культуры, с целым человеческой жизни вообще и целым жизни этого человека, в частности, в умении расщепить форму и содержание всякого явления для уяснения его сути, не отделима от культурно-абстрактного содержания категории принцип.

           Конечно, любовь - вера - надежда - мудрость (или в более привычном для уха звучании, идущем от христианской традиции, - Вера, Надежда, Любовь и мать их София) как экзистенциальные состояния человека, повторю, сложные образования культуры, без которых не функционирует ни одна культура, не тождественны с формальными культурными категориями. Наоборот, их можно трактовать как содержательные категории культуры, которые задают каркас экзистенциальной структуры личности и направляют ее жизнь содержательно.

           Личность есть там, где человек утверждает свое бытие, а акт утверждения может принимать и принимает разные формы. Обратим внимание на три фундаментальные для бытия человека как личности формы проявления акта утверждения личности.

 

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

           Первая из них характеризует принцип отношения личности и общества. Личность рождается в процессе овладения культурным опытом как в его содержательном аспекте, так и в его формальном аспекте - овладение самой способностью выделять и утверждать значимое бытие. Эти два аспекта культурного опыта становятся основанием двух типов отношения человека к общественной действительности в процессе реализации своего бытия как личности. Личностное развитие человека предполагает, как было отмечено, отношение человека к обществу как целому, что дает человеку способность свободно распоряжаться своей жизнедеятельностью. Свобода - пространство бытия личности. Здесь и на этой основе рождается идеал развития человека как личности. Этим идеалом становится всесторонне развитая, а потому свободная личность.

           Но как достичь этого идеала? Как известно, существует множество социальных, культурных и педагогических "рецептов" его достижения, которые могут быть сведены, в конце концов, к двум полюсам, порожденным двумя аспектами культурного опыта. Один из них - понимание всестороннего развития как разностороннего (экстенсивного), другой - как творческого (интенсивного) развития в определенных сферах.

           Точка зрения на целостное развитие личности как на разностороннее развитие предполагает максимально широкое образование и максимально широкое вовлечение человека в различные виды деятельности. В пределе индивид должен овладеть, должен сделать своим все общественное достояние - преодолеть разделение труда, познать все науки и искусства, быть вовлеченным во все виды общественной деятельности и т.д. К такому представлению о гармоническом развитии человека склонялись многие социалисты-утописты (например, Т. Кампанелла, Ш. Фурье с их учением о перемене труда). В конечном счете, такое понимание всесторонности личности приводило к непреодолимым противоречиям. Во-первых, по мере роста культуры, развития знаний, техники, усложнения общественной жизни и т.д. возможность присвоения индивидом всего социального богатства, объективирующего сущность человека, становится все более проблематичной или просто нереализуемой. Во-вторых, стремление лично испытать и постигнуть все неминуемо приводит к неравенству индивидов или даже к их столкновению: всегда окажется у кого-то больше того или иного (пусть даже это будут личные библиотеки), всегда есть в культуре и обществе уникальные образования, доступ к которым всех людей просто невозможен (невозможно, чтобы все пришли в Лувр или Эрмитаж). Потребительское отношение человека к своей сущности - по принципу "Все мое!" -не может дать идеала всестороннего и гармоничного развития личности, ибо оно изначально сопряжено с неравенством и столкновениями людей. Хотя это не означает, что подобный подход к полноте и целостности развития человека совершенно должен быть отброшен. Образование всегда опиралось именно на этот принцип отношения индивида и общественного богатства, и система образования, особенно в новое время, строилась на том, чтобы максимально охватить все достижения науки и культуры, и, конечно, трудно себе представить систему образования без разносторонней подготовки учащихся.

           Другое понимание гармоничного и всестороннего развития человека видит достижение этого идеала на путях продуктивного (творческого) отношения индивида к своей сущности. Конкретный человек всегда занимает определенное место в системе общественных отношений, но, если он действует в этом месте не как функционер, а творчески, привносит в это место нечто новое, то вся система общественных отношений, именно потому, что она система, переходит в другое состояние. И тогда это новое состояние всей системы становится достоянием данного индивида не потому, что он носит его в своем кармане, а потому, что без него оно не могло бы появиться. Человек вправе по отношению к этой системе сказать: "Это мой мир!" Здесь реализуется теоретическая модель целостности личности: человек отождествляется со всей совокупностью общественных отношений и всем богатством культуры, творя их. Становясь действительным событием истории благодаря своей деятельности, человек достигает полноты своей сущности. Именно творчество является путем к личности, ибо оно вводит человека во время, в историю. В продуктивном действии человека коренится историчность социокультурного бытия.

           Таким образом, первая форма проявления акта утверждения личности реализует принцип отношения к культурному и социальному богатству. И здесь еще раз мы убеждаемся, что сущность человека неотделима от активности человека, причем активности социально и культурно значимой, т.е. имеющей смысл в этих условиях жизнедеятельности человека. Оба выделенные типа понимания человеком своего отношения к обществу, а тем самым к своей социальной сущности, исключая, дополняют друг друга, и это снова показывает нам, что не может быть однозначного определения и подхода к человеку.

Вторая форма проявления утверждения человека как личности заключается в том, что личность находит себя в свободном действии, но само оно всегда конкретно и индивидуально, как конкретна и индивидуальна личность. Поэтому утверждение себя как личности для каждого человека - это путь его собственной жизни, путь, который может пройти только он сам, на котором ему приходится постоянно выбирать направление и принципы своей жизни. Выборы на жизненных перекрестках, как назвал их известный польский педагог академик Богдан Суходольский4, и составляют еще одну из форм утверждения человека как личности и форм проявления отношения личность - общество.

           Отметим вслед за польским ученым некоторые из таких перекрестков.

           Первый. Жизнь каждого из нас складывается как череда желаний и их удовлетворения. Этот ритм организует нашу жизнь и ее порядок. Время между возникновением желаний и их удовлетворением может быть различным. И человек нередко оказывается перед выбором - предпочесть ли радости настоящей минуты, сиюминутные желания и удовольствия, или подчиниться суровой дисциплине ради достижения каких-то целей в будущем. Выбор между жизнью в настоящем и жизнью ради будущего не оказывается таким однозначным, как представляется на первый взгляд. С одной стороны, жизнь настоящей минутой кажется жизнью легкомысленной, а жизнь ради больших целей жизнью серьезной и основательной. Но, с другой стороны, может ли человек постоянно жертвовать настоящим ради будущего, ибо действительная жизнь совершается только в настоящем? Может ли эта действительная жизнь быть средством для будущего? Решая для себя эти вопросы, человек определяет себя. Причем это решение не может быть ни абсолютным, ни однозначным, а значит, на этот перекресток человек будет постоянно возвращаться.

           Другой перекресток: выбор между гедонизмом и героизмом. Чему человек посвятит свою жизнь - себе, своим целям (близким или далеким) или исполнению долга, выполнению обязательств перед кем-то (Богом, государством, партией, семьей и т.д.). Что более человечно для человека? Десятки, сотни великих людей отдали жизни ради свободы народов, ради утверждения мощи государств, ради служения людям. Но ведь с лозунгом "Ради...!" действовал и фанатизм - или религиозный (Ради подлинного Бога!), или националистический (Ради великого Рейха!), или политический (Ради уничтожения классового неравенства!). На этот перекресток человек также будет возвращаться не раз, хотя, кажется, что он однажды уже выбрал для себя дорогу.

           Третий перекресток: одиночество или мир: я сам себе судья или мне важно мнение других, самодостаточен я или мне нужны другие. Свобода, без которой нет меня как личности, не может не обрекать индивида на одиночество и самодостаточность. Но нет меня и без любви, без дружбы, без людей, с которыми я связан тысячами нитей. Каждый раз, каждый день я буду оказываться на этом перекрестке, даже тогда, когда я буду вместе с теми, кого я люблю и без кого не мыслю своей жизни. И в этом случае человеку нужно побыть одному.

           Можно указать и на такой выбор, с которым человек постоянно сталкивается - как понять жизнь? Есть у нее смысл, и тогда жизнь приобретает цельность, законченность, или жизнь смысла не имеет, и тогда человек оказывается перед пустотой, а страх смерти будет уделом его жизни. Решать этот вопрос должен каждый. И вряд ли можно утверждать, что кто-то может его решить окончательно и однозначно.

Все эти, как и многие другие, перекрестки жизни человека делают жизнь именно жизнью, то есть постоянным беспокойством и сменой состояний, но в то же время они рождают и личностную судьбу человека. Выбирая, решаясь на то или это, человек освобождает себя от данных ему условий, но в замен порождает новые условия своей жизни - свою судьбу, время своей, именно своей жизни.

Наконец, можно выделить еще третью форму проявления акта утверждения человека как личности, которая раскрывает парадоксальность самого отношения личность - общество, в процессе которого личность и уходит в историю.

           Рене Декарт закладывает основы научного рационализма, который определяет тип мышления всей науки и, более того, - тип мышления всей культуры нового времени. Декарт противопоставил друг другу две субстанции - субстанцию телесную (вещь, объект) и субстанцию мыслящую (мысль, субъект). Универсальным свойством первой является протяженность, так  как всякое тело всегда занимает какое-либо место в пространстве. Универсальным свойством второй является способность познания, способность порождения истины о вещах протяженных.

           Но если всякое тело - это протяженная субстанция, то оно может быть измерено, измерено может быть также его положение среди других тел и его движение, а через это и "все видоизменения в материи". Измерениями протяженности выступают длина, ширина и глубина, наглядное представление о которых, а вместе с тем и о протяженности и протяженной субстанции как таковой дает система координат. Главное в декартовой системе координат - отнесение точки к значениям ординат и благодаря этому обретение данной точкой определенности. "Главная роль человеческого искусства, - пишет Декарт, - заключается не в чем ином, как в сведении к тому, чтобы равенство между искомым и тем, что известно, сделалось совершенно очевидным"5. Принцип декартовых координат - это принцип уравнивания и уравнений, принцип отнесения, отождествления, определения через иное.

           Объективированный в декартовых координатах тип рациональности охватил не только познание вещей, но и познание мира человека. Хотя сама мыслящая субстанция, как считал Декарт, неподвластна протяженности и живет по иным законам, он все-таки в трактате "Страсти души" пытается найти "местопребывание" души в теле и связи души с частями тела6. Термины "местопребывание", "местонахождение", "расположение", "движение железы", "направление движения", "присутствие" и т.п. становятся определяющими для описания души и ее страстей. С еще большей силой математически механистическое понимание человека и его духа находит свое проявление у последователей Картезия. Подобный принцип рассмотрения человека через отнесение его как своеобразной (аЬи1а газа к чему-то внешнему для него, что его формирует, сохранится и позже. Так человека понимало Просвещение: среда формирует характер. Из этого принципа исходит марксистская концепция человека: "Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений". Не изменяют ему различные социологические теории личности (напр., П.Сорокин). Помещение человека в систему социальных координат определяет его социальное лицо: "Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, то я скажу тебе, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане".

           Однако по принципу декартовых координат определяется человек-функционер, ибо здесь индивид полностью отождествляется с тем, что дано ему извне. Личность же противопоставляет себя окружению, отделяет себя от заданного и тем определяет себя. Но это действие не описывается декартовыми координатами, зато описывается координатами, которые могут быть названы Дантовыми.

           Дантово пространство - это пространство души, описанию которого посвящена знаменитая "Божественная комедия". Место души - Эмпирей, куда она устремляется легко и свободно, при условии, если она очищена от груза грехов. Поэтому способ ее поведения в "нетленной геометрии"8 пространства духовной жизни - спасение. А ради этого душа должна отказаться от... - круги Ада показывают нам, от чего она должна отказаться. Она должна покаяться и очистить себя от... -уступы Чистилища показывают нам, в чем она должна покаяться и от чего она должна воздержаться. Даже в небесах Рая, где все равно блаженны, есть иерархия небес и потому даже здесь душа должна стремиться от меньшего блаженства к большему.

           Принцип архитектоники "нетленной геометрии" - уйти, чтобы прийти, отказаться, чтобы получить, воздержаться, чтобы насладиться, наконец, спуститься (в Ад), чтобы подняться (в Рай, к вечному свету). Модуль этой "нетленной геометрии" определяет всю архитектуру Ада, о чем сам Ад свидетельствует:

Например, эпизод встречи Данте с дикими зверями (рысь, лев, волчица) на склоне холма символизирует универсальную жизненную ситуацию Ложь, насилие, алчность (сладострастие, гордость, стяжательство) - это то, чего человек должен избежать, если он хочет быть нравственным, если он хочет стать человеком, если он хочет определить себя как достойную личность.

           Ложь, насилие, алчность - это ценностные координаты, по которым определяется человек. Но это координаты особые, не те, которые мы находим у Декарта, где точка (тело) определяет себя в отождествлении с координатам, находя в них свое отражение. Это координаты различения, а не отождествления, координаты преодоления, а не притяжения. Находясь в пространстве подобных нравственных, ценностных координат, человек в той мере определяет себя как нравственный человек (культурный человек), в какой он отталкивается от них, в какой он отрицает их значение и тем спасает свое нравственное лицо, себя как человека. (В эпизоде у Данте это выражено буквально - человек спасается от растерзания дикими зверями).

           Т.е. в нравственно-ценностных координатах каждая из ординат выражает негативное содержание. Для определения в них важна не степень (мера) развитости того или иного качества, с которым может быть связан человек -столько-то ему принадлежит по шкале лжи, столько-то по шкале алчности и т.п. (как действуют в поле декартовых координат), а важно абсолютное отрицание самой ценности, самого значения этой координаты. Поэтому Дантовы координаты - это координаты отрицания, которые задают апофатическое (др. греч. - отрицание) пространство. Человек обретает свою определенность (нравственную, культурную, личностную) в поле действия апофатического пространства через отрицание и отказ (это действие совершается даже тогда, когда Дантовы координаты представлены положительным содержанием ценностей, так как человек приходит к принятию и положительных ценностей через проверку их сомнением). Место человека в апофатическом пространстве - в фокусе, где сходятся значения его отрицаний. Этот фокус и становится утвержденным бытия человека.

           Следует вспомнить, что Декарт, разделив вещь протяженную и вещь мыслящую, как разные субстанции, и введя прямоугольные координаты для определения телесной вещи, показал, что вещь мыслящая определяется по-другому. Она определяется только через отношение к себе самой, а не к чему-либо или кому-либо иному. Это отношение к себе реализуется в сомнении - в отрицании своих собственных определений. Отрицание своих определений продолжается до тех пор, пока не будет этим же отрицающим со§Ио найдено то, что оно признает, само признает, как свое, как подлинно свое. Это свое Декарт и назвал "врожденными идеями", т.е. то, что свойственно самому разуму. Поэтому в "дуализме" Декарта выражен разный принцип существования и разный принцип определения вещи и мысли (скажем сейчас - человека, культурного бытия). Это, действительно, указание на два разных онтологических принципа бытия, а не на две структурные единицы бытия. Последующая наука стремится снять дуализм Декарта, который она толкует не методологически, а чисто онтологически, как реальное рядоположение двух независимых друг от друга субстанций, поэтому и "подверстывает" человека и дух под принцип действия декартовых координат.

           Если декартовы координаты есть до всякого тела (точки) и до всякого движения, то Дантовы координаты конституируются движением, действием, которое и придает им определенность. Апофатическое пространство требует активности человека, его усилия, метафизически первой и простейшей формой которого выступает воздержание, остановка, ограничение. Именно через воздержание, через ограничение человек выходит из природы и благодаря им он обнаруживает свою границу, обнаруживает, где он отделен от внешнего для него мира, где он существует как это бытие, как эта ин­дивидуальность (не- делимый) мир. Более того, апофатическое пространство, требующее активности человека, является именно тем пространством, в котором рождается новое, в котором новое не дано, а задано и появляется из небытия. Оно появляется из небытия, но не из ничто, а из "не то...", "не то...", "не то...", которое так хорошо известно всякому, кто когда-либо искал новое, кто был в ситуации творчества.

           Принцип Дантовых координат выявляет, как представляется, бытийную основу личностного существования. Метафизической основой бытия личности является отрицание. Обратим внимание на парадоксальность пространства личностного существования: отрицание, "нетствование", небытие выступает основой бытия, через отрицание личность приходит к утверждению своей неповторимости и индивидуальности. "Нетствование" открывает личности смысл бытия, в котором индивид утверждает свою жизнь. Небытие преодолевается не просто бытием, а смыслом, осмысленным, значимым бытием, ценностью жизни.

           Поэтому исходным способом действия личности и становится ОТРИЦАНИЕ-УТВЕРЖДЕНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОТРИЦАНИЕ. Отрицание - способ проявления оценки (пе§1ю ег§о Vа^е^ - отрицаю, следовательно, значит), а принятие некоего результата вследствие отрицания есть утверждение выделенного (созданного) бытия (а$ггто ег§о в5( - утверждаю, следовательно, есть).

           В нетствовании, которое рождается пространством Дантовых координат, проявляется существенное различие движения к постижению сущего, свойственного классическому типу естественнонаучного мышления и типу гуманитарного (культурного) мышления. Естественнонаучное мышление строится по формуле "Если А, то В", где "В" само вытекает из условий, гуманитарное мышление, постигающее человека и культурное бытие, строится по формуле "Если не А, то...", где "то..." должно быть определено самим человеком и не может явиться без него.

Человек живет в мире рождающегося бытия, он сам является таким рождающимся бытием, а потому он трансцендентен "внешнему" предцанному бытию. С.Н.Булгаков выводит эту черту бытия человека из "свойств" самого Бога: "Бог трансцендентен миру, есть абсолютное НЕ, каким знает его отрицательное богословие. И эта черта должна быть присуща человеку, как носителю его образа, ее мы находим как выражение первоначального самосознания, даваемого себе человеческим духом. Человек трансцендентен миру и в этом смысле свободен от мира, есть не-мир. Он не исчерпывается никакими что, не определяется никакими определениями, но есть, как и Бог, абсолютное не-что". Быть трансцендентным миру - значит отделять его от себя, находить свое бытие через отталкивание и отрицание, действуя по принципу Дантовых координат.

           Движение в пространстве Дантовых координат - необходимое условие определения (определенности) человека, его суверенности и свободы. Как заметил С.Кьеркегор: "Сила и энергия и свобода духа необходимы для того, чтобы осуществить бесконечное движение самоотречения"1. Только в воздержании и самоотречении возникает опыт свободы, только в акте отрицания и осознается свобода, именно поэтому она, прежде всего, ассоциируется с освобождением от..., в независимости, что и заложено в принципе Дантовых координат.

           Однако человек, определяясь через отрицание, через нетствование, не оказывается небытием, а получает определенность бытия, причем бытия значимого. Эта определенная значимость есть вера. "Бесконечное самоотречение - это последняя стадия, непосредственно предшествующая вере..., ибо лишь в бесконечности самоотречения я становлюсь ясным для самого себя в моей вечной значимости, и лишь тогда может идти речь о том, чтобы постичь наличное существование силой веры"11, - пишет С.Кьеркегор.

           Но если датский философ имел в виду веру религиозную, то, говоря о вере как значимой точке Дантовых координат, фокусирующей в себе все нетствования, я (Конев) имею в виду веру как состояние, в котором индивид отождествляет себя с самим собой благодаря "абсолютному отношению к абсолюту", и не обязательно к религиозному абсолюту, а к абсолюту как пункту самотождества. Абсолют и есть эта точка самоотождествления. Но, повторю, чтобы она возникла, должна вначале произойти негация. Абсолют возникает как результат, как момент остановки негации. Конечно, негация может не останавливаться, но в таком случае она перестает быть продуктивной. Но если она становится продуктивной, то заканчивается утверждением самодостаточности Я, или культурным абсолютом. Кьеркегор прав, что в вере единичный индивид стоит выше всеобщего12, что самодостаточность Я возникает на парадоксе, а следовательно, в Я, в точке абсолюта не действует закон противоречия. Но тогда на чем основывается определенность абсолюта?

           Основанием определенности в этом случае выступает второй способ действия УТВЕРЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ "Если А, то обязательно А", который не является только действием в одной сфере, а обязательно включает как акт бытийной аффирмации - реальный поступок, так и акт рефлексии - осознание и оценку результата. Оказавшись в точке утверждения (или точке веры, или точке абсолюта, или точке индивидуальности), возникающей в апофатическом пространстве в результате отрицаний, индивид оказывается в смысло-временном пункте. Время рождается в "экзистенциальной пространственное™" (Хайдеггер) Дантовых координат и формально, и содержательно. Формально, потому что негация и аффирмация - это разные состояния, которые могут быть как разделены в своем свершении, так и совпадать в нем (т.е. во времени). Содержательно - потому что, совершая некий акт негации (воздержания, epoche), индивид обнаруживает для себя ценности, которые он уже знал или еще не знал. Так в смысловременной структуре Дантовых координат появляется начальная точка как место катафатической (katafasis - утверждение) ценности. Таким местом проявления катафатической ценности становится та позиция, которую утверждает человек, тот фокус, куда сходятся отрицания, где отрицание осознается как отрицание, т. е. осознается его основание.

           Отталкиваясь, отрицая апофатические ценности, человек опирается на ценности катафатические, которые заданы ему культурой, но которые еще не стали его собственным бытием, ибо собственное бытие становится в результате собственных усилий человека, а не в результате принятия ценностей культуры и идентификации с ними. Именно поэтому логически первичными в пространстве становления человека как личности являются апофатические ординаты, хотя исторически первична ордината катафатическая. Способ действия в отношении катафатической ценности Дантовых координат может быть выражен формулой: "Теперь, когда...". Теперь, когда я занял свое место, мир определился, поэтому "На том стою и не могу иначе". Личность стала реальностью. Личность утверждает свою (себя и мира) реальность.

           Определение человека по Дантовым координатам - это определение его свободы и ее содержания, это формирование самой способности человека утверждать свою судьбу.

           Став "господином" (увенчан короной) и "первосвященником" (увенчан митрой), став индивидуальностью, человек обретает особый статус бытия - статус свободного бытия.

           Этот статус закрепляется третьим способом действия Дантовых координат - "Теперь, когда..., то...". Теперь, когда он всегда тождественен только себе самому, он не зависит ни от каких условий, он сам определяет появление новых условий, личность как определенность и как свобода (безусловность) находит свою судьбу, свое проявление в свершающемся событии. Событие - это экзистенциальное произведение личности, материалом которого оказывается всякая наличная ситуация, а действующей причиной - бытийная сила личности. Событие и становится "телом" ("фактом") истории. Человек как личность, перестав быть частью социальной системы, хотя, повторю, только в ней он и мог приобрести свои личностный характеристики, становится феноменом истории. Поэтому правы те мыслители, которые говорят, что история ничего не делает сама, что она есть благодаря действующему человеку. Человек творит свой мир, он создает свой подлинный дом, дом своей свободы, дом личности. И этот дом человек никогда не покидает, потому что он стоит только благодаря постоянной трасценденции, вечному исходу из..., абсолютной открытости на вопрошание и деяние. Этого дома нет без человека, причем здесь речь идет не о человеке вообще, а именно о данном человеке, этом человеке как личности, как индивидуальности. Конечно, индивид, увы, когда-нибудь уходит из жизни, но он никогда не уходит из истории, если он туда попал. История - бессмертность личности.

           Безусловность индивидуальности открывает человеку его особое отношение со временем - ему открывается бессмертие.

           Став событием мира, индивидуальность входит в него так, что она не может мыслить мир без своего действия и присут­ствия. Индивидуальность избегает смерти не потому, что ее материальный субстрат не исчезает (не умирает), а потому, что ее неповторимое и уникальное бытие ничем и никогда не может быть заменено. Бессмертие индивидуальности проявляется не только в том, что она избегает смерти, но в том, что она ее преодолевает, наполняя свою жизнь не просто важным содер­жанием, а абсолютным содержанием, имеющим непреходящее значение. Вл. Соловьев, как религиозный философ, считал, что абсолютное содержание и бесконечное значение индивидуальность получает как существующая в Боге. Но здесь важна не сама ссылка на Бога, а то, как понимает философ существование в Боге. В философии всеединства Вл. Соловьева Бог вы­ступает исходной точкой всеединства, в которой все вечно и нераздельно, все есть вместе и сразу, "все в одном", это бытие всеединства. "И утверждать какое-нибудь индивидуальное существо в Боге значит утверждать его не в его отдельности, а во всем, или точнее - в единстве всего". Если придать этому утверждению не религиозный смысл, это означает, что индивиду­альность открывается не как здесь существующее материально обособленное явление, а как явление, объявление всего суще­ствующего, всей культуры.

Что значит, что личность бессмертна в истории?

           Во-первых, потому что этого, нынешнего состояния истории просто не было бы без действий, усилий этой личности. В той мере, в которой личность как продуктивно действующий человек, как творческий человек что-то привносит в этот мир, мир меняется. Конечно, масштабы этого изменения могут быть разными, но они всегда есть.

           Во-вторых, потому что "рукописи не горят", и всегда могут быть протянуты корни от любого настоящего к любому событию прошлого, и "соки", "энергия" прошлого войдут в настоящее.

           В-третьих, потому что история - это не череда случившихся происшествий, не единое развитие человечества, а общий дом человечества. И этот дом строится локально, частями, каждый обустраивает свое пространство сам, а не по плану всеобщности и под знаком всеобщего закона. Ведь даже Бог создавал мир локально - "по частям", а не весь сразу. Не было у него единого замысла. Поэтому не случайно Он говорит в конце не о том, что "Вот, получилось, то, что задумал", а оценивает созданное - "Хорошо весьма". История - это общая фотография обитателей дома. Все народы и культуры входят в историю со своим лицом, и чем более своеобразно, личностно и индивидуально это лицо, тем более заметно оно на общей фотографии всемирного человечества. Конечно, на этой фотографии есть персонажи, которые не живут сейчас на планете Земля, но все они живут в доме Истории сейчас. Никто "не вытеснен" последующими персонажами, никто не "перешел" в последующих персонажей, не "развился" в них. История - не развертывающийся-свертывающийся свиток, когда видна только какая-то одна его часть, которая появляется из рулона будущего, а потом уходит в рулон прошлого, и, хорошо поразмыслив над движением свитка, можно выяснить "закономерности истории", закономерности раскручивания-скручивания свитка. История - деяние человеков, которое совершается всегда только здесь и только теперь. А оно как деяние неповторимо, хотя и имеет свои корни и свои последствия. Эту-то неповторимость и важно, на мой взгляд, понять как историю.

 

РАЗДЕЛ III. ВОПРОС. 17.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИИ. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ. _____________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: