Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака

Тема: Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастер­нака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произ­ведения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму­лирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебни­ка, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личност­ные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет писа­теля, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Чуть слышно дерево поет...

Дивясь такому случаю,

Медведь раскачивать начнет

Виолончель певучую.

Когда ты ходишь по лесам,

И ты тропинкой узенькой

Приди к сосне, послушай сам

Лесную эту музыку.

П. Комаров

Прочитайте жужжащим способом (еще: шепотом, начиная шепотом, затем увеличивая силу голоса, начиная громко, затем постепенно переходя на шепот, с ускорением, с за­медлением, скороговоркой, с интонацией удивления, вос­хищения).

— О чем это стихотворение?

— Знаете ли вы, что такое виолончель?

(Учитель показывает рисунок инструмента и объясняет, что виолончель — смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размеру между скрипкой и контрабасом.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы открываем новый раздел учебника - «Поэтическая те­традь». Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 113 и подумайте: о чем мы будем читать стихи? (Предположе­ния учащихся.)

— Прочитайте, что здесь зашифровано. (Борис Леонидович Па­стернак.)

  1 2 3 4 5 6
  а б в г д е
  ж 3 и й к л
  м н 0 п р с
  т У Ф X Ц ч
  ш Ш ь э ю я

2, 5; 3,3; 5,3; 3,4; 6,3

6, 4; 6, 5; 3, 3; 2, 3; 3,4; 5, 5; 3, 3; 3, 5; 3,4; 6, 2

4, 3; 1, 5; 6, 3; 1, 2; 6, 5; 5, 3; 2, 3; 1, 5; 5,4

— Как вы думаете, кто это?

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака

— Что вы знаете об этом поэте?

— Прочитайте информацию о поэте на карточке (читает под­готовленный или хорошо читающий ученик)

Художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный портрет поэта, вспоминал: «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос...

Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтиче­ской отвлеченности с уличной повседневностью, сплетение синтаксиче­ского своеобразия с бытовым щебетом, и так — о чем бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи...»

— Что вы узнали?

(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Золотая осень»

— Прочитайте на с. 114 учебника название стихотворения. («Золотая осень».)

— Как вы понимаете это(название?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Объясните значение слов.

ЧЕРТОГ — (пышное, великолепное помещение или здание, дво­рец).

КАТАЛОГ — (1) составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книги, экспонаты, товары); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления).

Какие еще слова вам непонятны?

(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объяс­няют их значение. Затем чтение стихотворения учителем.)

— О чем пишет поэт? (О золотой осени.)

С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)

Как он описывает осень, прочитайте.

— Какие выразительные слова и сравнения использует Па­стернак?

— Какой образ осени создает поэт? Опишите.

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

— Как его читать?

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

Работа по картине В. Борисова-Мусатова

— Рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.

— Как называется картина?

— Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?

— Как еще можно было ее назвать?

— Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.

(Учитель может кратко рассказать о художнике. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Что хотел показать нам автор?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастер­нака. По желанию: выучить.

Рассказ по картине записать в тетрадь по чтению.

 

Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в извест­ной московской семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, признанный художник-иллюстратор, портретист. Мать - пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки, блестяще окончив философское отделение историко-филологического отделения Московского университета. В 1914 г. Б.Л. Пастернак завершил свою пер­вую книгу стихов «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров», название которой как бы определило его творческое кредо: поэт не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группиро­вок. Уже в раннем творчестве Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся системой образов и форм. Его стих# причудливы, полны неожиданных метафор, сложны по языку. В 1922 г. Б.Л. Пастернак опуб­ликовал третью книгу «Сестра моя - жизнь». Когда в 1923 г. он выпустил сборник «Темы и вариации», его стали называть одним из лучших поэ­тов России. Эту репутацию укрепили историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927).

Много времени Б.Л. Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий У. Шекспира считаются одними из лучших.

Наряду со стихами Б.Л. Пастернак писал прозу. Долгие годы писатель работал над романом «Доктор Живаго» об эпохе революции и Граждан­ской войны. В СССР это произведение признали антисоветским. Нача­лась травля писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему в 1958 г. Нобелевской премии по литературе. Б.Л. Пастернака ис­ключили из Союза писателей, под страхом высылки из Советского Союза заставили отказаться от премии. Сообщение о смерти писателя (30 мая 1960 г. в Переделкино под Москвой) напечатала лишь одна газета. Его знаменитый на весь мир роман был издан на родине автора лишь в начале перестройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: