Тема: Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет писателя, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Чуть слышно дерево поет...
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Виолончель певучую.
Когда ты ходишь по лесам,
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
П. Комаров
— Прочитайте жужжащим способом (еще: шепотом, начиная шепотом, затем увеличивая силу голоса, начиная громко, затем постепенно переходя на шепот, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, с интонацией удивления, восхищения).
— О чем это стихотворение?
— Знаете ли вы, что такое виолончель?
(Учитель показывает рисунок инструмента и объясняет, что виолончель — смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размеру между скрипкой и контрабасом.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы открываем новый раздел учебника - «Поэтическая тетрадь». Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 113 и подумайте: о чем мы будем читать стихи? (Предположения учащихся.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. (Борис Леонидович Пастернак.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
а | б | в | г | д | е | |
ж | 3 | и | й | к | л | |
м | н | 0 | п | р | с | |
т | У | Ф | X | Ц | ч | |
ш | Ш | ь | э | ю | я |
2, 5; 3,3; 5,3; 3,4; 6,3
6, 4; 6, 5; 3, 3; 2, 3; 3,4; 5, 5; 3, 3; 3, 5; 3,4; 6, 2
4, 3; 1, 5; 6, 3; 1, 2; 6, 5; 5, 3; 2, 3; 1, 5; 5,4
— Как вы думаете, кто это?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака
— Что вы знаете об этом поэте?
— Прочитайте информацию о поэте на карточке (читает подготовленный или хорошо читающий ученик)
Художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный портрет поэта, вспоминал: «Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос...
Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлеченности с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так — о чем бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи...»
— Что вы узнали?
(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «Золотая осень»
— Прочитайте на с. 114 учебника название стихотворения. («Золотая осень».)
— Как вы понимаете это(название?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Объясните значение слов.
ЧЕРТОГ — (пышное, великолепное помещение или здание, дворец).
КАТАЛОГ — (1) составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книги, экспонаты, товары); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления).
— Какие еще слова вам непонятны?
(Если есть непонятные кому-то слова, одноклассники объясняют их значение. Затем чтение стихотворения учителем.)
— О чем пишет поэт? (О золотой осени.)
— С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)
— Как он описывает осень, прочитайте.
— Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?
— Какой образ осени создает поэт? Опишите.
— Каким настроением проникнуто стихотворение?
— Как его читать?
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
Работа по картине В. Борисова-Мусатова
— Рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.
— Как называется картина?
— Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?
— Как еще можно было ее назвать?
— Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте.
(Учитель может кратко рассказать о художнике. См. материал к уроку.)
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
— Что хотел показать нам автор?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака. По желанию: выучить.
Рассказ по картине записать в тетрадь по чтению.
Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в известной московской семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, признанный художник-иллюстратор, портретист. Мать - пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки, блестяще окончив философское отделение историко-филологического отделения Московского университета. В 1914 г. Б.Л. Пастернак завершил свою первую книгу стихов «Близнец в тучах», а через три года вторую — «Поверх барьеров», название которой как бы определило его творческое кредо: поэт не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группировок. Уже в раннем творчестве Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся системой образов и форм. Его стих# причудливы, полны неожиданных метафор, сложны по языку. В 1922 г. Б.Л. Пастернак опубликовал третью книгу «Сестра моя - жизнь». Когда в 1923 г. он выпустил сборник «Темы и вариации», его стали называть одним из лучших поэтов России. Эту репутацию укрепили историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927).
Много времени Б.Л. Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских классиков. Его переводы трагедий У. Шекспира считаются одними из лучших.
Наряду со стихами Б.Л. Пастернак писал прозу. Долгие годы писатель работал над романом «Доктор Живаго» об эпохе революции и Гражданской войны. В СССР это произведение признали антисоветским. Началась травля писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему в 1958 г. Нобелевской премии по литературе. Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей, под страхом высылки из Советского Союза заставили отказаться от премии. Сообщение о смерти писателя (30 мая 1960 г. в Переделкино под Москвой) напечатала лишь одна газета. Его знаменитый на весь мир роман был издан на родине автора лишь в начале перестройки.