Примерная схема денотатного графа

(количество слов в каждой веточке может быть разным)

Для того чтобы разобраться в отношении сложных понятий, встреченных вами в тексте, можно составить для себя «лестницу сужения и расширения понятий», действуя следующим образом:

1. Подумайте, какое слово, по-вашему, является в прочитанном тексте ключевым понятием, и расположите его в середине листа.

2. Расположите под словом понятия, которые «уже» этого слова.

3. Расположите над словом понятия, которые «шире» этого слова.

4. Для того чтобы ваша работа была эффективной, располагая слова, давайте им определения.

 

Бывает, вам поручают составить какой-либо информационный продукт, «наиболее полно информирующий [кого-то] о [чем-то]», или «позволяющий [кому-то] составить общее представление о [чем-то]». В этом случае у вас нет ориентира для предварительной оценки информации сточки зрения ее востребованности и значения для организации какой-либо деятельности. Если к тому же вы сами имеете лишь отдаленное представление о содержании вопроса, вам будет сложно заранее задать структуру для фиксации информации. В этом случае рекомендуется использовать карточки или маркировку.

 

Порядок работы с карточками для фиксации информации

1. Заведите бумажные карточки одинакового формата (желательно, чтобы формат был не больше А5, чтобы затем было удобно перекладывать карточки).

2. Работая с источником, выписывайте информацию по каждому вопросу на отдельную карточку, маркируйте карточки в зависимости оттого, из какого источника почерпнута информация.

3. Так же поступайте, работая с каждым следующим источником. Если источники содержат информацию по одному и тому же вопросу, маркируйте карточки, содержащие информацию по одному и тому же вопросу.

4. Когда после работы с источниками у вас сложится общее впечатление о рассматриваемом вопросе, разложите карточки по группам, а группы - по структуре вашего будущего документа. Маркеры, обозначающие источники информации, вам потребуются, когда возникнет необходимость сделать ссылку.

 

Если вы конспектировали какие-то тексты, можно вернуться к конспекту и промаркировать на его полях вопросы, к которым относится извлеченная информация.

 

Коллажирование (от франц. collage - наклеивание; дословно - создание целостной композиции из разнородных материалов, позже - прием выражения сущности предмета "не как мы его видим, а как мы его знаем" (П.Пикассо)) - способ первичной обработки разнородной информации (в том числе по содержанию, форме и способу предъявления) об одном объекте или по одной теме.

 

Коллажирование успешно работает, если:

1) вы еще не понимаете, каким образом информацию можно структурировать для решения конкретной задачи,

2) вы считаете, что между отдельными фрагментами информации нет логических связей,

3) вы хотите установить неожиданные связи между разнородными фрагментами информации (или ожидаете, что ассоциативные связи возникнут при взгляде на ваш коллаж у других людей).

Задание 20 (уровень II)

20.1.

Для выполнения упражнения вам потребуются:

ножницы                                                __________________________

клей                                                         __________________________

цветные карандаши (или маркеры)     __________________________

_____________________                      __________________________

Работая в группе, составьте коллаж на тему «____________________________________________

__________________________________________________________________________________».

Будьте готовы устно представить свой коллаж одногруппникам.

 

20.2.

Обсудите результаты вашей работы в группе и зафиксируйте свои мысли в оценочной таблице.

Оценочная таблица

Что особенно удалось нашей группе? Что в выступлениях других групп показалось нам наиболее ценным? Белые пятна (информация, которой нам не хватило) Корзина (информация, которая оказалась для нас избыточной)
       

 

Задание 21 (уровень II)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: