Восстановите энтимемы. Укажите на ошибки в умозаключениях, которые вам удалось обнаружить. Проверьте, корректен ли вывод

1. Этот человек разведчик, так как он наблюдателен.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

 

2. Как у всех снайперов, у Соколова твердая рука и острое зрение.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

 

3. Она молода, потому и неопытна.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

 

4. Тестовая работа не может быть оценена положительно, так как ошибки допущены более чем в половине заданий.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

5. Купите накладные волосы, и вы будете счастливы!

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

 

6. Некоторые привычки следует осуждать, так как они превращаются во всепоглощающую страсть.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

7. Некоторые спорные высказывания заслуживают внимания, так как некоторые из них могут оказаться верными.

п: _____________________________________________________________________________________

п: _____________________________________________________________________________________,

следовательно

з: _____________________________________________________________________________________.

 

Комментарии:  

Задание 28 (уровень II)

 

28.1.

Внимательно изучите тексты «Конкурентоспособность профессий и специальностей» и «Продавец все еще требуется».

Используя данные источники, сделайте вывод об уровне конкурентоспособности профессии «продавец» и обоснуйте его. Запишите результаты своей работы.

 

Вывод: _________________________________________________________________________________

Обоснование:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Информационный материал 9

 

АРГУМЕНТАЦИЯ (2)

Правила тезиса:

- Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, не должен допускать многозначности.

Ошибка: неоднозначность тезиса.

- Каждый сложный тезис следует разделить на простые при доказательстве. Каждый простой тезис следует доказать отдельно.

Ошибка: кто слишком много доказывает, тот не доказывает ничего.

- На всем протяжении доказательства тезис должен быть одним и тем же.
Ошибка: подмена тезиса.

Правила аргумента:

- Аргументы должны быть истинными суждениями, не противоречащими друг другу.
Ошибка: умышленное заблуждение

(в качестве аргументов используются заведомо ложные факты;

в качестве аргументов используются такие суждения, которые сами нуждаются в

доказательстве).

- Аргументы должны быть достаточными для признания истинности тезиса.
Ошибка: мнимое следование

(из аргументов следует не только тезис, но и ложное положение).

- Аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса.
Ошибка: круг в доказательстве

(тезис доказывается аргументом, а аргумент доказывается этим же тезисом).

Правило демонстрации:

- При связывании тезиса с аргументами должны быть соблюдены правила того умозаключения, по схеме которого строится доказательство.

Ошибки: смешение относительного смысла высказывания с безотносительным (высказывание, истинное в конкретных условиях, рассматривается как истинное для всех других условий);

неоправданный переход от более узкой области к более широкой;

переход от сказанного с условием к сказанному безусловно.

Задание 29 (тренировочное упражнение)

 

Прочитайте приведенные ниже высказывания. В примерах 2,4, 5 подчеркните тезис. Укажите, в каких высказываниях допущены ошибки в отношении тезиса. Назовите ошибку. Если это возможно, предложите способ ее исправления.





Заполните таблицу.

 

№ тезиса Ошибка Способ исправления
     
     
     

1. Чем сильнее демократия, тем свободнее личность.

2. Катя покраснела и вышла из аудитории. Это видели все ребята. Катю очень легко смутить.

3. Тольятти является типичным негативным примером провинциального города.

4. Саша занял 2-е место на конкурсе профессионального мастерства, значит, он умен, целеустремлен и хорошо выполняет чертежи.

5. Рыночные отношения - залог процветания России. Условием существования рынка является демократия. Демократия - лучшая форма государства. Демократия в стране обеспечивает свободу слова. Свобода слова, в свою очередь, - гарантия права каждого человека иметь и отстаивать свою точку зрения на пути развития России.

Задание 30 (дополнительное тренировочное упражнение)

На заседании дискуссионного клуба вашего образовательного учреждения прозвучали выступления, тексты которых приведены ниже. Внимательно прочитайте их, выделите аргументы (тезис подчеркнут). Подчеркните и пронумеруйте в тексте места, в которых вы заметили ошибки в отношении тезиса или аргументов. Укажите вид ошибки.

[Обсудите в группе, как вы могли бы использовать обнаруженные ошибки, если бы вам было нужно выступить оппонентом.]

Допущены ошибки:

1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Безответственное отношение к своему здоровью недозволительно.

Безответственное отношение к своему здоровью означает, что человек не соблюдает элементарные нормы поддержания здоровья (неправильно питается, сидит на сквозняке, кривится за письменным столом и т.п.), не задумываясь, потакает вредным привычкам (курит, плотно наедается на ночь глядя и т.п.) или не лечится при первых признаках заболевания. Такое отношение недопустимо, поскольку не сам человек наделил себя здоровьем: Бог, наследственность (т.е. родители) - в любой мировоззренческой концепции иное существо дало ему здоровье. Человек не может отнять у себя того, что он не волен себе дать, создать для себя. Значит, он не имеет права вести себя так, чтобы отнимать у себя здоровье, т.е. безответственно к нему относиться.

Любой курильщик, обжора, спортсмен-экстремал стремится к самореализации, поскольку это заложено в природе человека. Потеря здоровья ставит предел самореализации, а значит, безответственное отношение к своему здоровью недопустимо с точки зрения человеческой природы...

Потеря человеком здоровья ложится тяжким бременем на близких ему людей: они переживают и, кроме того, вынуждены заботиться о нем, обслуживать его, лишать себя каких-либо материальных благ ради его лечения. «Подхватив» инфекционное заболевание и не обратив внимание на ухудшение самочувствия, человек, который безответственно относится к собственному здоровью, становится разносчиком инфекции, заражает других людей, доставляя им незаслуженные страдания. Таким образом, человек просто не имеет морального права на безответственное отношение к своему здоровью.

Молодому человеку кажется, что его здоровье - неисчерпаемая чаша, он просто не обращает на него внимания, транжирит ресурсы своего организма. Но в более старшем возрасте ему может просто не хватить этого ресурса для каких-то важных, например карьерных, достижений. Следовательно, безответственное отношение к собственному здоровью является ошибкой, какие бы причины на него ни толкнули...

2. Добродетельность людей не является гарантией прогресса общества.

Давайте рассмотрим тип среднего обывателя. Этот человек не является преступником, он не проявляет стремления к наркотикам и нарушению общественного спокойствия. В целом о нем нельзя сказать ничего дурного. Но это еще не значит, что такой человек обладает творческим потенциалом, может создать что-либо новое, продвинуть общество вперед. А, прогресс и есть движение вперед.

Добродетель – качество личностное, описывающее внутренний мир человека. В обществе же человек предстает как функционер, место в системе связей. Значит, добродетель как свойство личности и прогрессивность как свойство общества не имеют точек взаимного влияния...

Добродетель исключает насилие даже в самой мягкой форме, единственной формой активного воздействия на людей она признает убеждения. Прогресс невозможен без активного воздействия на косные массы, которое нередко переходит в насилие, значит, люди, обладающие добродетелью могут быть двигателем прогресса.

Задание 31 (дополнительное тренировочное упражнение)

Просмотрите дома по телевизору любую программу общественно-политического содержания. Зафиксируйте не менее трех ошибок в тезисе и аргументах, допущенных ее участниками.

Передача: _____________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________

Допущены ошибки:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 32 (уровень II)

Прочитайте фрагменты материалов, представленных на сайтах поклонников граффити. Выберите из двух позиций ту, с которой вы согласны:

- «граффити - новый вид искусства»,

- «граффити - новая форма вандализма».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: