Требования к знаниям и умениям студентов
Иметь представление:
О классификации видов контроля;
О системном подходе к управлению качеством продукции;
О стандартах ИСО в области качества продукции, ИСО 9000 - 2000
Контроль качества.
Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных.
Виды контроля:
1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию:
- внутренний;
- внешний.
2. По основанию для определения контроля:
- добровольный;
- по закону;
- по уставу.
3. По объекту контроля:
- контроль за процессами;
- контроль за решениями;
- контроль за объектами;
- контроль за результатами.
4. По регулярности:
- системный;
-нерегулярный;
-специальный.
Входной контроль – осуществляется для поступающих исходных материалов и т.д.
Промежуточный контроль – осуществляется внутри процесса.
Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много отечественных систем. Среди них:
|
|
Ø Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП);
Ø Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»;
Ø Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе;
Ø Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).
В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовленной продукции.
Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации груда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.
Одна из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:
|
|
Ø комплексность задач обеспечения качества продукции;
Ø поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
Ø организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
Ø интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
Ø проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
Ø активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
Ø универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.
Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.
Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со
РАЗДЕЛ 4. СЕРТИФИКАЦИЯ
Тема 4.1
Основные определения в области сертификации.Системы сертификации.
Требования к знаниям и умениям студентов
Знать:
· определение «сертификация продукции»;
· цели сертификации;
· объекты сертификации;
· системы сертификации.
Уметь:
пользоваться нормативными документами по сертификации
Сертификация – форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов или условиям договоров.
Объектом сертификации может быть все: продукция, услуга, процесс.
Цели сертификации:
- удостоверение соответствия продукции ТР;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- содействие работодателям в компетентном выборе;
- создание условий свободного перемещения товаров.
Виды сертификации:
1. Обязательная – форма государственного контроля за безопасностью продукции.
2. Добровольная – производится по инициативе заявителя.
Тема 4.2