Испытания и контроль продукции. Системы качества

Требования к знаниям и умениям студентов

Иметь представление:

О классификации видов контроля;

О системном подходе к управлению качеством продукции;

О стандартах ИСО в области качества продукции, ИСО 9000 - 2000

Контроль качества.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных.

Виды контроля:

1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию:

- внутренний;

- внешний.

2. По основанию для определения контроля:

- добровольный;

- по закону;

- по уставу.

3. По объекту контроля:

- контроль за процессами;

- контроль за решениями;

- контроль за объектами;

- контроль за результатами.

4. По регулярности:

- системный;

-нерегулярный;

-специальный.

Входной контроль – осуществляется для поступающих исходных материалов и т.д.

Промежуточный контроль – осуществляется внутри процесса.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза – было рождено много отечест­венных систем. Среди них:

Ø Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП);

Ø Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»;

Ø Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе;

Ø Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность за качество изготовленной продукции.

Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса двигателей и циклическое его увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, определяющих планируемый моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Для НОТПУ характерно комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления с постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для каждого рабочего места и для предприятия в целом. Предусматривалась количественная оценка уровня организации груда, производства и управления в рамках предприятия, цехов, участков.

Одна из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система включала комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями КАНАРСПИ были:

Ø комплексность задач обеспечения качества продукции;

Ø поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;

Ø организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;

Ø интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;

Ø проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;

Ø активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;

Ø универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со

 

РАЗДЕЛ 4. СЕРТИФИКАЦИЯ

Тема 4.1

Основные определения в области сертификации.Системы сертификации.

Требования к знаниям и умениям студентов

Знать:

· определение «сертификация продукции»;

· цели сертификации;

· объекты сертификации;

· системы сертификации.

Уметь:

пользоваться нормативными документами по сертификации

Сертификация – форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов или условиям договоров.

Объектом сертификации может быть все: продукция, услуга, процесс.

 

Цели сертификации:

- удостоверение соответствия продукции ТР;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- содействие работодателям в компетентном выборе;

- создание условий свободного перемещения товаров.

 

Виды сертификации:

1. Обязательная – форма государственного контроля за безопасностью продукции.

2. Добровольная – производится по инициативе заявителя.

 

Тема 4.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: