Архитектор Одон из Меца.
Дворцовая капелла - древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох. Здание представляет собой шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал.
Высота 31 м, диаметр - 32 м. Диаметр купола – 14 м.
Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию.
Капелла окружена 16-гранной галереей в два этажа.
В толще стен проложены винтовые лестницы, которые ведут на галерею второго яруса, где во время богослужения находился император и его двор.
Из Равенны были привезены мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха.
В архитектуре капеллы преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале).
Колонны и декоративное убранство доставлены для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима.
Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.
|
|
Восьмигранный купол капеллы. Подкупольные фрески с течением времени были заложены мозаиками (1870 г.).
В отличие от этих элементов убранства, трон Карла с мраморными инкрустациями сохранился до наших дней.
Мраморный трон Карла Великого. Арки выложены чередующимися полосами разноцветного камня.
Стены капеллы украшены старинными мозаиками и завершались простой конической кровлей. В XVII веке ее заменил высокий купол с фонарем.
С потолка свешивается кованая люстра в виде короны, поднесенная в дар собору Фридрихом Барбароссой.
А в музее-сокровищнице при соборе хранится средневековая литая статуя Девы Марии необыкновенной красоты.
В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno». Однако не под ним находится гроб Карла Великого, который в 1000 был раскрыт по повелению императора Оттона III.
По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, император был найден прекрасно сохранившимся, в белом императорском облачении, сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках.
В 1165 при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II в 1215 переложил их опять в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII века, после чего были перенесены в ризницу.
Найденные в гробу знаки императорского достоинства были перенесены в 1798 в Вену.
|
|
Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Теперь он стоит на вершине восьмиугольника.
Домашнее задание:
Рекомендованные ресурсы:
Лекция 6. Романская архитектура. Основные памятники. Особенности конструкций
План лекции
1. Общая характеристика романской архитектуры
2. Стилистическиее особенности романской архитектуры
3. Типы романских сводов и их черты
4. Особенности романского храма
5. Монастыри, как ведущий тип сооружений романского периода
6. Замковая архитектура романского периода
Основные объекты. Романская архитектура
Монастырский комплекс в Клюни
Монастырская церковь в Клюни
Романские храмы Англии (Сент-Олбанс, Норич, Глостер, Питерборо, Или, Линкольн)
Замок Тауэр
Романские храмы Италии (Сан-Миниато, Сан-Амброджио в Милане, соборы в Кремоне, Парме)
Баптистерий во Флоренции
Собор Сан-Марко в Венеции
Пизанский ансамбль