• Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
• В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства.
• Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
• Романский стиль впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения " (искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока)
• Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран
|
|
• Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние.
• Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
3. Стилистические особенности романской архитектуры
Преобладающие цвета | Коричневый, красный, зеленый, белый |
Линии | Полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные |
Форма | Прямоугольная, цилиндрическая |
Характерные элементы интерьера | Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру |
Конструкции | Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом |
Окна | Прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные |
Двери | Дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом |
• В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера.
|
|
• Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
• В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры
• Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен
• Когда требовалось усилить конструкции, стены из бутового камня снаружи облицовывались плитами и блоками из тесаного камня.
• В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
• Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились, прежде всего, в Италии, Франции, Германии и Англии.