Цель занятия: Подробнее, - на примере Аахенской капеллы – разобрать связь европейской архитектуры с античностью и Византией
Темы лекции:
- краткий исторический обзор: персоналии и локации
- знакомство с Аахенским собором – первым памятником новой северо-европейской архитектуры
Заказчик: Карл I Вели́кий (2 апреля 747 — 28 января 814, Ахен)
Король франков с 768 г., король лангобардов с 774 г., герцог Баварии c 788 г., император Запада с 800 г.. Старший сын Пипина Короткого и Бертрады Лаонской.
По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов, от его имени произошло слово «король».
Родовое поместье Карла (пфальц) - городок Аахен.
Карл развернул в Аахене обширное строительство, намереваясь основать «Новый Рим», столицу Священной Римской Империи
Локация: А́хен (А́ахен) — город в Германии, земля Северный Рейн — Вестфалия. Расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды.Основание Ахена относится ещё к эпохе римлян, которые заложили город из-за минеральных источников и назвали его Aquisgranum, вероятно, в честь Аполлона Грануса.
|
|
В начале Средних веков Ахен часто служил резиденций франкских королей, но своим блеском он обязан Карлу Великому, который даровал ему большие привилегии. В Средние века город насчитывал более 100 тысяч жителей; с 1306 он имел статус «вольного города святого римского престола». Здесь короновались императоры, происходили императорские сеймы. В 1531 в Ахене был последний раз коронован император Священной Римской империи. Перенесение акта коронования во Франкфурт, религиозные распри XVI и XVII столетий, сильный пожар 1656 привели к упадку города.
Ключевой памятник: Аахенский кафедральный собор
За несколько лет до своей смерти Карл Великий приказал своему другу, советнику и биографу Эйнгарду построить роскошный дворец с капеллой.
Эйнгард выбрал для осуществления этого плана архитектора Одо из Меца.
Строительство собора было начато около 800-го г.
Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки.
В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno».
Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. Кроме Карла Великого, в соборе погребён и Оттон III.
Сохраняющиеся в ризнице вместе с останками Карла Великого реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы.
|
|
Хор собора украшают знаменитый Золотой алтарь и кафедра из слоновой кости – дар Генриха Третьего.
Аахенский собор не имеет традиционного для романской архитектуры крестообразного или базиликального плана.
Капелла является его ядром. В 1353—1414 гг. к востоку от капеллы был построен хор в готическом стиле с алтарем.
Тринадцать огромных 25-метровых окон хора, разделенных стройными контрфорсами, занимают большую часть стены и освещают собор. Они контрастируют с небольшими круглыми окнами капеллы.
Впоследствии появились и другие капеллы, разнообразные по стилю и размерам. Хорошо видны крутые скаты кровли хора, построенного в XIV веке, и купол XVII века, увенчивающий капеллу. Пирамидальный шпиль, значительно отличающийся по стилю, был построен позже.
Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки.
В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I.
Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.