Аудит операций по расчетному счету

Аудит операций по расчетному счету и прочим счетам в банке

Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы, используемые при проверке

Аудит операций по расчетному счету

Проверка полноты и правильности синтетического учета денежных средств на прочих счетах в банке

Типичные ошибки

Цели и задачи аудита. Источники информации и методические приемы, используемые при проверке

Целью аудиторской проверки операций на расчетном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Проводя проверку операций на счетах в банке аудитор собирает доказательства исходя из следующих предпосылок:

существования – все денежные средства на счетах в банке реально существуют на дату составления бухгалтерской отчетности; остатки денежных средств подтверждены результатами сверки с банками;

прав и обязанностей – организация обладает правами на данные средства и несет ответственность за риски, связанные с данными правами: денежные средства на счетах в банке принадлежат организации на законных основаниях, операции на счетах в банке выполняются в установленном порядке и санкционированы уполномоченными лицами;

полноты – счета организации, открытые в банках, и денежные средства, хранимые на счетах, являются объектами учета и отражены в бухгалтерском учете и отчетности; не существует неучтенных объектов и неучтенных денежных средств на счетах;

оценки – наличные денежные средства представлены в бухгалтерской отчетности в правильной оценке: денежные средства на счетах в банке отражены в бухгалтерской отчетности в валюте РФ;

точности – операции с денежными средствами на счетах в банке зафиксированы в первичных документах и точно перенесены в регистры синтетического учета и бухгалтерскую отчетность;

представления и раскрытия – операции с денежными средствами правильно классифицированы в бухгалтерской отчетности и их движение правильно раскрыто в отчетности.

 

Источники информации:

Договор на расчетно-кассовое обслуживание, платежные поручения, платежные требования, платежные ордера, инкассовые поручения, инкассовое поручение, выписки банка, мемориальные ордера, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, главная книга, журнал – ордер по счету 51«Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств; приказ об учетной политике организации.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Методические приемы:

· инвентаризация;

· проверка арифметических расчетов;

· наблюдение за выполнением бухгалтерских и хозяйственных операций;

· получение письменного подтверждения от третьих лиц (встречная проверка) и от работников самого предприятия;

· устный опрос;

· проверка документов, полученных от третьих лиц, либо с формальной точки зрения - формальная проверка;

· аналитические процедуры.

 

Аудит операций по расчетному счету

На ознакомительном этапе изучаются открытые организацией расчетные и специальные счета.

С этой целью аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому открытому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, обращая внимание на раздел «Права и обязанности клиента», где определяются: условия выплаты клиенту процентов за пользование денежными средствами, сроки зачисления указанных процентов на счет, стоимость услуг банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете, сроки взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание, порядок взимания платы.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета,

- первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета.

Далее необходимо проверить правильность корреспонденции счетов. С этой целью изучается корреспонденция счетов, указанная в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского счета предусмотрена выплата банком процентов за пользование денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: