Обработка практического материала

Лекция № 4-5. Основные требования к научной работе

 

Цели и задачи написания научной работы  

 

 Научная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, самостоятельно изучаемых студентом, который должен

- продемонстрировать глубокие знания по выбранной теме,

- хороший уровень подготовленности,

- умение анализировать собранный материал,

- обобщать свои наблюдения,

- выходить на решение практических проблем.

 

Основными задачами выполнения научной работы являются:

– теоретическое обоснование основных понятий, связанных с избранной темой;

– осознание актуальности и перспективности поставленной проблемы и выбор правильных путей ее решения;

– анализ и классификация собранного материала;

– формирование обоснованных выводов.

 

 2. Выбор темы

Выбор темы чрезвычайно важен для написания интересного исследования. Она должна

 а) быть актуальной;

б) мало изученной;

в) иметь практическую значимость;

г) помогать в предстоящей деятельности;

д) обладать научной перспективой.

Обучающийся вправе выбрать любую из заявленных научным руководителем тем или предложить свою.

  

 3. Сбор научной литературы и практического материала

По теме исследования

 

1. Обращение к основным отраслевым словарям

Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Н. Караулов. – М.: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1998. – 703 с.;

 Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 685 с. и др.).

В них содержатся наиболее взвешенные, многосторонние, кратко изложенные оценки; кроме того, в статьях представлена фундаментальная литература по проблеме.

2. Анализ материала вузовских и школьных учебников, академических грамматик.

3. Изучение библиографических указателей:

1) «Книжная летопись» (еженедельное издание; выходит с 1907 года); «Ежегодник книги» (объединение тех же изданий за год);

2) «Летопись авторефератов диссертаций» (ежемесячное издание; выходит с 1981 года);

3) «Летопись журнальных статей» (еженедельное издание; выходит с 1926 года);

4) «Летопись газетных статей (еженедельное издание; выходит с 1936 года);

5) «Летопись рецензий» (ежемесячное издание; выходит с 1935 года);

6) указатель «Бюллетень ИНИОН. Языкознание» – реферативный журнал, в котором представлены рефераты книг и статей отечественных и зарубежных авторов по проблемам общего и сравнительно-исторического языкознания, теоретическим проблемам языкознания, социолингвистики, исследуются темы по морфологии и синтаксису, лексикологии и стилистике, даются портреты лингвистов. Издание снабжено авторским и предметным указателями, помещенными в конце каждого номера.

 

4. Работа с электронными справочниками глобального масштаба:

 

Yahoo (https://www.yahoo.com);

Yandex (https://www.yandex.com);

Rambler (www.rambler.ru).

Поиск производится по ключевым словам:

а) по 3-4 основным терминам;

б) по фамилии авторов, занимающихся данной проблематикой;

 

5. Работа с электронным каталогом ЗНБ ВГУ (https://www.lib.vsu.ru).

 

6. Практический материал извлекается из текстов современной литературы разных жанров, а также газет, журналов, сайтов.

 

 

При этом рекомендуем обратиться

 

а) к «Национальному корпусу русского языка» (http://www.ruscorpora.ru), где помещен корпус современного русского языка общим объемом более 500 млн слов. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме;

б) к сайту Public.Ru – библиотеке, которая содержит базу данных по СМИ России с 1990 года.

 

 

Обработка научной литературы

1. Сделайте полное библиографическое описание изучаемого научного текста.

2. Изложите основное содержание, используя следующие приемы:

- конспектирование (лаконичное изложение основных мыслей, дополненное цитатами, которые, как вы считаете, необходимо воспроизвести в работе);

 

- тезирование (цитатное воспроизведение основных положений работы);

 

- аннотирование (краткое описание специфики работы в сопоставлении с другими текстами по данной теме);

 

- реферирование (краткое концептуальное изложение содержания и передача новой проблемной информации).

 

Любая вводимая в текст цитата должна содержать ссылку. Изложенное своими словами содержание чужой статьи также должно заканчиваться указанием на ее первоисточник.

 

Обработка практического материала

Практический материал извлекается из текстов, подвергаемых лингвистическому анализу (романов писателя, газетных статей, устной разговорной речи и т.д.).

 

Пример выписывается на лингвистическую карточку, на которой фиксируется:

1) изучаемая языковая единица и источник ее извлечения;

2) наблюдение за особенностями ее функционирования;

3) анализ языкового явления.

 

Например:

 

Альманах (заимств. из арабск.)

1. Значение:

- в русском языке  

 Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

 1) сборник произведений художественной литературы, объединенных по тематическому, жанровому, идейно-художественному и т.п. признаку; 2) сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из различных областей знания; 3) устар. календарь, обычно включавший в себя сведения из области астрономии и астрологические прогнозы.

Толковый словарь В. И. Даля

АЛЬМАНАХ м. общее в Европе, арабск. календарь, месяцеслов; | ежегодник, погодник, полетник, белорус. и малорос. рочник; погодно выходящий сборник каких-либо сведений, сочинений; | стар. книга гадательная, кудесная. Альманачный издатель, альманачник, как называют, впрочем, и составителя и любителя альманахов.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

   Непериодический литературный сборник с произведениями разных писателей. || Прежде - календарь с разного рода сведениями (истор.).

 

- в арабском языке. 1) первонач. – место остановки верблюдов; 2) календарь.

2. Контексты

Он же издавал альманах "Полярная звезда" и газету "Колокол"
[Шевцов Никита. 680 ЛЕТ НАЗАД ПЕТРАРКА ВЛЮБИЛСЯ В ЛАУРУ // Труд-7, 2007.04.06]

Корней Иванович завел альманах будучи еще очень молодым человеком
[СЛАВА, СЛАВА АЙБОЛИТУ! // Труд-7, 2007.03.30]

В 1550 году, после долгих размышлений, Нострадамус опубликовал альманах, содержавший двадцать четыре пророческих катрена (четверостишия)
[14 декабря // РИА Новости, 2006.12.14].

Семантический процесс – десемантизация с последующим семантическим расширением.

 

Каждая карточка – это отдельный печатный или рукописный лист. Сумма карточек составит ту картотеку, которая станет объектом исследования.

Наличие карточек поможет вам систематизировать материал, раскладывая его по группам и создавая таким образом разного рода классификации. Их может быть несколько. Это зависит от принципа, положенного в основание исследования.




Структура работы

Научная работа состоит из Введения, двух или трех Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Приложений.

 

Введение

Во Введении должны быть представлены:

1) объект исследования – это тот языковой материал, который вы изучаете.

   Например: заимствования из китайского языка, или простые односоставные предложения, или разговорные синтаксические структуры;

2) предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности, которые изучаются в данной работе; основным отличием предмета исследования от объекта является то, что предмет является частью объекта; каждый                   объект может иметь несколько предметов исследования, и концентрация на одном из них означает, что другие свойства в данной работе остаются в стороне;

3) актуальность исследования проистекает из полной или частичной неизученности проблемы, к которой вы обращаетесь;  

4) цель исследования – это своеобразный итог движения вашей мысли, призванный заполнить существующую научную лакуну (в работе всегда формулируется одна цель);

5) задачи изучения (их несколько) выстраиваются в соответствии с этапами работы;

6) методика исследования – это приемы (выработанные наукой в течение многих лет или использующиеся впервые), помогающие достичь поставленной цели и вытекающие из специфики поставленных задач.

 

Анализ изучаемых структур прово­дится на основе двух основных традиционно используемых в лингвистике междисциплинарных методов: наблюдения и эксперимента.

 

Наблюдение   предполагает непо­средственную фиксацию объектов, а также их свойств, состояний в условиях естественного функционирования языка, что дает необ­ходимые сведения об изучаемых явлениях.

Метод эксперимента обеспечивает многократное повторение наблюдений в процессе специальных воздействий наблюдателя на изучаемый объект.

 

  Кроме того, используются такие методы, как

- описательный (изучение социального функ­ционирования языка, описание и анализ его элементов и частей ),

 - сравнительно-исторический – выявление законов, управлявших развитием родственных в прошлом языков,

- и сторический метод – исследование закономерностей развития различных сторон структуры конкретного языка,

- с опоставительный метод – познание сегодняшнего сходства и различия двух и более языков;

- с труктурный метод – описание языка как целостной функционирующей структуры, элементы которой свя­заны строгой системой лингвистических отношений;

- с тилистический метод – изучение при­роды и дифференциальных признаков стилей языка и речи;

- дистрибутивный метод – контекстуальное исследование семантики;

- метод психолингвистического эксперимента – по­лучение экспериментальных сведений о том, как испытуемые воспринимают то или иное языковое явление;

- метод компонентного анализа – выделение дифференциальных признаков (с помощью которых языковые единицы различаются между собой) и интегральных признаков (объединяющих языковые единицы в группы или совокупности);

- метод анализа словарных дефиниций – обобщение словарных дефиниций разных толковых словарей, позволяющее максимально расширить список значений исследуемого слова и его семантических компонентов;                               - квантитативный метод – математическое исследование частотных, вероятностных, градуальных и других нелогических характеристик языка;

 

7) материал исследования – корпус текстов (печатных или электронных), из которых извлекаются языковые единицы; 

 

8) новизна работы предопределяется тем новым знанием, которое удалось выработать и сформулировать в исследовании;

 

 

9) структура работы содержит указание на композицию исследования и содержит разъяснения о содержании Введения, 1-2-3 Главы, Заключения, Списка использованной литературы, Приложения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: