Понятие социально-педагогической виктимологии

Лекция. Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики

Рассматриваемые вопросы:

1.1 Понятие социально-педагогической виктимологии

1.2 Задачи и факторы социально-педагогической виктимологии

Основные понятия:

Ø Виктимология ( от лат. «viktim» жертва  и  «logos»   наука ) – это наука (учение) о поведении жертв насилия.

Ø Виктимность предрасположенность человека стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств.

Ø Социально-педагогическая виктимология это   составная часть социальной педагогики, изучающая реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание (А.В. Мудрик).

Ø Жертва неблагоприятных условий социализации это   группа людей или личность, попавшие в неблагоприятные для них условия и ставшие их осознанной жертвой. Виктимогенность наличие тех или иных объективных обстоятельств социализации, характерных черт опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств.

 

Понятие социально-педагогической виктимологии

Для  условий  социализации  характерно  наличие  опасностей,  которые могут оказать негативное влияние на социальное развитие человека. Как следствие  этого,  появляются  целые  категории  людей,  которые  не  могут успешно адаптироваться к действительности, интегрироваться в обществе, особенно после болезней и травм, психологических, стрессовых перегрузок. Их объединяют физические, телесные и душевные страдания, которые усугубляют их социальное положение и приводят к появлению новых проблем, связанных с ограничением  их жизнедеятельности.  Такие  группы  людей  становятся  или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, безработные, мигранты и др.).

Практически каждый человек имеет риск (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени) стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Приобретенные и приобретаемые человеком физические, психические и социальные  черты  и признаки  (физические  или  иные  недостатки, неспособность к самозащите или недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая или материальная привлекательность) могут сделать человека предрасположенным стать жертвой неблагоприятных условий социализации.

Область исследования социально-педагогической виктимологии развитие и воспитание людей, ставших или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Разработка данных вопросов предполагает раскрытие сущности таких понятий,  как  «жертва  неблагоприятных  условий  социализации», «виктимогенность»,  «виктимизация»  и  «виктимность». Жертва неблагоприятных условий социализации группа людей или личность, попавшие в неблагоприятные для них условия и ставшие их осознанной жертвой. Виктимогенность наличие тех или иных объективных обстоятельств социализации, характерных черт опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств. Наличие данных обстоятельств и опасностей делают группу и микросоциум виктимогенными. Виктимизация процесс и результат превращения индивида или группы в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации. Виктимность предрасположенность человека стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств. Виктимность человека может заключаться в следующем:

его своеобразии (личностных качествах – азартность, корыстолюбие; особенностях характера – агрессивность, вспыльчивость; особенностях поведения – наглость, трусость и др.);

–   его  отношениях  со  специфической,  чаще  всего  преступной  средой (исполнение определенной роли преступления, роль его соучастника).

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Они чаще всего становится объектом виктимизации.

Как правило, таких людей отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также личностные качества (азартность, корыстолюбие), особенности характера (агрессивность, вспыльчивость) и поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации. В то же время среди них есть люди, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

В литературе выделяют следующие виды виктимности:

– личностную – как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой неуспешности в чем-либо, быть подверженной влиянию человека деструктивного характера;

– групповую – как деструктивное воздействие группы на своих членов. Оно может иметь место в толпе, детской "стае", а также различных молодежных и других неформальных негативных объединениях, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;

– всеобщую – определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Жертв виктимизации достаточно много. Их условно подразделяются на реальных, потенциальных и латентных, которые включают различные типы (категории) людей.

Реальные жертвы виктимизации – это люди, которые вследствие их своеобразия уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации. К этой группе относят:

– людей с инвалидностью;

– с ограниченными возможностями;

– с психико-соматическими дефектами и отклонениями;

– социальных сирот, детей улицы.

Потенциальные жертвы виктимизации – это люди, которые вследствие определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К этой группе относятся:

– дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера;

– дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С ними постоянно что-то случается – то на них падает сосулька, то назначают "козлами отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;

– дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и т.д.;

– дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;

– метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;

– дети, воспитывающиеся в государственных и негосударственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации.

Латентные жертвы виктимизации – это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Это могут быть нормально развитые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействовать влиянию которых они не в состоянии. К данной группе относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные группы жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватное или ущербное отношения к миру и себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов. Например:

– инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;

– многие дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т.е. не имеющие родителей или близких родственников) становятся изгоями общества (по данным статистики до 30% среди них становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, до 10% – заканчивают жизнь самоубийством).

Таким образом, социально-педагогическая виктимологии позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимизации. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, влияющие на этот процесс и возможности его профилактики и преодоления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: