Задачами социально-педагогической виктимологии являются:
1. Разработка общих и специфических целей, принципов, содержания, форм и методов работы по профилактике, минимизации и коррекции:
– тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации;
– физических, психических и социальных отклонений у людей различного уровня.
2. Определение возможностей государства, общества, организаций и агентов социализации по минимизации и коррекции виктимогенных факторов,
их влияние на развитие человека в зависимости от его пола, возраста, других их характеристик; снижение влияния опасностей неблагоприятных условий социализации.
3. Выработка социальных и психолого-педагогических рекомендаций по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации. Выявление сензитивности людей к различным виктимогенным факторам.
Выявление причин восприятия человека себя жертвой социализации, выявление возможностей оказания им помощи по коррекции самовосприятия, самоотношения.
|
|
Виктимологи (специалисты, изучающие жертв неблагоприятных условий социализации, жертв насилия) выделяют психосоциальные признаки, характеризующих «комплекс жертвы »: личностные качества (пассивность и трусость, восприятие себя жертвой, повышенная внушаемость и тревожность, неуверенность в себе); специфические физические, психические и социальные черты и признаки (физические или иные недостатки, неспособность к самозащите или недостаточная готовность к ней, особая внешняя, психическая или материальная привлекательность); особенности поведения (стремление поступать вопреки социальным нормам); социальная изоляция (когда человек не имеет навыков положительного социального общения и потому становится легкой добычей людей асоциального поведения, преступников).
Отсутствие сопротивления, пассивность и трусость делают жертву безликой, усугубляют положение жертвы, также как и его чрезмерно выраженная реакция. Если жертва не определяет себя как жертву, а остается личностью и доказывает это окружающим спокойным и хладнокровным поведением, где необходимо, сопротивлением, то она может избежать виктимизации. Это может произойти в случае, когда жертва, осознавая в интимность своего поведения, усваивает определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с той или иной угрозой.
Внушаемость, неустойчивость, стремление поступать вопреки социальным нормам, повышенная тревожность, пассивность, неуверенность в себе, неспособность оценивать опасность в силу своего умственного и психологического развития – особенности личности, которые делают ее беззащитной перед людьми асоциального поведения, перед неблагоприятными условиями социализации. Дело часто усугубляется тем, что страх рассказать о случившемся происшествии делает ребенка еще более тревожным, а мысли о возможном его повторе делает его вновь потенциальной жертвой.
|
|
Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся:
а) дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье. Они враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия сильных и сами проявлять насилие к слабым;
б) дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, беспризорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, психическую и физическую беспомощность, неразвитость эмоциональной сферы, неспособные оценить степень опасности и сопротивляться насилию, легко внушаемые;
в) дети, воспитывающиеся в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с разрушенной внутренней границей, делающей их неспособными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
г) дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрения, по- следствия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), неспособные адекватно оценить опасные ситуации;
д) маленькие дети в силу их беспомощности.
Факторы виктимизации делятся на объективные и субъективные.
К числу объективных факторов, предопределяющих или способствующих виктимизации, можно отнести следующие:
1) общество и государство. В любом обществе существуют жертвы неблагоприятных условий социализации. Однако в развитых странах их судьбу «смягчает» адекватная социальная политика. Условия их социализации могут быть различными в зависимости от уровня экономического развития, социальной политики государства. Это:
2) инвестиции в сферу социальной защиты;
3) общественное признание;
4) наличие системы социальной реабилитации;
5) профессиональная подготовка и трудоустройства;
6) наличие законодательства, определяющего права сирот и инвалидов, обязанностей по отношению к ним общественных и государственных институтов;
7) природно-климатические и экологические условия страны, региона, местности, поселения. Они не только влияют на здоровье человека, но и могут приводить к более высокому уровню, нежели в других местностях, криминогенного, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство);
8) объективные характеристики и особенности поселений. Большое значение имеют такие характеристики поселения, как производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структура населения, его культурный уровень и др. От этих параметров зависит наличие различных типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые во многом зависят от социально-экономической политики региональных властей;
9) катастрофы (наводнения, пожар, войны, эпидемии), в результате которых происходит виктимизация больших групп населения. Они могут оказывать большое влияние на виктимизацию несколько поколений людей и на общество в целом;
10) группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, тем более, если она носит асоциальный или антисоциальный характер;
11) семья. Например, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц. Они могут стать обладательницами определенного психологического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.
|
|
К субъективным факторам виктимизации относятся индивидуальные особенности, как на индивидуальном уровне, так и на личном. На индивидуальном уровне виктимизация человека зависит от темперамента, характера логических свойств, генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К
их числу можно отнести степень устойчивости и меру грубости человека, развитость у него рефлексии и ценностных ориентаций, субъективное вос- приятие себя жертвой (сироты и инвалиды могут воспринимать и не воспри- нимать себя жертвами, что определяет их самоотношение и поведение).
Обозначенные факторы виктимизации можно соотнести с их макро-,мезо- и микроуровнями (таблица 5).
Они связаны с адаптацией, дезадаптацией и социализацией человека. Адаптация – не только приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности социумом, в котором и личность, и социум играют активную роль. Эффективная адаптация человека к социальнойсреде должна включать в себя его способность к дальнейшему личностному и социальному развитию.
Понимание адаптации как включения индивида в социальную общность лежит в основе социализации. Адаптационные механизмы социализации позволяют индивидам вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами и обществом в целом.
Во взаимодействии двух и более социальных субъектов происходит деятельность по адаптации одного субъекта к другому, либо их взаимная адаптация. Приспособление индивида к социальной среде можно рассматривать как частный случай такой ситуации. Это связано с тем, что среда выдвигает агента адаптации (лицо, орган или учреждение, которое побуждает его к адаптации), либо индивид сам осознает необходимость приспособления. Во многих случаях слабость личности, которая может быть связана с возрастом, ослаблением физического и психического здоровья и др. блокирует возможности самопроизвольного внутреннего изменения; человеку для трансформации необходим внешний стимул, постоянное стороннее воздействие. К сожалению, они не всегда способствуют успешной социализации. Виктимогенная группа (микросоциум) может изменить направленность адаптационных механизмов социализации, ускоряя процесс превращения человека в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
|
|
Таблица 5 – Факторы виктимизации
Уровень факторов | Факторы виктимизации человека | Характеристика факторов |
Микроуровень (индивидуально личностный) | Семья | Склонность к асоциальному поведению может передаваться по наследству; формирование в семье (в т.ч. неполной) определенного типа жертвы социализации |
Индивидуально- психологические, характерологические свойства, личностные характеристики | Возможна генетическая предрасположенность к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению; степень устойчивости и гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, ценностные ориентации, субъективное восприятие могут способствовать или препятствовать виктимизации человека | |
Макроуровень (социально-экономический) | Социально- экономическое и социально-культурное развитие общества | Социальная политика государства, инвестиции в сферу социальной защиты, система социальной реабилитации, законодательство, трудоустройство во состояние людей многом определяют статус и объективное |
Общества, переживающие период нестабильности в своем развитии | Социальная и идеологическая переориентация страны ведет к формированию новых ценностных ориентаций, увеличению жертв социализации. | |
Мегауровень (природно-региональный) | Природно-климатические и экологические условия региона, поселения | Суровые, неустойчивые условия могут оказать нежелательное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека, могут приводить к высокому уровню антисоциального, криминального поведения |
Специфические особенности поселений, микросоциумов | Количество предприятий, их закрытие: и перепрофилирование грозит массовой безработицей; низкий культурный уровень населения грозит массовой алкоголизацией и аморальным поведением жителей; высокий процент освободившихся из мест заключения способствует появлению алкоголиков, психически |
Виктимизация связана с дезадаптацией, выражающейся в асоциальных формах поведения, рассогласовании человека с окружающей средой (прежде всего, тем микросоциумом, который не является виктимогенным в деформации системы ценностных ориентаций, внутренней регуляции, социальных установок. Она, так же, как и факторы виктимизации, имеет объективные и субъективные проявления. Объективно дезадаптация проявляется в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно - в искажении системы внутренних норм, ценностных установок, в поведении, не соответствующем должному.
Социальная профилактика дезадаптации включает следующие направления:
– активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию человека;
– минимализация, нейтрализация и, по возможности, устранение социальных детерминант дезадаптации и отклоняющегося поведения детей и подростков;
– сокращение виктимизации детской среды, то есть факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами неблагоприятных условий социализации, жертвами преступлений;
– обеспечение коррекции и реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних, жертв неблагоприятных условий социализации.
Выявление взаимосвязи и взаимозависимости личностных качеств несовершеннолетнего и его социального окружения (виктимогенной и невиктимогенной) наряду с анализом субъективных и объективных факторов виктимизации с методологической точки зрения является непременным условием эффективности всей социально-профилактической и реабилитационной работы.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается сходство и различие между жертвой социализации и жертвой неблагополучных условий социализации?
2. Что понимается под неблагополучными условиями социализации? Приведите примеры.
3. В каких случаях человек является субъектом социализации, а в каких становится жертвой социализации?