Банк, выполняя в экономике функции финансового посредника, размещает привлеченные ресурсы от своего имени и на свой страх и риск с целью удовлетворения потребностей в денежных ресурсах своих клиентов, а также для получения доходов.
Размещенные ресурсы образуют активы банка. Размещая ресурсы, банк имеет широкие возможность решать куда, кому и на каких условиях разместить свои ресурсы, то есть активно повлиять на процесс размещения.
В банковском деле для разных нужд используются как равноправные еще два синонима слову актив: размещение и требование. Взаимосвязь между ними выглядит следующим образом:
Размещение - | Требование - | Актив - |
Этот термин дает представление об экономической сущности процесса: ресурсы кому-то предоставлены, переданы, во что-то трансформированы (например, в ценную бумагу, которую банк купил на фондовом рынке, в иностранную валюту) и т.д. Этот термин используется в основном в научных трудах: диссертациях, статьях, монографиях и т.п. | Этот термин отражает правовую сторону взаимоотношений по поводу предоставления, передачи банком кому-либо своих ресурсов во временное пользование. С момента предоставления, передачи ресурсов банк приобретает право требования к лицу, которое получило от банка ресурсы, возвратить в оговоренный срок переданные этому лицу ресурсы. Этот термин используется в юридических документах и в юридической литературе. В документах Банка России используется преимущественно этот термин. | Этот термин отражает условия учета размещенных ресурсов, отражения их в бухгалтерских документах, в первую очередь, в бухгалтерском балансе банка. Однако термин активы используют не только работники банковской бухгалтерии. Он широко используется в реальной банковской практике взамен терминов «размещение» и «требование». |
Активы банка в зависимости от направления размещения, включают следующие группы: кредиты, иностранная валюта, приобретенные ценные бумаги, имущество банка (банковская оргтехника, мебель, оборудование и т.п.), отчисления в ФОР - часть привлеченных ресурсов, перечисленных коммерческим банком по требованию Банка России в фонд обязательного резервирования на свой лицевой счет в Банке России и т.д.
|
|
Основные направления (виды) размещения ресурсов банка показаны на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Основные направления (виды) размещения ресурсов
|
|
коммерческого банка
При размещении ресурсов банк руководствуется следующими принципами:
1-й принцип – по возможности максимальное удовлетворение потребностей клиентов в банковских услугах, так как в противном случае клиенты могут перейти на обслуживание в другой банк. Поскольку основную массу ресурсов банка (85% и более) составляют привлеченные ресурсы – денежные средства, принадлежащие различным хозяйствующим субъектам и частным лицам, то уход из банка любого из них означает уменьшение объемов ресурсов банка, а значит и его возможности зарабатывать.
2-й принцип – необходимость получения доходов – денежных средств на текущие расходы банка и на накопления для осуществления мероприятий по расширению капитальной базы банка, усилению его технической оснащенности.
Размещая ресурсы, банк взимает с клиента оплату за их использование обычно в форме процентов от суммы предоставленных ресурсов. Банковские специалисты с учетом издержек банка производят расчеты реальной стоимости кредитных ресурсов. Профессиональное искусство банковских специалистов заключается в том, чтобы соблюдая интересы клиента в получении ресурсов с минимальной оплатой за пользование ими, не забыть и интересы банка на основе расчетов банковских издержек. Эти расчеты являются основой для переговоров об окончательном решении вопроса о стоимости предоставляемых клиенту банковских кредитов и услуг.
3-й принцип - соблюдение требования сохранения ликвидности банка. Ликвидность банка – это его способность выполнять в срок и полностью свои обязательства перед клиентурой по привлеченным ресурсам.
Условие сохранения (поддержания) ликвидности при размещении ресурсов банка задает банковским специалистам еще один важный и достаточно сложный вопрос, требующий от них знаний, опыта, творческого подхода к делу. Его нельзя решить по шаблону. Каждый раз банковским специалистам приходится «изобретать» новые пути подхода к его решению, проявлять недюжинную интуицию, мастерство. Вопрос состоит в том, что с одной стороны, чем больше в банке свободных денежных средств, тем выше его ликвидность, тем меньше опасность потери доверия клиентуры. С другой стороны, чем больше свободных денежных средств в банке, тем ниже его доходы, а значит, у банка может не хватить средств не только на покрытие своих текущих расходов (оплату труда специалистов и работников банка, коммунальные платежи, почтово-канцелярские расходы и т.п.), но и, что более опасно, не доставать средств для выплаты клиентам банка процентов по их вкладам. Поэтому банковским специалистам приходится анализировать и управлять (проводить соответствующие мероприятия) соотношением – «доходность-ликвидность», оптимизировать его.
Задача оптимизации зачастую становится для банковского специалиста - аналитика увлекательной компьютерной игрой по принципу: если задать параметры доходности системой показателей Хi , то как будет меняться параметры ликвидности в системе показателей Уj, то есть если принять некоторые решения в отношении размещения ресурсов, то каким будет окончательный результат по доходности и ликвидности банка. Набор вероятных результатов при разных соотношения мероприятий и их параметров позволяет выбрать оптимальное решение для соотношения «доходность-ликвидность».
4-й принцип - ограничение рисков, связанных с размещением ресурсов, на уровне допустимых значений, что означает для банка необходимость размещать ресурсы таким образом, чтобы не допустить потерь активов, а на случай их возникновения иметь резервы, достаточные для погашения (восполнения) образовавшихся потерь.
|
|
Как отмечалось ранее, общепризнанной особенностью банковской деятельности является ее рискованность. Поэтому банк, прежде, чем передать деньги (выдать кредит, приобрести ценную бумагу какого-то эмитента, закупить иностранную валюту и т.д.), обязательно оценивает вероятность невозврата размещенных денежных средств (банковских вложений) и по результатам оценки принимает решение – размещать или не размещать свои ресурсы в тот или иной актив.
Вероятность потери (невозврата) размещенных (предоставленных) банком ресурсов составляет рискованность актива, появившегося (или появляющегося) в результате размещения ресурсов. Величина риска определяется как шанс потери актива в процентах. Риск актива, сохранность которого абсолютно гарантирована, принимается за 0%, а риск актива, потеря которого не минуема – за 100%. В случае, когда вероятность сохранения и потери актива одинаковая, то риск такого актива для банка составляет 50%.
Существует множество методов оценки риска, дифференцированных по категориям активов и контрагентам банка по активам. Задача банка - выбрать из достаточно широкого арсенала методов оценки вероятности возврата-невозврата размещенных средств методы, которые позволят наиболее точно определить эту вероятность для решения вопроса о создании конкретного актива или отказе от размещения средств в конкретном случае.
Широко бытует мнение о том, что высокий риск обеспечивает высокие доходы. Верно однако и то, что высокие риски чреваты потерями активов, созданных банком за счет привлеченных ресурсов, то есть денежных средств субъектов экономики. В этих условиях банк не может допустить потерю актива, а в случае, если потеря все-таки возникает, он обязан вернуть вкладчикам их вклады за счет собственных средств, которых у банка, как уже отмечалось, значительно меньше, чем привлеченных, поэтому потери активов могут привести банк к состоянию банкротства.
|
|
Часто, таким образом, банк оказывается перед выбором: размещать ресурсы и принимать на себя риск потери денежных средств или отказаться от размещения ресурсов в рискованные активы. С одной стороны, это повышает уверенность в сохранности доверенных банку клиентурой денежных средств, но, с другой, снижает доходность его деятельности. Словом, перед банком повседневно стоит задача оптимизация соотношения «риск-доходность», сущность которой состоит в том, чтобы при минимизации принимаемого банком риска актива максимизировать доход от каждого создаваемого или созданного актива. Задача данной оптимизации методологически во многом схожа с задачей оптимизации соотношения «доходность-ликвидность».
В работе по размещению банковских ресурсов не встречается одинаковых ситуаций. Каждый раз, когда возникает потребность в создании актива, например, кредита, банк сталкивается с особенностями контрагента-заемщика, объекта кредитования, нюансами организации процесса создания актива, отличающими данную сделку от подобной, ранее осуществленной. Для обеспечения успеха дела эти особенности должны быть выявлены и учтены при оформлении документации и осуществления самой сделки. Каждое новое дело требует от банковских специалистов не только знаний и ответственного отношения, но и употребления творческих способностей, в том числе на основе коллективного творчества в процессе обсуждения результатов производимого анализа и принятии решений.
Учитывая постоянные изменения потребностей клиентуры от банка требуется разработка новых методик анализа как окружающей среды, так и экономики заемщиков, освоение новых банковских технологий и услуг.