Интеллектуально-мнестических процессов

3. Содержание занятия. Интеллект, основные предпосылки развития интеллекта. Значение биологических факторов (психические задатки) и социальных факторов (условия воспитания и обучения) в интеллектуальном развитии индивида. Структура интеллекта: вербальный и практический интеллект. Нарушения интеллекта (умственная отсталость или деменция) и их значение в клинической практике. Способы определения уровня интеллекта: метод наблюдения и общения с человеком, использование специальных тестов (метод Векслера, коэффициент IQ). Подход врача к пациенту в процессе лечебно-диагностических мероприятий в зависимости от интеллектуальных возможностей последнего. Память. Определение. Формы памяти: по происхождению (видовая и индивидуальная), по времени сохранения информации (кратковременная и долговременная), по характеру процесса запоминания (непроизвольная и произвольная). Виды памяти: механическая, наглядно-образная (эйдетизм), смысловая (логическая). Значение состояния памяти пациента при проведении лечебно-диагностических мероприятий. Значение состояния памяти врача для приобретения профессиональных знаний, клинического опыта и осуществления врачебной деятельности. Непосредственное и опосредованное запоминание. При исследовании нарушений памяти выделяют нарушения непосредственной и опосредованной памяти. Непосредственная память – способность воспроизводить события, опыт сразу после действия стимула. Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения. Методики, используемые для исследования памяти: Десять слов. (Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке); Пиктограммы. (Этот метод предложен А.Р. Лурией. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут.); Воспроизведение рассказов.

Структура процесса памяти включает в себя следующие последовательные этапы: фиксация информации, её динамическое хранение и воспроизведение по мере необходи­мости. При его нарушении на любом этапе грубо нарушается поведение пациента, падает трудоспособность, иногда возникают социально-опасные формы.

На этапе поступления новой информации патология может появляться в форме фик­сационной гипомнезии или амнезии. Пациент не фиксирует («не запоминает») новой ин­формации, и следствием этого является амнестическая дезориентировка его в месте и времени.

Патология в сфере воспроизведения может появляться в виде анэкфории, когда пациент вдруг оказывается не в состоянии припомнить нужное слово, подходящее назва­ние, имя, или в форме гипермнезии, когда воспроизводимые воспоминания накладываются одно на другое, перемешиваются и выдаются «в избытке»: вдруг не к месту припомина­ются детали совершенно другого события, например, больной вдруг «припомнит» незна­комый ему язык, который слышал в раннем детстве. Очень часто патология памяти прояв­ляется в форме гипомнезии, когда пациент упускает («не помнит») многие важные детали, утрачивается логическая цепочка действий или воспоминаний. Наиболее ярко патология воспроизведения появляется в виде амнезии, то есть полного выпадения из памяти ряда событий и фактов, которые либо предшествовали какому-то повреждающему фактору (например, черепно-мозговой травме) - тогда говорят о ретроградной амнезии; либо заб­вению подлежат события, последовавшие за этим повреждением (и в этом случае говорят об антероградной амнезии). В случае если имеют место обе разновидности амнезии, речь идёт о тотальной амнезии.

Помимо ослабления или усиления воспоминаний может иметь место и их извраще­ние - «обманы памяти», парамнезии. Например, пациент может неожиданно припомнить факты из своей биографии, которых никогда не было - такие конфабуляции могут носить фантастический характер; нередко больной просто «путает» и переставляет во времени реальные факты, имевшие место в жизни - это называется псевдореминисценциями; нако­нец, пациент может приписать себе факты, о которых узнал из какого-то источника - в этом проявляются криптомнезии. Описанные парамнезии подталкивают больного к не­правильному пониманию происходящего и к болезненному поведению.

Наконец, памяти, как и другим психическим процессам, может быть присуща пато­логия в форме так называемых навязчивых воспоминаний, когда что-то припоминается больному как бы без его желания, даже вопреки ему, а он не в силах «прогнать» эти вос­поминания.

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня зна­ний.

1) Дайте определение понятию «интеллект», какие психические функции связаны с ним?

Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1)  Опишите структуру интеллекта.

2)  Опишите основные виды и процессы памяти.

3)  Нарушения интеллекта.

4)  Виды нарушений памяти.

5) Опишите методики исследования интеллекта.

6) Опишите методики исследования процессов непосредственного и опосредованного запоминания.

Дополнительная литература:

1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практиче­ское руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.

Тема 3. Сознание и самосознание.

Роль бессознательного в психической жизни 

Человека.

 

Понятие сознания в философии, психологии, психиатрии, представления об уровнях бодрствования и стадиях сна. Понятие «ясного» сознания, введенное К.Ясперсом. Значение уровней ясности сознания для полноты врачебного обследования.

Для всех групп расстройств сознания характерны общие признаки, описанные еще К. Ясперсом (1911):

1. Больной отрешен от действительности. Реальный мир, происходящие в нем события, изменения не привлекают внимания пациента, а если и воспринимаются им, то лишь парциально, непоследовательно, фрагментарно. Возможность осознания и понимания явлений окружающей жизни ослаблена, а порой полностью утрачена.

2. Больной дезориентирован в месте, ситуации, времени, окружающих лицах, собственной личности, что выражено в различной степени. Алло- и аутопсихическая дезориентировка, являясь одним из ведущих симптомов при любом нарушении сознания, имеет при каждом из них характерные особенности структуры, выраженности и развития.

3. Мышление пациента резко расстраивается, ассоциативный процесс упрощается, затрудняется, речь становится фрагментарной, непоследовательной, бессвязной, достигая у части больных степени инкогеренции.

4. Отмечаются разнообразные конградные нарушения памяти. После выхода из состояния нарушенного сознания воспоминания всегда неполные, фрагментарные, непоследовательные, в ряде случаев отсутствуют вовсе.

Классификация расстройств сознания проводится по двум основным клиническим параметрам — структуре и динамике.По динамике выделяют две большие группы патологии сознания — пароксизмально и непароксизмально возникающие, а по структуре — выключения (непсихотические нарушения сознания) и помрачения (психотические нарушения сознания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: