ТЕМА 3-4. Медико-психологические аспекты

профессиональной врачебной деятельности.

Психологически сложные ситуации

в работе врачей различных специальностей.

 

 

1. Научно-методическое обоснование темы. Понимание базовых аспектов отношений в диаде врач-больной позволяет врачу эффективно организовывать коммуникацию с больным с целью коррекции отношения последнего к заболеванию, процессу лечения, дает возможность оптимизировать терапию и реабилитацию, избежать коммуникативных и личностных трудностей при общении с больным.Понимание особенностей психологической реакции врача на ситуации общения с пациентами и участие в проведении различных медицинских манипуляций, деформации характера врача и основных причин профессионального стресса, «психологического выгорания».

Содержание обучения.

Основные зарубежные подходы к проблеме взаимоотношений врача и больного. Отечественные исследования особенностей отношений в диаде врач-больной. Ятрогении, группы ятрогенных заболеваний (по А.Р. Лурии). Психологиче­ские и этические аспекты сообщения больному информации о его заболева­нии. Практические психологические приемы в работе с пациентом, установ­ление эффективного контакта в диаде врач-больной.  Психологически сложные ситуации в работе врача: отказ от лечения, конфликт с пациентом, его родственниками или медработниками, зависимость пациента от врача, подготовка к опасной операции, неизлечимые и опасные для жизни заболевания, симуляция и диссимуляция, злоупотребление лекарственными средствами, психическая зави­симость больного от врача. Правдивость врача во взаимоотношениях с пациентом, объем информации, сообщаемой врачом пациенту. Помощь больным с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями. Проблема эвтаназии, активная и пассивная эвтаназия, отношение к ней в разных странах.

Сохранение врачебной тайны. Ошибки врача в оценке ситуации, основанные на его психологических качествах (защитные механизмы, контрперенос).

Роль стресса в профессиональной деятельности врача. Деформация характера врача в процессе работы. Феномен «психологиче­ского выгорания». Синдром хронической усталости. Способы предотвращения и преодоления эмоционального выгорания и хронической усталости. Создание благоприятного микроклимата в коллективе. Методика баллинтовских групп.

Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний.

1) Каковы традиционные представления о взаимоотношениях между врачом и пациентом в нашей стране?

2) Каковы с вашей точки зрения оптимальные способы построения отношений с пациентом?

3) Что такое ятрогенные заболевания?

4) Каковы на ваш взгляд, основные реакции медицинского работника на сложные ситуации в профессиональной деятельности, что на них влияет?

5) Каково ваше отношение к проблеме эвтаназии, какие существуют точки зрения на эту проблему?

Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний.

1) Охарактеризуйте основные зарубежные подходы к построению взаимоотношений между пациентом и врачом?

2) Охарактеризуйте отечественные подходы к отношениям в диаде пациент-врач?

3) Какие факторы влияют на эти отношения?

4) Каковы наиболее распространенные психологические проблемы при построении контакта с пациентом?

5) Опишите практические приемы и способы организации общения с пациентом, преодоления коммуникативных и личностных барьеров, коррекции соматонозогнозий.

6) Какие психологические механизмы влияют на восприятие врачом профессиональной деятельности?

7) Опишите правила сообщения врачом информации пациенту.

8) Каково содержание понятий «психологическое выгорание» и «профессиональная деформация», их основные причины?

9) Каковы основные способы профилактики эмоционального выгорания и хронической усталости?

 

Занятие 2.  Психологическая и патопсихологическая

Характеристика познавательных психических

Процессов.

3. Содержание занятия. Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

1) Методики исследования внимания: Корректурная проба. (Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего.); Счет по Крепелину. (На специальных бланках расположены столбцы цифр, которые испытуемый должен складывать или вычитать в уме, а на бланке записывать результат.); Отыскивание чисел на таблицах Шульте. (Исследование проводят с помощью специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 до 25. Испытуемый указкой показывает числа по порядку, называя их вслух, при этом фиксируется время выполнения задания.) Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.

Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отмечается при неврозах.

У больных с органическими заболеваниями головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.

У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апато-абулического синдрома.

У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

У больных неврозами отмечается снижение активного внимания (концентрация и переключение). У больных шизофренией снижение активного внимания (устойчивость и переключаемость) является результатом общего снижения психической активности. У больных с локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы, персеверации одного и того же действия, выражены затруднения переключения на новую деятельность. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение устойчивости.

Расстройства восприятия включают в себя нарушения процесса ощущения, собственно восприятия и представлений.

Патология ощущений.

Психическая гиперестезия или гипестезия проявляются соответственно в понижении или повышении порога чувствительности к реальным раздражителям; это выражается в количественном изменении зрительных, слуховых, обонятельных и т.д. ощущений, поступающих в сознание.

Сенестопатии - «прорыв» интерорецепции в сознание, возникший за счёт повреждения таламуса или таламо-кортикальных структур; человек ощущает неприятные, необычные, часто мучительные сигналы, которые им оцениваются как «боли». Факт проецирования сознанием этих «болей» на фактически здоровые внутренние органы служит источником грубых и многочисленных диагностических ошибок в общеврачебной практике.

Патология собственно восприятия.

Иллюзии (зрительные, обонятельные, вкусовые и т.д.) – обман восприятия, при котором предметы окружающего мира опознаются человеком ошибочно, «не узнаются» им, явления «подменяются» одно другим, что приводит человека соответственно к неадекватному поведению.

 Психосенсорные расстройства (метаморфопсии, аутометаморфопсии) отличаются от иллюзий тем, что предметы окружающего мира или части собственного тела человеком вполне опознаются, но представляются ему «странными», «необычными» по форме, размерам, окраске и прочим чисто внешним характеристикам. Дереализация и деперсонализация – аналогичные, но более сложные виды патологии, когда уже вся окружающая обстановка или собственное тело в целом воспринимается человеком, как не соответствующая привычным параметрам и характеристикам.

Патология представлений.

Представления, то есть «следы» восприятия, имевшего место в прошлом, в силу патологического процесса обретают свойства текущего, актуального восприятия, а именно – его яркость и «независимость» от субъекта – такова сущность возникновения галлюцинаций (зрительных, слуховых, обонятельных и т.д.). Это единственный симптом из данного раздела, относимый к уровню психотических переживаний. Галлюцинации могут быть истинными (т.е. воспринимаемыми, как реальное физическое явление) или ложными (больной  переживает воспринимаемые им образы, как «искусственные», «подделанные», «нереальные»). Различают также простые и сложные галлюцинации (в зависимости от количества вовлечённых в патологический процесс анализаторов), элементарные, сценоподобные, панорамные, императивные, вербальные и пр. – в зависимости от клинических особенностей и содержания болезненных переживаний.

«Мнимо-воспринимаемые» больным люди, предметы, явления окружаю-щего мира (или переживаемые им внутри собственного тела) грубо дезориентируют человека и побуждают его к абсолютно непредвиденным поступкам (например, к защите от мнимой угрозы, к агрессии и т.п.), что делает его социально-опасным (психотический уровень нарушений).

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня зна­ний.

1) Что является предметом и задачами психологического экспериментального исследования при изучении процессов ощущения и восприятия?

2) Какие вы можете назвать нарушения ощущения и восприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: