Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1) Опишите этапы волевого акта.

2) Понятие мотива.

3) Психоналитические подходы к мотивационной сфере.

4) Опишите модель «пирамиды» потребностей Маслоу.

5) Опишите нарушения волевых процессов.

Занятие 3. Психологическая и патопсихологическая

Характеристика познавательных психических

Процессов. (продолжение).

3. Содержание занятия. Мышлением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности. К основным мыслительным операциям относятся обобщение, конкретизация,отвлечение (абстрагирование), анализ, синтез.

Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами.

При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей. Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией. Методики для исследования операциональной стороны мышления:

1. Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. 2. Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объе-динить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Образование аналогий. В методике "Простые аналогии" представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определен-ные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии.

Виды патологии мышления.

Выделяется три вида патологии мышления:

1. Нарушение темпа мышления.

2. Нарушение структуры мышления.

3. Нарушение содержания мышления.

Патология мышления по темпу:

Различают патологическое ускорение темпа мышления (то есть чрезмерное продуцирование новых понятий), вплоть до так называемой «скачки идей», и патологическое замедление темпа мышления (то есть затруднение в темпе выработки новых понятий).

Патология мышления по структуре:

Выделяют: 1) патологическую обстоятельность мышления, при которой проявляется излишняя детализация хода мыслительного процесса, его пере­груженность излишними деталями, «лабиринтное мышление»; 2) патологи­ческую аморфность, «растекаемость» мыслительного процесса, которая внешне выражается в «резонёрстве» суждений и умозаключений; 3) разо­рванность мышления, которая проявляется в необоснованной смене одних понятий другими, в нарушении последовательности суждений - различают при этом логическую и более глубокую грамматическую разорванность, дос­тигающую степени «словесной окрошки»; 4) бессвязность, или инкогеренцию мышления - возникающее при нарушении сознания нарушение структу­ры мыслей, из-за чего речь больного превращается в цепь непонятных или нечленораздельных слов; 5) персеверацию, или стереотипное буквальное по­вторение одинаковых ответов на самые различные вопросы; 6) ментизм, или неуправляемый пациентом непрерывный поток мыслей; 7) шперрунг, или не­ожиданный обрыв мысли.

Патология мышления по содержанию:

Принято различать три разновидности этой патологии: навязчивые мысли, или обсессии; сверхценные идеи; бредовые мысли. Первые заключаются в возникающих против желания больного суждениях, которым он не в силах, хотя и пытается, противостоять. Часто сочетаются с навязчивыми страхами (фобиями) и другими навязчивостями. Сверхценные мысли возникают у па­циента в эмоционально-значимых для него условиях, как чрезвычайно важ­ные для него суждения, предопределяющие его поведение. Эти мысли, осо­бенно вначале, психологически понятны, но больной относится к ним без какой-либо критики. Бред - это в большей или меньшей степени нелепые суждения и умозаключения, которые полностью дезориентируют поведение и жизненные позиции пациента. Больной при этом совершенно некритичен. Бредовые идеи могут вести к социальной дезадаптации и делать больного со­циально-опасной личностью.

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня зна­ний.

1) Какие вы можете назвать нарушения процесса мышления?

Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1)  Структура процесса мышления.

2)  Патопсихологические аспекты нарушений мышления.

3) Виды нарушений мышления.

4) Патология мышления по структуре.

5) Патология мышления по темпу.

6) Навязчивые идеи: определение, отличие от других видов патологии мышления по содержанию, социальное значение.

7) Сверценные идеи: определение, отличие от других видов патологии мышления по содержанию, клиническое и социальное значение.

8) Бред: определение, отличие от других видов патологии мышления по содержанию, клиническое и социальное значение.

 

Тема 2.  Клинико-психологические аспекты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: