Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний

1)  Перечислите критерии нарушенного сознания по К. Ясперсу.

2) Дайте классификаций нарушений сознания.

3) Опишите виды непароксизмальных расстройств сознания.

4)  Опишите основные виды пароксизмальных нарушений сознания.

5) Отличие основных видов помрачения сознания друг от друга.

6)  Самосознание и его структура.

7) Бессознательное, теории бессознательного.

Перечень учебной литературы к занятию.

Дополнительная литература:

1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практиче­ское руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.

Занятие 4. Психология личности.

Тема. Личность, темперамент, характер - понятие,

              способы диагностики, классификация.

1. Научно-методическое обоснование темы. Занятие позволяет ознакомиться с основными понятиями о личности, темпераменте и характере. Также освещаются вопросы патологии личности.

2. Необходимо знать: Процесс формирования личности. Основные концепции личности. Роль биологических и социальных факторов. Понятие о структуре личности. Основные структурные компоненты личности: задатки, способности, темперамент, характер, направленность, образ Я. Концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко об акцентуации характера.

Необходимо уметь: Проводить основные экспериментально-психологи-ческие методики, направленные на исследование особенностей личности.

Необходимо ознакомиться: С экспериментально-психологическими методами, направленными на исследование особенностей личности.

Содержание занятия.

Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей.

Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взятого в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др.), с другими индивидами проявляются на разных уровнях индивидуальности. Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близнецы), однако по сочетанию этих качеств также кардинально различаются.

Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности).

ТЕМПЕРАМЕНТ - характеристика индивида со стороны динамических особенностей психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. По И.П.Павлову это сила, подвижность и инертность нервных процессов. Исторической базовой классификацией темпераментов, безусловно, выступает классификация Гиппократа: флегматики, меланхолики, сангвиники, холерики.

В настоящее время в рамках клинической психологии под темпераментом понимается совокупность динамических особенностей психической деятельности. К параметрам, с помощью которых возможна диагностика темперамента, относятся:

§ эмоциональность - скорость появления эмоциональной реакции после начала действия раздражителя, преобладающая модальность эмоций, преобладающая и типичная степень выраженности эмоциональных переживаний, временная характеристика эмоциональных переживаний (длительность, лабильность, стабильность), выраженность и направленность вегетативного проявления;

§ скорость мышления;

§ скорость двигательных актов;

§ общительность.

Наиболее важными свойствами темперамента человека являются впечатлительность и   импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. Они позволяют достаточно точно описать и диагностировать различные типы темеперамента.

Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоянству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глубокой старости. Темперамент является специфической базой для формирования определенных типов характеров.

ХАРАКТЕР - совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими. В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени автоматический. Человек к возрасту совершеннолетия практически завершает формирование черт характера, и его поступки носят оттенок устоявшихся и не обсуждаемых правил. Характер, как и темперамент, является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. Его девиации возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.

Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Значимым для клинической психологии является анализ параметров адекватных и неадекватных форм поведения, именно поэтому центральным вопросом является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внутриличностных конфликтов.

Основным параметром гармоничного характера является адаптивность – успешность приспособления человека к различным ситуациям, их видоизменению, а также эмоциональному (внутреннему или внешнему) принятию окружения. Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей параметр адаптивности, считается приветливость, описываемая как сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Для того, чтобы говорить о гармоничности черт характера человека, следует оценить его здравомыслие. Он должен быть реалистом, т.е. человеком, который в своей оценке происходящего руководствуется сущностными, действительными параметрами, ясно и трезво понимает суть и мотивы поведения окружающих. Правило гармоничного человека заключается в том, что он должен обладать способностью изменять ситуации, которые можно поддаются изменению, принимать такими, какие они есть неподдающиеся изменениям ситуации и научиться различать их. Зрелость – это способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека отличить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»).

ЛИЧНОСТЬ – высшая ступень иерархической лестницы индивидуальности человека.

Это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социальногго окружения, то качества личности невозможно проявлять вне общения и взаимодействия с людьми. Основными отличиями личностных качеств от характерологических свойств являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков. К личностным качествам можно отнести доброту или злобу (добросердечность, добропорядочность или непорядочность, альтруизм или эгоизм), любовь или ненависть (жалость или черствость, равнодушие или равнодушие), верность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, совестливость или бессовестность, стыдливость или бестыдство, алчность или щедрость, честность или лживость и т.д.

Наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности. Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами. Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен». Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям, государству и т.д.) в случае жизненных неудач.

Оценка и описание патологических личностей содержится еще в источниках, принадлежащих древним культурам. В начале Х1Х века I. Koch ввел термин психопатии, получивший в последующем повсеместное распространение, и в настоящее время понятия расстройства личности и психопатии используются как синонимические.

Развитие учения о психопатиях в отечественной психиатрии связано, в первую очередь, с исследованиями П.Б.Ганнушкина и представителей его школы. Психопатии, по словам П.Б. Ганнушкина «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни...не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают...приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым как: 1) тотальность, 2) относительная стабильность пато­логических черт характера и 3) выраженность до степени, нарушающей соци­альную адаптацию. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в период зрелости. Эти критерии служат основными ориентира­ми в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера вы­ступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, об­наруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старши­ми, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и при­вычных и в самых чрезвычайных ситуациях. Всюду, во всех социальных ролях и в любой ситуации гипертимный под­росток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Не должны причисляться к психопатам тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате даже если подро­стковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Говоря об относительной стабильности, следует отметить, что на протяжении жизни эти черты не изменяются. 

Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается ни в школе, ни в ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил. Столь же напряжен­ными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников, страдающий психопатией подросток либо вообще не способен устанавли­вать с ними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Таковы три критерия - тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии.

Акцентуация личности - это крайний вариант ее нормы, при котором от­дельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избира­тельная уязвимость в отношении определенного рода психогенных: воздейст­вий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Это формулировка подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии, и что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако пра­вильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуа­циях характера.

При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в оп­ределенных условиях. И главное - особенности характера либо вообще не пре­пятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бы­вают преходящими.

Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологиче­ских пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере. Каждому типу акцентуации характера присущи свои, отличные от других типов «слабые места», у каждого типа своя ахиллесова пята. Если же психическая травма, даже тяжелая, не адресуется к месту наи­меньшего сопротивления, не задевает этой ахиллесовой пяты, если ситуация не предъявляет в этом отношении повышенных требований, то дело обычно огра­ничивается адекватной личностной реакцией, не нарушая надолго и существен­но социальной адаптации. Более того, при акцентуациях характера в отношении некоторых неблагоприятных условий может выступить даже повышенная ус­тойчивость.

 

Типы акцентуаций по А.Е. Личко

 

ТИП ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
1 2 3 4
ГИПЕРТИМНЫЙ Приподнятое настро-ение, потребность в активной деятельности, недисциплинирован-ность, легкомыслие Раннее и сильное развитие, ранние сексуальные связи Импульсивность, тяга к риску, контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению спиртного
ЦИКЛОИДНЫЙ Циклические изменения эмоционального фона, периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема Уровень сексуальной активности колеблется в зависимости от общего психического состояния В периоды подъема – склонность к алкоголю, в периоды спада – мысли о самоубийстве.
ЛАБИЛЬНЫЙ Богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям
ШИЗОИДНЫЙ Склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми Внешная «асексуаль-ность» сочетается с богатыми эротическими фантазиями Реакция ухода в себя, иногда неожиданные вычурные поступки
АСТЕНО –  НЕВРОТИЧЕСКИЙ Капризность, раздражительность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность Сексуальная активность ограничивается короткими, быстро истощающимися вспышками Возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отноше-нию к старшим
СЕНСИТИВНЫЙ Робость и застенчивость, избегание шу-мных компаний, впечатлительность, развитое чувство долга Чувство собственной неполноценности, отвергнутая привязанность вызывает уныние Мнимая развязность, грубость со стороны вызывает вспышку агрессии
ПСИХАСТЕНИ- ЧЕСКИЙ Моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, колебания при принятии решения Реализация влечения затрудняется опасениями и страхом перед возможными последствиями и неудачами Возможно подчеркну-тое стремление к соблюдению дисциплины
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ Аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантизм Влечение сильное, ревность Внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами
ИСТЕРОИДНЫЙ Потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций В сексуальном поведении много театральной игры, придумывание несуществующих связей Прогулы, нежелание учиться или работать, нежелание быть «серой личностью»
НЕУСТОЙЧИВЫЙ Безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость Влечение не отличается силой, ранний сексуальный опыт Тяга к асоциальной среде, наркотикам, групповые формы правонарушений
КОНФОРМНЫЙ Подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений Реализация влечения в очень большой степени определяется средой Податливость в сочетании с некритичностью к действию окружающих приводят к правонарушениям

Гипертимный тип сохраняет почти всегда приподнятое настроение, активность, предприимчивость и общительность, разговорчивость, быструю речь, выразительную мимику. Его представители, благодаря хорошей ориентировке в меняющейся ситуации, нередко сначала успешно подымаются по социальной лестнице. Но очень часто рано или поздно наступает крах карьеры из-за неумения предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надежд, неразборчивости в выборе сотоварищей, склонности к авантюрам. Но при неудачах не отчаиваются – ищут новое поприще для применения кипучей энергии. В семейной жизни умудряются сочетать легкость измен супругам с привязанностью к ним, если только те смотрят сквозь пальцы на их похождения.

Циклоиды ведут себя по-разному. У части из них фазность сглаживается, у другой части, наоборот, ста­новится еще более очевидной. Наконец, небольшая часть как бы на многие годы «застревает» на одной фазе, превращаясь в ги­пертимов или меланхоликов - редкий «конституционально-угнетенный тип» по П.Б. Ганнушкину. Последние случаи могут сопровождаться стойкой астено-невротической симптоматикой с ипохондризацией. У некоторых циклоидов выступает связь фаз со временем года. У одних «спады» приходятся на зиму - наступает нечто аналогичное «зимней спячке» с постоянной вя­лостью, падением активности, снижением ко всему интереса, избеганием шумных компаний и предпочтением привычного узкого круга общений. В эти периоды тяжело переносится кру­тая ломка стереотипа жизни - переезд на новое место житель­ства, новая работа, появление новых членов семьи, меняющих привычный уклад. У других субдепрессивные состояния обычно приходятся на весну, а «подъемы» на осень. Они сами это хо­рошо отмечают. Ярким примером этой группы может послу­жить А.С. Пушкин.

Лабильный (эмоционально-лабильный) тип акцентуации ха­рактера также с годами претерпевает различные изменения. Часть его представителей, как бы приближается к циклоидам: у них появляются короткие субдепрессивные фазы, длящиеся по нескольку дней. У других черты эмоциональной лабильности сглаживаются, у третьих остаются, как в юности. Обычно сохраняется быстрое интуитивное восприятие отношения к себе окружающих, чрезмерная чувствительность к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянная потреб­ность в сопереживании. Представители этого типа часто сохраняют некоторую инфантильность, многие годы остаются очень моложавыми, выглядят моложе своих лет. Но признаки постарения появляются рано и почти внезапно. У них как бы не бывает периода настоящей зрелости - из юности они переходят в старость. В жизни они трудно совмещаются с представителями эпилептоидного и сенситивного типов акцентуации, более всего предпочитают общение с гипертимами, которые подымают им настроение.

Сенситивный тип акцентуации, в зрелом возрасте претерпевает мало изменений, хотя в силу гиперкомпенсации некоторые черты стараются маскировать. Тем не менее, сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Особенно это видно у «старых дев», опасающихся быть заподозренными во внебрачных сексуальных контактах. Но лишь изредка дело доходит до «сенситивного бреда отношения» по Э. Кречмеру.

Психастенический (ананкастный) тип акцентуации также мало меняется с возрастом. Все также живут постоянной тревогой за будущее, склонны к рассуждательству, самокопанию. Нерешительность сочетается с неожиданной скоропалительностью действий. Легко возникают обсессии, которые, как и педантизм, служат психологической защитой от тревоги. Но если в подростковом возрасте психастеники, как и сенситивы, отрицательно относятся к алкоголю и к другим дурманящим средствам, то при повзрослении спиртные напитки могут стать более привлекательными как способ подавления внутренней тревоги, постоянного напряжения. В отношении к близким и подчиненным может выступать мелочный деспотизм, который, видимо, питается той же внутренней тревогой. Отношения с другими порою портит мелочная принципиальность.

 Шизоидный тип акцентуации также отличается устойчивостью основных черт характера. Замкнутость с возрастом может отчасти маскироваться внешними формальными контактами, но внутренний мир по-прежнему остается за семью печатями для других, а эмоциональные контакты затрудненными. Выступает сдержанность в проявлении эмоций, невозмутимость в волнующих ситуациях, хотя умение владеть собою у шизоидов может быть не столько связано с силой воли, сколько со слабостью темперамента. Ощущается недостаток эмпатии, спо­собности к сопереживанию. В социальной жизни с возрастом не ослабевает юношеский нонконформизм: склонны искать не­шаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведе­ния, способны на нежданные эскапады, без учета вреда, который наносят ими самим себе. Обогащение жизненным опытом мало меняет слабую интуицию в контактах с окружающими, неспособность понять невысказанные другими чувства, жела­ния, опасения, что было отмечено еще Г. Аспергером у шизоидных детей. Судьба шизоидных акцентуантов в значи­тельной мере зависит от того, в какой степени им удается удо­влетворять свое хобби. Иногда они нежданно обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы, заставить других соблюдать дистанцию. У супругов и детей нередко вызывают недовольство своей молчаливостью. В профессиональной деятельности могут быть даже многоречивы, хотя писания обычно предпочитаются устным высказываниям. В своих симпатиях шизоиды иногда тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть, чувствуя в их характере то, что им самим не хватает.

Эпилептоидный тип акцентуации также с годами сохраняем основные черты, особенно сочетание медлительной инертности в движениях, действиях, мыслях с аффективной взрывчатостью. В аффекте способны терять контроль над собой, разразиться потоком брани, наносить побои - в эти моменты от медлительности не остается следа. В одних случаях с годами все более проявляется «гиперсоциальность» с властолюбием, установлением «своих порядков», нетерпимостью к инакомыслию, злопамятностью в отношении обид. Злоупотребление алкоголем сопровождается тяжелыми формами опьянений с агрессивностью и выпадением из памяти отдельных отрезков времени. Если развивается алкоголизм, то протекает он злокачественно. У некоторых особенно выступают мстительность и садистические склонности. В группах стремятся стать властелином, в контактах - подчинить, подмять под себя других, хотя к начальству и сильным мира часто угодливы, особенно если ждут для себя выгод и поблажек. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Сексуальным партнерам сами легко изменяют, но неверности себе не переносят, крайне ревнивы и подозрительны.

Истероидный тип акцентуации отличается беспредельным эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания окружения к себе. При повзрослении социальная адаптация в значительной мере зависит от того, насколько профессия или общественное положение позволяют удовлетворить эту жажду. На исключительное положение претендуют и в семье, и при сексуальных контактах. Неудовлетворенный эгоцентризм в зрелом возрасте приводит к тому, что стихией истероида в социа­льной жизни становится яростная оппозиционность. Упиваются собственным красноречием, своей «выдающейся» ролью. Выигрывают в переходные моменты в обществе, в ситуации кризиса и неразберихи. Лидерский час истероидов скоро проходит, как только окружение разбирается, что трескучими фразами проблем не решить.

Неустойчивый тип акцентуации нередко выявляется в подростковом возрасте. Судя по катамнезам, судьба большинства оказывается печальной: алкоголизм, наркомании, преступность. В асоциальной компании неустойчивые остаются на роли «шестерки» - подчиненных, раболепных перед вожаками, но готовых на все. Лишь трусость способна удерживать от тяжких преступлений. В случаях удовлетворительной социальной адаптации основные черты - отвращение к труду, жажда постоянных развлечений, безответственность - сглаживаются, чаще под влиянием сильной личности, от которой оказываются зави­симыми, и жестко регламентированного режима.

Конформный тип акцентуации характера, описанный нами, до сих пор остается мало признанным. Его главными особенностями являются слепое следование обычаям своей среды, некритичность ко всему, что черпается от привычного окружения и предубежденное неприятие всего, что исходит от людей не своего круга, нелюбовь нового, перемен, непереносимость ломки стереотипов. Но все это позволяет адаптироваться в условиях, когда жизнь не требует большой личной инициативы, когда можно плыть по руслу, проложенному привычным окружением. Но и в эпоху социальных катаклизмов конформные начинают вести себя так, как многие из привычного окружения - например, проявлять безудержную агрессивность.

Паранойяльная акцентуация как особый тип характера. Это - наиболее поздно развертывающийся тип характера: он отчетливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30-40 лет. В подростковом и юном возрасте эти лица бывают наделены эпилептоидными или шизоидными чертами, истероидными и даже гипертимными. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности, своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят – всегда истина, на что претендуют – безусловно, имеют право. 

Роль акцентуаций характера в развитии психических расстройств и значение для психотерапии. Акцентуации характера как варианты нормы не следует относить к области «предболезни», прежде всего потому, что каждый из типов создает не только повышенный риск определенных психических (а возможно, и некоторых со­матических) расстройств, именно тех, которые являются след­ствием удара по его ахиллесовой пяте. Но каждый тип акцен­туации обладает повышенной устойчивостью к ряду других психогенных воздействий. Представитель сенситивной акцентуации легко даст и психогенную депрессию, и фобический невроз при неблагоприятном к нему отношении ближайшего окруже­ния, но окажет высокую сопротивляемость соблазну и понуж­дению употребления алкоголя, наркотиков и других дурманя­щих средств. Эпилептоид в неблагоприятном окружении всту­пит в борьбу, но алкоголь для него крайне опасен и алкоголизм нередко протекает злокачественно.

При возникновении психических расстройств акцентуации характера привлекают внимание, прежде всего как определен­ная систематика преморбидного фона. При психогенных расстройствах акцентуации играют роль почвы, предрасполагающего фактора. С одной стороны, от типа акцентуации зависит какое из психогенных неблагоприятных воздействий, скорее всего, вызовет срыв. Для истероида это - утрата внимания значимых лиц, крах надежды на удовлетворение завышенных при­тязаний. Эпилептоид тяжелее перенесет ущемление его интере­сов, самим себе присвоенных «прав», утрату ценного имуще­ства, а также протест против его безраздельного властвования со стороны тех, кто, с его точки зрения, должен безропотно его сносить. Шизоид окажется в кризисной ситуации при необ­ходимости быстро установить неформальные эмоциональные контакты с новым окружением. Ударом для него может быть лишение излюбленного хобби. Психастенику тяжко бремя ответственности, особенно за других. Для эмоционально-лабильных наиболее болезненно эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых лиц, как и вынужденная разлука с ними, или утрата их.

Акцентуация характера выступает также в качестве патопластического фактора, накладывая сильный отпечаток на кар­тину психических расстройств. Например, преморбидная сенситивность способствует развитию идей отношения, эпилептоидность – идеям преследования, дисфориям, гипертимность, циклоидность, эмоциональная лабильность в преморбиде способствует аффективным нарушениям.

В рамках акцентуаций, особенно в подростковом возрасте могут возникать патохарактерологические реакции – это психогенно обусловленные выраженные и стереотипно повторяющиеся отклонения в поведении, отличающиеся от нормальных его форм склонностью:

·  к генерализации (способностью возникать в самых различных ситуациях и по различным, зачастую незначительным поводам);

·  к стереотипности проявлений, повторяя как клише по разным поводам одни и те же поступки;

·  превышать «потолок» поведенческих нарушений, однако, в соответствии с поведенческими девиациями, свойственными группе, к которой принадлежит индивидуум;

·  приводить к социальной дезадаптации.

Основными типами патохарактерологических реакций являются:

·  Отказа – характеризуется отсутствием или снижением стремления к естественным контактам с окружающими.

·  Оппозиции – характеризуется активным или пассивным противопоставлением себя окружающим.

·  Иммитации – характеризуется стремлением к подражанию какому-либо лицу или образу.

·   Компенсации – характеризуется стремлением скрыть или восполнить собственную несостоятельность в какой-либо области успехом в другой.

·  Гиперкомпенсации – характеризуется стремлением достичь успеха именно в той области деятельности, в которой отмечается несостоятельность.

·  Эмансипации – характеризуется склонностью к подчеркнутой собственной самостоятельности и независимости.

·  Группирования – характеризуется неспособностью к самостоятельной деятельности и стремлением решить собственные проблемы посредством группировки с другими людьми.  

Следует еще раз подчеркнуть, что акцентуации характера представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуация характера» не мо­жет быть психиатрическим диагнозом. Констатация акцентуации и ее типа - это определение преморбидного фона, на котором могут возникать различные расстройства - острые аффективные реакции, неврозы и иные реактивные со­стояния, непсихотические нарушения поведения, даже реактивные психозы - только они могут служить диагнозом. Акцентуации, как варианты нормы, (не говоря уже о психопатиях, как патологических состояниях) являются мощным условием, увеличивающим риск развития психической патологии, в первую очередь, психогенного характера.

Возможности профессиональной и семейной адаптации каждого из типов личности. Оценка качеств характера и личности на основе прошлого опыта и анализа совершенных поступков. Использование личностных тестов и проективных методик в качестве объективного подтверждения достоверности при оценке черт личности и характера. Положительные качества и недостатки тестовых методик.

Поведение акцентуированных и психопатических личностей в условиях болезни и лечения, использование анализа личности для выбора наилучшей терапевтической тактики. Особенности общения и психотерапии в зависимости от своеобразия структуры личности больного.

Основные этапы психического развития человека. Психологические проблемы, решаемые на каждом из этапов. Критические возрастные периоды (ранний детский, поступление в школу, пубертатный, кризис среднего возраста, климакс, уход от дел). Акселерация и инфантилизм. Особенности работы с детьми и людьми пожилого возраста.

4. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1) Что можно привести в качестве примера индивидуальных особенностей человека?

2) Что такое характер?

5. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1) Понятие о личности и ее структуре.

2) Основные теории личности

3) Понятие о темпераменте.

4) Понятие о характере.

5)  Понятие типы акцентуаций характера и типы акцентуаций.

6) Патология личности.

7) Понятие невроза, механизмы невротических реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow