Расчёты по химическим формулам

Химия

Методические указания к решению типовых задач и упражнений:

общая химия, неорганическая химия, органическая химия.

Тюмень

2020

Методические указания к решению типовых задач и упражнений: общая химия, неорганическая химия, органическая химия разработан в соответствии с «Рекомендациями по организации получения основного общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» и Примерной программой, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» 21 июля 2015 г, по специальности 35.02.04. - Технология комплексной переработки древесины, 15.02.14. – Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям), 13.02.11. – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 23.02.04. – Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 08.01.24. – «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ», 35.02.12. – Садово-парковое и ландшафтное строительство. 08.02.09. – Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. 35.02.01. – Лесное и лесопарковое хозяйство», 25.02.08. Эксплуатация беспилотных авиационных систем.

Организация–разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий».

 

Разработчик:

Солодовникова Н. С., преподаватель

 

Рассмотрена ПЦК «Технология деревообработки».

Протокол №____________ от «____»__________20___г.

Председатель ПЦК

_________________Быкова Е.Л.

 

 

 

 

Содержание

Предисловие для преподавателей……………………………………………….4

Введение ………………………………………………………………………….5

I. Вычисление по химическим формулам ……………………………………...7

II. Вычисление массовой доли элементов в формуле …………………………8

III. Расчёт массы и количества вещества ………………………………………9

IV. Нахождение химической формулы вещества по его составу и известной массе или относительной плотности этого вещества в парообразном состоянии………………………………………………………………….....13

V. Расчёты связанные с применением закона Авогадро………………………16

VI. Задачи на растворы…………………………………………………………..20

VII. Расчёты по химическим уравнениям реакций ………….………………...26

VIII. Расчёт теплового эффекта химических реакций…………………………29

IX. Задачи на определение скорости химической реакции……………………34

X. Задачи на химическое равновесие…………………………………………...40

 

Предисловие для преподавателей

 

Предлагаемое методическое пособие составлено в соответствии с программой учебной дисциплины ‘’химия’’, принятой Министерством образования Российской Федерации Управления среднего профессионального образования.

Методическое пособие посвящено типовым расчётным задачам по химии: вычислениям по формулам химических соединений, вычислениям по уравнениям химических реакций, вычислениям, связанным с растворами. Каждый тип представлен несколькими типовыми задачами, и для одной из них представлено решение.

Во всех задачах используются единицы системы СИ, кроме единиц объёма и молярной массы, так как в химии литр остаётся основной системой объёма, а молярная масса выражается в г/моль, а не в кг/моль.

Номенклатура химических соединений даётся по международным правилам, но наряду с ними приводятся тривиальные формы названий, укоренившиеся в русском языке. Например: углекислый газ, ацетилен, уксусная кислота.

 

Введение

 

Дорогие друзья! Для освоения любой науки необходимо научится языку этой науки, запомнить и понять её законы, научится решать её задании. Многое вы узнаете из учебника, который даёт вам знания, но научиться пользоваться полученными знаниями, понять, для чего они нужны, можно только решая задачи, отвечая на вопросы, т.е. активно работая с полученными знаниями.

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Вещества состоят из атомов, молекул и ионов. Все эти частицы имеёт определённые размеры и массу. Поэтому любой кусочек, любая капелька этого вещества, как говорят, порция вещества, характеризуется массой вещества, его объёмом и количеством. Само вещество имеет вполне определённый состав. Решая задачи, вы научитесь находить состав вещества, определять его массу, объём и количество.

Вы пришли в гости, и вам предложили чашечку чая. Сколько веществ находится в вашей чашке? Много! Во-первых, вода, затем сахар, потом в заварке сложный эфир таннин, который придаёт чаю цвет и терпкий вкус, и ещё много других сложных эфиров, совокупность которых определяет аромат чая. Если вы захотите иметь такой же чай дома, то вам придётся узнать у хозяев рецепт его приготовления. Вот тут-то и придётся использовать характеристики порции вещества: объём воды, массу сахара, а уж если говорить о составе заварки, то надо будет указать количество таннина и всех других сложных эфиров. Предлагаемые задачи учат вас пользоваться всеми этими характеристиками, учат, как надо переходить от одной характеристики к другой: как связаны между собой масса, объём и количество вещества.

Превращения веществ на языке химии называются реакциями. Уравнения реакции говорят не только о том, во что превращаются исходные вещества, но и о том, в каких соотношениях – массовых, объёмных, количественных – взаимодействуют взятые вещества и получаются продукты реакции. Вам предстоит научиться рассчитывать, чего и сколько надо взять, чтобы получить нужный результат.

Многие реакции протекают в растворах. Решая задачи, вы освоите такие понятия, как концентрация и массовая доля, научитесь вычислять содержание веществ в растворе и определять его состав.

Умение решать задачи – важная часть вашего образования. В методическом пособии даются объяснения, как решается та или иная задача, но по настоящему научится решать задачи можно только самому. Поэтому попробуйте самостоятельно решить разобранную задачу, а потом загляните в решение и найдите свои ошибки.

Химические задачи делятся, условно говоря, на два типа: задачи, связанные с математическими расчётами, и задачи, основанные на написании химических реакций.

Уравнения реакций – вот что приводит в ужас многих учащихся! Не бойтесь. Если вы немного потрудитесь, то всё получится. Но только помните: без труда не вытащишь и рыбку из пруда!

Конечно, надо кое-что и вызубрить, например, степени окисления некоторых элементов. Вы что же, забыли, как вы зубрили: это буква А, это цифра 7? Так и в химии: это элемент Na, а это элемент Fe. Пока не вызубришь язык химии, ничего помнить не будешь! А уравнения реакций писать научитесь. Научились же писать по-русски и решать задачи по алгебре. Химические задачи ничуть не труднее! Берите ручку, тетрадку, калькулятор – и начали.

Желаю успеха!

 

- примеры решённых задач. Вам в помощь!

! - тренируемся сами решать подобные задачи.

  * - задача повышенной сложности.

Расчёты по химическим формулам

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: