Трюки и трансформации

Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, отно­сится только к фигурам, управляе­мым снизу при помощи ниток. Фи­гуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры при­касается к предмету, а второй ак­тер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом гораздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических дей­ствий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей те­невая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).

Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое ко­личество. Вот лишь несколько при­меров.

Неожиданная деталь. К тене­вой фигуре можно приставить лю­бую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым неверо­ятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикреп­ляется на тонкой проволочке и по­дается из-за фигуры, перпенди­кулярно к её плоскости. Когда во­лосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плос­кости экрана и прижимают к фи­гуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразитель­ным.

Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикреп­ляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.

Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, со­вершать многие действия, а не только перемещаться в простран­стве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендику­лярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий может стать толстым и т.д.

Всё наоборот. А вот как в теневом театре огромного людо­еда можно превратить в маленькую мышь. Фигура людоеда (неболь­ших размеров) в начале картины держится на некотором расстоянии от экрана. Тень её получается огромной (при освещении лампой она может стать чуть нерезкой, но при освещении проектором останется четкой). Когда наступает момент превращения, фигура людоеда подводится вплотную к экрану, отчего резко сокращается в размерах. Сзади нее, перпенди­кулярно к экрану, спрятана фигура мыши. Поворот - и фигура мыши перекрывает фигуру людоеда. Затем фигура людоеда быстро опускается вниз, и мышь начинает действовать.

Трансформации. В теневом театре очень легко трансформи­ровать человеческую фигуру или отдельные ее части: изменять форму головы, лица, пальцев - и всё это лишь с помощью кусочков бумаги, картона, различных тол­щинок и подушечек. Надорванная бумага на голове может оказаться великолепной шляпой странного фасона; крючковатый нос или огромные уши, сделанные из бумаги (папье-маше) и прилажен­ные к лицу, органически «срастут­ся» с лицом и сделают его неузнаваемым; деревянный медведь-дергунчик, показанный на большом расстоянии от экрана, вырастет до размеров настоящего медведя и т.д. Различие в мате­риале на теневом изображении незаметно. Главное, чтобы силуэт человека органически сливался со всеми дополнениями к нему.

Есть ещё один совершенно волшебный способ преобразовы­вать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень» (Илья Эпельбаум, Майя Краснопольская), в спектак­ле, посвященном произведениям

 

 

Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцес­сы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь станови­лись тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпа­дают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повёрнуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает и появляется другое.

 

 

Вместо заключения.

Театр любят дети и взрослые. Художественный мир пьес по­строен по законам красоты. Он до­вольно сложен, хотя эта сложность не всегда открыта поверхностному взгляду. И всё-таки мир, созда­ваемый драматургом, поэтом, ре­жиссёром, художником - это целая вселенная, где по-особому течёт время и воспринимается простран­ство. Даже если это самый первый театр для самых-самых маленьких.

Суть любой театральной пьесы - действие. Драматург и режиссёр не описывают героев, не выска­зывают к ним своего отношения. Они побуждают своих героев -действовать. Действия персона­жей, течение событий, движения сюжета, разрешение сюжетных конфликтов - всё это создаёт един­ственную в своём роде «живую» стихию пьесы. Стихия театрального действа сродни движению самой жизни, где сокровенное обычно скрыто в глубине, а на поверхности

- увлекательная цепочка событий, поступков, действий.

Хорошая пьеса напоминает ар­хитектурное сооружение, где всё подчинено общему замыслу, ис­полнено большого смысла и по­ражает воображение. Воздух пьесы

- особая «атмосфера», временами тяжёлая, густая и напряжённая (в ожидании развязки), временами лёгкая, звонкая и светлая.

В чём же тот смысл и та правда, которую следует показать в театре даже самым маленьким детям? В серьёзности, истинности и необхо­димости поиска ответов на вопро­сы, которые задаёт спектакль! По­этому, что бы вы ни затевали вместе с детьми - пальчиковую игру, теневой театр или кукольное пред­ставление - это должно быть ве­село и в то же время - всерьёз. Всерьёз для детей и, разумеется, для самих взрослых. Необходима гармония взрослого и детского, необходимо единение. Поэтому вовлекайте детей в сотворчество и содействие. Выражайте свою ис­креннюю заинтересованность играми и делами малышей. Помо­гите им смастерить фигурки и де­корации для теневого театра. Про­думайте, какую пьесу вы будете разыгрывать с детьми, и какие пер­сонажи понадобятся для вашего театра.

Важно учитывать то, что дети воспринимают и познают мир по-разному. Есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, фор­ма, размеры, характерные детали). Есть «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро за­поминают всё, что слышат. И, на­конец, есть «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентируются в простран­стве, однако не могут длительное время оставаться в покое и кон­центрировать внимание. Разуме­ется. Все эти характеристики до­вольно условны. К тому же в «чи­стом» виде «зрителей», «слушате­лей», «деятелей» также мало, как и обладателей «чистых» типов тем­перамента. Богатство и красота мира постепенно открываются де­тям, если они прислушиваются к звукам природы, всматриваются в её постоянно меняющиеся образы и картины. И теневой театр со своим лаконичным художествен­ным «языком» помогает детям учиться видеть и постигать смысл увиденного.

Помните, как в детстве вы спле­тали из пальцев затейливые фи­гуры, и на стене появлялись живые существа: собака, лошадка, ска­зочный дракон, змея, птица?.. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. В этом мире мно­жество обитателей, они нам хоро­шо знакомы. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Мир теней, загадочный, пол­ный тайных смыслов, живет рядом с нами, неотделимый от нас. И зо­вёт к себе...

Может быть театр теней родил­ся как желание разгадать эту за­гадку? Ведь на время представ­ления мы получаем пропуск в этот чудесный мир. Движение тени от­кликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли, чув­ства. Мы словно встречаемся с са­мими собой, с безмолвным голо­сом своего сердца. Тень не может передать эмоции, её выразитель­ные средства скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает все недостающие полутона. И помогает лучше узнать

 

«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже мла­денец привык к тени вокруг: ре­альнейший, потому что дает ре­альную картину на плоскости; ос­нованный на элементах и эффек­тах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала осно­вательница первого в нашей стра­не теневого театра Н. Я. Симоно­вич-Ефимова.

 

Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была самодостаточным пер­сонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных эк­ранах, освещенных изнутри силь­ным светом. Театр теней существовал как от­дельный вид театра, причем вплоть до XX века, когда его беспощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами те­атра теней до сих пор пользуете театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущности и обобщения до схемы. Схеме в театре теней отведена огромная, ре­шающая роль. Действие здесь про­исходит только в одной плоскости, утрирующей и передние, и задние планы. Так же, как утрируют обычные человеческие эмоции. В театре теней актёру бесполезно плакать - его слёзы не увидят. Плач выражается красноречивым же­стом или движением, и это будет лишь схематичное его выражение, обобщённое, как человек плачет вообще.

 

Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пла­стику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вли­вается в действие на сцене, сопе­реживает героям, активно помо­гает вершить добрые дела. Он под­ражает мимике, голосовым инто­нациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляюще­гося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведен­ческие модели, достойные подра­жания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля раз­вивает речь, насыщая её эмоцио­нально-выразительными оттенка­ми. Юный театрал легко запоми­нает новые слова и выражения, при этом в его сознании форми­руется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр те­атрального представления обяза­тельно сочетается с огромной внут­ренней работой. Он учится чув­ствовать, улавливать чужие эмо­ции, переживать. Выражение «шко­ла чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.

Среди элементов театрально­сти педагоги отмечают обычно сле­дующие.

Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питав­шего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к про­исходящему на сцене (перед дру­гими или собой, во время сцени­ческого действия или после него).

Лицедейство - искусство вы­ражения внутреннего мира чело­века, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю бла­годаря их наглядности.

Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представленность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен сим­волами и энергиями, который со­ставляет основу зрительского пе­реживания.

Сюжетность действия - на­личие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сце­нического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непре­рывного дыхания времени).

Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно проду­манном курсе актёрского и режис­сёрского мастерства), он есте­ственным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задей­ствует физический, эмоциональ­ный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаж­дение. Именно этот навык «включе­ния» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальней­шего успешного развития ребёнка, поскольку прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, пол­ноценной жизни. При режиссёр­ской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверх­задаче, а случайно - режиссёр­скому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит вла­деть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не по­давлять их и не вытеснять, но, на­против, - выводить на свет про­жекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом ис­кусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дру­жественную компанию единомыш­ленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удиви­тельным!

 

Литература

Годер Д. «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.

Крупенин А. Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009.

Лыкова И.А. Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8.

Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Протасова Е.Ю. Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.

Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М.: 1982.

Шипунова В.А. Властелин теневого пространства. А.Г. Крупенин. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.

Шипунова В.А. Семья по имени «Тень». И. Эпельбаум и М. Краснопольская. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: