Методика создания спектакля в теневом театре

Интерактивный театрализованный проект

Спектакль-исследование

«Творческая мастерская теневых историй».

Методическое пособие для родителей и педагогов по созданию теневого театра.

Содержание.

1. Аннотация проекта

 

2.  Методика создания спектакля в теневом театре.

 

Разработка сюжета.

Создание теневого экрана.

Создание декораций.

Персонажи в теневом театре.

Свет в теневом театре.

Кукловождение. «Живые фигуры» - способы управления.

Сценические эффекты.

 

 

Вместо заключения.

 

Литература

 

Аннотация проекта

Культурно-просветительский проект «Творческая мастерская теневых историй» призван пробудить у детей и подростков интерес к театральному искусству, активизировать творческое мышление и коммуникативные навыки, необходимые для гармоничного развития нового поколения. В современном мире информационные и мультимедийные технологии все глубже проникают во все сферы общественной жизни и оказывают серьезное влияние на сознание и поведение детей и подростков. Интерактивный театральный проект "Творческая мастерская теневых историй" предлагает зауральским ребятишкам познакомиться с необычной и очень увлекательной формой театрального искусства – театром теней.

Необычная форма представления будет очень интересна современным детям. Зрители невольно становятся участниками шоу и помощниками актеров. Вместе они исследуют возможности простой куклы на экране при помощи света, различных световых фильтров, фактур, учатся самостоятельно создавать куклы и декорации, придумывать истории и при помощи актеров уже принимают участие в самом спектакле.

Дети, помимо ярких впечатлений, получают знания по основам театрального искусства, учатся фантазировать и работать в коллективе. Передвижной характер проекта позволит в увлекательной и современной форме познакомить тысячи школьников Курганской области с особенностями теневого театра и даст толчок для развития театрального искусства в районных центрах области. В дальнейшем участники проекта и все желающие при помощи методического материала проекта смогут самостоятельно создать такой театр у себя в детском саду, школе или дома.

Изучение театрального искусства играет важную роль в процессе воспитания гармонично развитой личности, в формировании ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к культуре. Театральный проект "Творческая мастерская теневых историй" — это попытка через новые интерактивные образовательные формы, понятные и интересные молодежи, познакомить современное поколение с уникальной театральной формой – театром теней. Реализация проекта не только познакомит детей с удивительным театральным явлением – театром теней, но и поможет развитию у молодого поколения творческих способностей.

 

Основные направления проекта:

- Создание интерактивной театрализованной программы «Творческая мастерская теневых историй»

- Распространение опыта по реализации проекта, безвозмездная передача прав на использование программы для постановки в других театрах и центрах культуры.

Руководитель проекта: Алексеев Артур

Участники проекта: Алексеев Артур, Лазарева Анна, Лазарев Владимир

 

Методика создания спектакля в теневом театре.

Разработка сюжета.

 

Сюжетом может стать простая сценка, придуманная детьми или инсценировка известной сказки, рассказа, песенки, стихотворения. В современном мире совсем нетрудно найти не только уже известные детям сказки, но и интересную качественную современную детскую литературу. Будет здорово, если эта небольшая история будет носить поучительный или познавательно-развлекательный характер. Тогда ее будет интересно не только играть маленьким актерам, но и смотреть зрителям. Очень хорошо, когда эти истории дети адресуют своим же ровесникам.

 

Создание теневого экрана.

 

Экран может быть обычным листом бумаги или тканью, прикрепленным сверху к уже имеющейся стационарной основе или просто подвешенным на веревке.

В этом случае нижний край листа или ткани должен быть утяжелен и «отбит» полосой непрозрачного материала, высотой 10 – 15 сантиметров. Эта деталь будет закрывать руки, держащие фигурки и, возможно, края декорации.

Можно изготовить стационарный экран, который складываться,

Имеющиеся с двух сторон, складные части, могут быть одновременно, как опорой экрана, так и дополнительным элементом декора. Декорировать экран можно как угодно, по своему вкусу и предпочтениям. Можно взять за основу архитектуру Мариинского, ТЮЗа или Александринского театра, а можно сделать театр – раек; можно оформить рампу в русском народном стиле, а можно создать яркий образ детства, с персонажами книг и мультфильмов.

Чаще же театр теней показывают на большом экране. Для этого необходим другой источник света.

 

Полезные советы:

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

 

2.  Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

 

3.  Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

 

4.  Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

 

5.  Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

 

6.  Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

 

7.  Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

 

8.  Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – розовый и так далее.

 

9.  Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

 

Используемые инструменты и приспособления

Для изготовления рамы потребуется:

Рейка 4*1*6м для рамы

Саморезы 20\05 скрепления уголков и реек

Уголок плоский 30\30

Шарниры 40\40 (4шт) раскрывающих рамок

Белая ткань 100*100

Стиплер

 

Технологическая последовательность выполнения изделия.

Чертеж рамы

 

Технологическая карта на изготовление рамы

Ножовка, чертеж, линейка

 

Скрепляем напиленные рейки уголками 30\30

 

 

Шуруповерт, саморезы, уголки

 

Крепим боковые рамки на шарниры

Шарниры, шуруповерт

 

Натягиваем ткань

Ткань, степплер

 

Если размеры помещения и материаль­но-технические возможности позволяют, можно создать теневой театр «по всем правилам» этого вида искусства.

Для такого театра нужен большой экран из белого полотна (размером не менее 3-4 м в ши­рину и 2 м в высоту), идущий от самого пола сцены. Скорее всего, такой экран придется сшить из нескольких кусков ткани. Лучше, если швы будут идти в вертикаль­ном направлении. По сторонам экрана размещаются непроница­емые для света кулисы, откуда появляются и куда уходят герои теневого представления. В верхней передней части ширмы находится занавес, скрывающий экран во время смены декораций и по окончании спектакля. Он может быть один в центре ширмы. Такой занавес поднимается вверх или «отъезжает» в сторону. Занавес из двух половин раздвигается в обе стороны синхронно или поочерёд­но, если это обусловлено сюжетом.

Экранов может быть и два, расположенных симметрично, и даже три, размещенных так, что боковые экраны (обычно меньших размеров, чем центральный) нес­колько выступают вперед или отступают назад по отношению к основному. Действие может происходить одновременно на всех трех экранах или попеременно на каждом из них. В последнем случае тот экран, на котором в данный момент ничего не показывается, либо закрывают занавесом, либо не освещают.

Заглянем за ширму. На рас­стоянии одного или двух метров от экрана находится стол или несколько маленьких столиков, на которых расположены теневые фигуры, сменные экраны и декорации. Между столиком и ширмой находятся артисты. В небольшом театре они садятся на стульях по бокам рамки. Артисты управляют фигурками и говорят от их лица. Они берут то одну, то другую фигуру, прислоняют её к повер­хности экрана и «оживляют», по­буждая действовать.

Создание декораций.

Декорация (термин, образован­ный от латинского слова decorare - украшать, французский аналог десог, испанский - decorado, немецкий - Buhnenbild, английский- set), один из способов оформления спектаклей в современном театре. Слово «декорация» чаще всего употребляется для обозна­чения принадлежностей, имеющих своим назначением производить
места, в котором происходит дей­ствие, разыгрываемое на сцене.


    Основная функция декорации в спектакле - создание образа места действия. Поэтому театральные декорации представляют по боль­шей части либо, либо перспектив­ные виды улиц, площадей и внут­ренности зданий. Главные состав­ные части каждой театральной де­корации — завеса и кулисы. До­полнением декорации служат поддуги — куски полотна, протянутые
вверху через всю сцену и изобра­жающие части неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т.п.Декорация продолжает оставаться необходимой театру, дает худож­нику и режиссёру возможность ре­шать сложные творческие задачи
и нравиться зрителям, поскольку позволяет создать в их восприятии образ реальной среды жизни ге­роев спектакля или погружает в мир фантазии.

Независимо от того, каким спо­собом декорация создаётся, она всегда остаётся образом ил­люзорным. В теневом театре де­корации бывают двух видов:

 

 

проекционные - воспроизво­димые на экране с помощью
проектора и рисованного или сфотографированного диапо­зитива;

аппликационные – сделанные из какого-то материала (кар­
тона, фанеры, бумаги) и при­кладываемые непосредственно
к плоскости экрана;

Проекционные декорации. На проекционных цветных декорациях черная теневая фигура играет и перемещается совершенно сво­бодно. Значительно сложнее соз­давать декоративное оформление, когда фигуры и декорации - чёр­ные, непрозрачные. Поэтому рас­смотрим более подробно, как создаются и используются апплика­ционные декорации.

Аппликационные декорации в теневом театре располагаются несколько иначе, чем в обычном театре. В теневом спектакле нужно так расставить детали декорации в плоскости экрана, чтобы они не мешали фигурам, не заслоняли их, не сливались бы друг с другом.

Для смены аппликационных декораций по ходу представления существует два способа:

1) можно сменить весь экран целиком, вместе с наклеенными
на него декорациями;

2) можно переменить только декорации.

Смена экранов возможна только в том случае, когда они небольшие по размеру. Сменный экран делается следующим обра­зом: декорации, необходимые для данной картины, вырезают из тонкого картона или плотной бумаги и наклеивают на кальку, натянутую на рамку экрана. При этом декорации прозрачные и полупрозрачные соединяют с непрозрачными очень аккуратно, чтобы не были видны пятна от клея. При сменных экранах фон теневой картины может быть цветным; для этого кальку закрашивают тонким слоем акварельной краски или цветной туши.

Смена экранов (а также отдель­ных декораций) происходит или при закрытом занавесе, или в темноте. При работе в темноте требуется слаженность, иначе мож­но поломать декорации. Каждый из кукловодов (или его помощни­ков) ещё при свете берётся за ту часть декорации, которой должен оперировать, и, когда свет погас­нет, быстро и бесшумно произво­дит замену.

Но всё-таки лучше сделать занавес и перестановку или мену экранов и декораций производить за ним. Существует много систем занавесов. Вот только одна, наи­более простая, напоминающая оконные шторы. Раздвижной занавес состоит из двух частей. К верхнему краю обеих половин пришиты кольца. Они скользят по круглой палке, прикрепленной к ширме над экраном. Сквозь кольца проходит длинный шнурок. Он привязан к крайнему правому кольцу левой половины и крайнему левому кольцу правой половины занавеса. Потянув шнур в одну сторону, вы открываете занавес, потянув в другую, - закрываете его. Иногда бывает удобно при­крепить декорации одним каким-то краем к экрану.

Между отдельными сценками можно вместо занавеса на несколько секунд перекрывать источник света веером или вееро­образным куском картона, а за это время быстро сменить декорацию.

При изготовлении фигур и декораций в теневом театре могут исполь­зоваться прозрачные и полупроз­рачные материалы. Вот примеры.

     Ткань применяется в декора­циях для изображения небес­ного свода, морской пучины, крыши, палатки, балдахина над троном и т.д. К примеру, с по­мощью лёгкой драпирующейся ткани легко изобразить отки­дывающийся полог шатра или волны на море.

Тюль, гипюр, марлю, кружево применяют в теневом театре для изображения легких зана­весок и частей одежды (рука­вов, фаты, воротника, юбки). Силуэты деревьев для декора­ций чаще всего изготавливают из фанеры или картона. В не­которых прорезных местах можно вкрапить в него кусочки цветного целлофана или окра­шенной папиросной бумаги. Это позволит создать впечат­ление солнечных лучей, проби­вающихся сквозь темную листву, или колорит осеннего дерева.

Декоративные окна в домах и замках, дворцах делают из цветного целлофана или стекла. Эти материалы помогают передать отблеск наружного света на стекле или внутреннее освещение дома. Подсветка окна в черном, непрозрачном доме применяется в театре довольно часто. Однако поль­зоваться этим надо с осторож­ностью. Если подсветка транспарантного окна подобрана неудачно, изображение будет выглядеть плоским, а окно -дырой, в которую видно небо.

 Легкая прозрачная ткань может изображать какие-то детали костюма теневой фигуры, сде­ланной из непрозрачного ма­териала. Прозрачными могут быть ленты в косах, накидки, наброшенные поверх платья, илипросто край одежды. Движение складок ткани приперемещении фигуры или при искусственном ветре, игра цветовых оттенков помогут соз­дать интересный зрительный образ.

 

 

Персонажи в теневом театре.

 

Прежде всего, необходимо обсудить с детьми, каких персонажей и какие декорации из их истории нужно сделать.

Конечно, театр теней обладает неограниченными возможностями.

Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для театра кукол понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.

 

В качестве актёров теневого театра можно использовать самые обыч­ные предметы и детские игрушки (куклы, машинки, мягкие зверушки) и куклы, одевающиеся на руку (пер­чаточные, персонажи кукольного театра). Для по­каза в теневом спектакле разных животных используют самые обыч­ные маски - новогодние или теат­ральные. На руки натягивают ру­кавички или носочки, чтобы было похоже на лапки животных. Когти мастерят из мягкой проволоки или трубочек для коктейля (их можно пришить, привязать или просто продеть в рукавички). Для таких спектаклей актёрам не нужны слож­ные костюмы и грим, не имеют значения цвет, материал и даже мелкие детали.

Но обычно для теневого театра персонажей изготавливают спе­циально - вырезают или выпили­вают силуэты из плотной бумаги, картона, фанеры, кожи, войлока, металла, пластика или других материалов.

Простые теневые фигуры сделать очень просто. Нарисуйте или выберите в книжках-ракрасках нуж­ные вам картинки и скопируйте на бумажную кальку или папиросную бумагу, прозрачную плёнку. Обве­дите только общий контур рисунка, без проработки мелких деталей. Фигура может быть самой простой или состоящей из отдельных деталей, что позволит разнооб­разить движения: показать, как опускаются и поднимаются руки или лапы, передвигаются ноги, наклоняется голова, шевелятся уши и т.д.









Сложные фигуры

Эскиз. Сложную фигуру важно правильно разделить на части (подвижные детали, сочленения). Для этого каждую деталь рисуют отдельно так, чтобы смежные части находили друг на друга. Необходимо точно представлять себе, для каких функций предназначается именно эта деталь и нельзя ли обойтись без неё. Лучше отобрать два-три самых необходимых сгиба для каждой фигуры. Обратите вни­мание, чтобы при сгибах и наклонах не получались неприятные, неес­тественные углы или же разрывы в контуре сочленений.

Разметка. Разметьте подвиж­ные части, проставьте точки, в которых эти детали (голова, ноги, руки или лапы, хвост, уши и др.) будут соединяться с основной частью фигуры (туловищем) и прорисуйте держалки (продолже­ние деталей) - полоски длиной 5-6 см. Затем скопируйте рисунок каждой фигурки на картон (или другой материал) и вырежьте от­дельно все детали: основную часть фигуры (туловище или туловище с неподвижной головой) и подвиж­ные части (голову, руки, ноги, лапы, хвост, уши).

Вырезание. Для вырезывания бумажных и картонных фигур используют ножницы или канце­лярский нож. Ножницы понадо­бятся тонкие, прямые, с острыми концами, хорошо наточенные. Мел­кие детали можно вырезать с помощью маникюрных ножниц. Вырезать надо очень аккуратно (особенно лицо), точно следуя линии, нанесённой твёрдым, остро отточенным карандашом. Отвер­стия для соединения деталей мож­но сделать шилом или дыроколом. Края вырезанных фигур желатель­но смазать жидким мылом и про­гладить кольцами ножниц или тупой стороной лезвий, чтобы не было ворсистости, которая даёт на экране неряшливый силуэт.

Все части фигур соединяют с помощью мягкой тонкой проволоки, толстой капро­новой лески или жильной струны (жилки). Леска и жилка лучше, так как проволока быстро разнашивает отверстие, сквозь которое она про­пущена. Жильной струной соеди­няют таким способом: сквозь от­верстия в соединяемых частях про­пускают небольшой кусочек жилки так, чтобы с обеих сторон выглядывали кончики - миллимет­ров 5-6 каждый. Затем к этим кончикам подносят зажженную спичку. Жильная струна вспыхивает и заваривается в комочек у самой поверхности картона (огонь надо быстро погасить, чтобы картон не загорелся). Получается прочный и легкий шарнир. Так же действуют и с капроновой леской. Фигуры из фанеры монтируют при помощи шурупов или заклепок из алюми­ниевой проволоки.

Внимание! Перед сборкой обязательно проверьте комплект­ность деталей и правильность их размещения на основной части фигуры. Особенно внимательно отнеситесь к деталям, которым полагается быть правыми или левыми.

Важно! Чтобы тонкая фигура не прогибалась, к ней прикрепляют тонкую деревянную рейку. Рейка идёт по всей вертикали фигуры, проходит по одной из ног и продолжается ниже, становясь также и рукояткой (держалкой). К рейке прикреплены все рычажки для управления фигурой, вдоль неё (через проволочные скобки)

Традиционно для изготовления фи­гур теневого театра выбирают тём­ный картон или фанеру. Поэтому теневая фигурка довольно часто ассоциируется с жёсткой чёрной формой. Но на самом деле цвет в данном случае не имеет большого значения, поскольку для образо­вания тени на экране важна лишь непрозрачность материала.

Картон и фанера дают на эк­ране густую, чёрную тень.

Картон для работы надо брать достаточно плотный и тонкий. Если он слишком тонок, можно склеить два-три слоя. Не рекомендуется использовать очень толстый и рых­лый картон, поскольку края фигур из такого картона быстро обтреп­лются и дадут на экране неряшли­вые, неприятные, нечеткие силуэты.

Фанерная фигура значительно прочнее картонной и, кроме того, позволяет использовать более сложный и точный механизм управ­ления. Но при выпиливании теневой фигуры с помощью лобзика нужно иметь умение, терпение и желание работать ещё аккуратнее, чем с кар­тоном. При умелой работе милли­метровая фанера, близкая по своей толщине к картону, позволяет соз­дать точный силуэт. При желании некоторые фигуры можно делать, сочетая фанеру с картоном.

Бумагу и ткани используют, если нужна менее интенсивная, сероватая или имеющая какой-то цветовой оттенок тень. Силуэты можно вырезать из раскрашенной цветными пятнами чертёжной или акварельной бумаги - тогда во время спектакля фигурки будут выглядеть на просвет светлыми и слегка тонированными.

Теневые фигуры могут быть совершенно непрозрачными (в полном смысле слова теневыми) или же просвечивающимися, транспарантными. Обычно такие фигуры из цветных кусочков фольги или целлофана применяют для цветных теневых постановок. Могут быть и комбинированные фигуры, у которых одни части непрозрач­ные, другие же транспарантные.

Силуэты для теневого театра могут быть лёгкими, тонкими, с мелкими деталями. Лица следует вырезать по контуру волос, платка или шапки, а в образовавшуюся пустоту наклеивать кальку или очень тонкую бумагу. При желании и умении можно прорисовать лицо по кальке тушью и пером. В этом случае прорезать можно не только черты лица, но и кисти рук (как это делают на окладах икон) и закрыть калькой. Ещё можно прорезать узоры на одежде персонажей или декорациях и закрыть их разным количеством слоев кальки. Сами фигуры нужно надежно приклеить к тонкой прочной палочке - для удобства управления.

Предельная выразительность силуэта составляет основную пре­лесть теневого театра. Можно на­учиться видеть и умело изобра­жать тени предметов, но для этого важно понимать, в каком ракурсе они наиболее выразительны. Точ­ная - до миллиметра - линия, ко­торая очерчивает силуэт, может передавать мельчайшие детали. Образ, характер и динамика пер­сонажа создаются самыми неза­метными на первый взгляд изги­бами этой линии. Возьмите ка­кой-нибудь бумажный силуэт и просмотрите его в виде тени на экране. Вы сразу увидите подроб­ности, которых не замечали рань­ше. Ваша фантазия придаст па­дающей на экран тени то, что в бумажной фигуре при обычном восприятии и увидеть невозможно, даже объём и цвет.

Силуэт может быть вырезан в каком-то неожиданном ракурсе и в то же время характерном, легко узнаваемом, так что тень от плос­кого силуэта скорее даст вам пред­ставление о предмете, чем тень от самого предмета. Попробуйте повертеть за экраном какой-либо объёмный предмет, и вы увидите, что в ряде положений он будет от­брасывать на экран совершенно непонятную тень. Когда показы­вают предмет неодушевленный, это не так важно, К примеру, для ветки или вазы можно легко найти ракурсы, при которых их тень будет достаточно характерной. Но тень - человеческий профиль - при ма­лейшем повороте головы стано­вится на экране совершенно не­узнаваемой. Поэтому при создании декораций и теневых фигуры важно всё время проверять, как они вы­глядят на экране. Художественное чутьё и практика помогут вам понять основные принципы построе­ния силуэта для теневого театра.

Приведём несколько советов, полученных нами от опытных кук­ловодов и художников-силуэти­стов, поскольку создание сцени­ческого образа при помощи си­луэта имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, не рекоменду­ется делать фигуру абсолютно статичной, полагая, что динамическую выразительность ей придадут ме­ханические движения на экране. Вместе с тем, теневую фигуру нуж­но заранее рассчитать на какое-то определенное количество дви­жений (чем меньше, тем лучше!) и в самой конфигурации силуэта за­ложить потенциальную возмож­ность выполнения этих функций.

Предположим, вы хотите сделать персонаж «сказочный слуга», кото­рый в одной картине несёт поднос с грудой золотых вещей, а в другой картине должен низко поклониться своему господину. Вы не сможете добиться, чтобы одна и та же фигура «умела» и кланяться, и держать пе­ред собой на вытянутых руках тя­жёлый груз. Придётся для первой картины нарисовать фигуру, в ко­торой чувствуется стремление со­хранить равновесие (откинутая на­зад голова, выпрямленная или слег­ка отведенная назад спина). Но для второй картины эта фигура уже не подойдёт, так как она не сумеет сделать убедительный поклон, и вам придется для второй сцены вы­резать другую фигуру. Вместе с тем было бы ошибкой придавать каждой фигуре слишком уж «готовую» позу. Задача художника - вместе с ре­жиссёром (в любительских условиях обе эти функции нередко совме­щаются в одном лице) внимательно изучить характер и возможные дей­ствия конкретного персонажа с тем, чтобы создать одну или несколько дублирующих фигур, которые имели бы полное внешнее сходство, но от­личались бы позой или способом точно и выразительно со­вершать действия и поступки, по­лагающиеся ей по сюжету.

 

Свет в теневом театре

Светиграет очень важную роль в теневом театре. Именно контраст света и тени определяет специфику этого вида искусства, особенности его воздействия на зрителей. В любом теневом театре сзади эк­рана, обычно на некоторой высоте, находится источник света, скрытый от зрителей. От непрозрачных фи­гур и декораций на экран падает густая чёрная тень, создавая ла­коничные, но при этом предельно выразительные образы. Выбор источника светазависит от вида и размеров театра.

Если экран небольшой, напри­мер, размером 25x40 см, то ис­точником света может служить любая лампа. Сзади экрана, на столе или на тумбочке, устанав­ливается фанерный (внутри зачер­ненный) ящичек с лампой. В ящичке следует вырезать окошко размером 2,5x4 см или 5x8 см. При таком размере театра и типе освещения бумажные декорации прикрепляются к самому экрану. Фигурки тоже приставляются к экрану и образуют на нём тени такой же величины, как сами фигурки.

На большом экране тени фигу­рок и декораций могут изменять свой размер при удалении от экрана и приближении к нему. Но для большого экрана обычные лампы не годятся, так как нити на­кала в них расположены полу­кругом и при проекции фигурки образуют на экране хоть и увеличенные, но расплывчатые силуэты. Хороший источник света - 100-ваттная лампа, применяемая в проекционных фонарях. Просты и удобны 12-вольтовая лампа от фильмоскопа и 6-вольтовая авто­мобильная лампочка. Но к ним нужен понижающий трансформа­тор, дающий напряжение 6 вольт, или аккумулятор, или батарея. Подойдёт и лампочка от карман­ного фонаря, но без рефлектора -у неё тоже короткая нить накала. Можно также использовать филь­москоп: поставить боком к экрану и открыть задний кожух с рефлек­тором. При том следует закрыть лампочку сверху и сзади тёмными картонками, чтобы избежать посторонних теней.

Установка света - важный момент для теневого театра. Свет должен падать сзади и сверху, находясь между кукловодом и экраном. В этом случае тени рук не попадут на экран, а изображения будут оптимально чёткими. Для получения особых эффектов можно перемещать свет: отодвигать или приближать лампу к экрану, пере­мещать в стороны. Так можно изо­бразить вихрь танца, ветер, метель. Лампу устанавливают на высоте 1,4-2 метров от пола и в 1,5 метра от экрана (если позволяет сцена, - в 4-5 м) со стороны «актёров». Голова, руки, плечи кукловода всё время должны быть ниже уровня «земли» (линии на рабочей рамке), чтобы не появлялись лишние тени.

Место установки источника освещения отвечает следующим условиям:

• световая точка от лампы или объектива включённого диа­проектора не должна быть видна сквозь полотно экрана зрителям первого ряда;

• лампа не должна быть распо­ложена слишком высоко и слишком близко к экрану;

• световая точка должна быть расположена так, чтобы на экран не падала тень от головы кукловода, и между ним и эк­раном было небольшое рассто­яние, позволяющее свободно работать с теневой фигурой.

Если не соблюдать эти правила, то свет будет падать под очень острым углом к поверхности экрана, и поэтому тень даже при самом незначительном отводе фигуры от экрана будет деформи­роваться.

Надо упомянуть еще об одном условии освещения в теневом театре. Важно, чтобы за экраном не было светлых или блестящих предметов, которые отражают лучи проектора или лампы и создают рассеянный свет. Большое коли­чество света, отраженного за эк­раном, заметно снижает чёткость тени на экране.

На рисунке вы видите распо­ложение источника света (при высоте нижнего края экрана 140 см от пола). На этом же рисунке показано, как работает актёр при таком положении источника осве­щения.

Количество источников све­та. Как правило, источник света в теневом театре бывает один, хотя для некоторых специальных и трюковых эффектов их может быть и больше.

Световые и цветовые эффек­ты. Театр теней может вызвать у детей ещё более яркие эмоции, если будет продуман контраст тёмных силуэтов и цветного освещения. Фон, на котором действуют персонажи, может быть слегка подцвечен, а отдельные детали декораций и фигурок загорятся цветными огоньками, если на их месте приклеить кусочки целлофана, цветного стекла или окрашенной папиросной бумаги. Для световых эффектов и цветного освещения теневого спектакля рекомендуем подобрать комплект цветных стёкол или плёнок. Проще всего в нужный момент (по сюжету спектакля) поднести к лампе кусочек цветной плёнки или тонированного стекла. Но еще лучше и удобнее исполь­зовать выдвижные рамочки на коробке с источником света и вставлять в них цветную плёнку или тонированное стекло. Напри­мер, жёлтого или розового цвета, если вы хотите показать восход солнца; тёмно-синего или фиоле­тового цвета, если по сюжету нас­тупает ночь. С помощью подсветки можно изобразить луну, солнце, звёзды, радугу и даже вспышки молнии. Например, вы вставляете кусочек чёрной или фиолетовой бумаги с вырезанным в нём серпом месяца, направляете подсветку на экран и начинаете медленно двигать плёнку с месяцем. Зрители видят на экране месяц, плывущий по тёмному небу. Или солнце, выходящее из-за туч. Или сверка­ющую молнию.

Если соединить вместе нес­колько плёнок и поворачивать их перед источником света из сторо­ны в сторону, по экрану побегут цветные лучи, будто это салют или прожектор в цирке. На экране «пойдет» дождь, если перед све­тильником сыпать из коробочки с мелкими отверстиями манку или песок, пудру, мелкую соль, зубной порошок. Разумеется, внизу нужно своевременно разместить поддон или коробку.

Стеклянные декорации - «диапозитивы» - легко изготовить самим. Для этого нужно вырезать кусочки стекла по величине стандартных диапозитивов (напри­мер, 4,5x6 или 8,5x8,5 см). Стёкла нужно вымыть в воде с содой, тщательно протереть сухой тряп­кой и покрыть цветной эмульсией. Получатся «цветные стекляшки», позволяющие окрашивать свет, направленный на экран. Сегодня в продаже можно найти любые художественные материалы, но эмульсию для декорирования стекла можно приготовить и самим. Вот самые простые рецепты основы, в которую добавляются красители:

• Сахарная пудра смешивается с сырым яичным белком в про­порциях 1/5.

• Небольшое количество столяр­ного клея разводится в стакане
горячей воды и доводится до кипения (пока смесь не станет прозрачной).

• Белок одного яйца взбивается, отстаивается 5-6 минут и сме­шивается с двумя чайными лож­ками горячей воды.

 

 

Кукловождение. «Живые фигуры» - способы управления.

Для управления самой простой те­невой фигурой к основной части фигуры (туловищу) прикрепляют проволоку или деревянную планку - так, чтобы нижняя её часть опус­калась ниже фигуры на 10-15 см и позволяла вам незаметно дер­жать её на ширме или на экране. Если фигурка достаточно высокая, её нужно опоясать прочной ниткой и управляющую проволоку (или планку) пропустить под ней.

Наиболее распространены два способа управления фигурами:

• снизу при помощи ниток (ев­ропейский способ);

• сзади при помощи тростей (ки­тайский способ).

Для управления куклами лучше брать не нитки, а рыболовную лес­ку. Каждое движение может про­изводиться либо с помощью одной нитки (тогда обратное движение будет вызвано действием проти­вовеса), либо двух ниток, каждая из которых вращает деталь (ногу, лапу, хвост) в противоположном направлении. Двумя нитками мож­но наклонять голову персонажа.

Движение ног у теневых пер­сонажей ограничено. Обычно те­невая фигура перемещается, не перебирая ногами, будто скользит, и с этой условностью даже самые маленькие зрители свыкаются бы­стро и легко. Иногда режиссёр весь спектакль строит таким образом, чтобы ноги персонажей не были видны и движение наблюдалось только по верхней части фигур. Приёмы, позволяющие скрыть ноги, бывают самые разные: дви­жение фигуры по лугу с высокой травой, маскировка ног длинным платьем, показ фигур из окна, из-за забора.

Управление куклой так назы­ваемым китайским способом, т.е. при помощи тростей, отходящих назад, имеет большое преимуще­ство. В этом случае теневая фигура получает неограниченный спектр движений. Она может передвигать ноги, отрываться от края экрана (от «пола», «земли») и даже летать по воздуху. При этом способе управления фигура не прикреп­ляется жёстко к рейке, и все её части двигаются свободно. Но для управления такой фигурой нужна большая тренировка. Часто для управления одной фигурой тре­буются два кукловода. Работая очень близко друг от друга, иногда переплетая руки и прикасаясь плечами, они должны действовать предельно слаженно и чётко.

В китайском теневом театре трости не всегда прикрепляются к теневой фигуре, а по мере необхо­димости актер с ловкостью жонг­лёра вставляет конец трости в со­ответствующее углубление и пе­ремещает фигуру. Трости, при­крепленные к петлям, кукловод держит перпендикулярно к плос­кости экрана.

Чтобы действия происходили слаженно, их нужно хорошо отрепетировать.

В теневых спектаклях лучше из­бегать встречных движений или же проводить одну фигуру мимо дру­гой очень быстро, чтобы зрители - особенно самые маленькие и неискушённые - не успели заметить искажение теней. Жестику­лирует, как правило, одна фигура - та, которая в данный момент действует и разговаривает. Если по ходу действия нужно повернуть куклу в другую сторону, нужно до­вести её до конца сцены и поворот совершить вне экрана или же вос­пользоваться декорацией.

Многочисленные фигурки не­обходимо держать в строгом по­рядке: лучше всего сложить их в стопочки «покадрово» - тогда сверху окажется фигурка, которая требуется для очередной подмены. Такой способ оживления кукол мож­но назвать ручной мультипликаци­ей. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество ко­торых сравнительно невелико. По­этому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фи­гуры, наблюдая ее тень на экране.

Сценические эффекты

Многие сценические эффекты те­невого театра совпадают с теми приёмами, которые используют в драматическом театре. Они могут быть механическими или про­екционными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: