Основные дидактические принципы обучения математике: принцип научности, принцип последовательности и систематичности

Содержание школьного курса математики: основные линии и связь с другими учебными предметами.

Школьным учебным планом на изучение мат-ки с 1-11 класс отводится около 2000 учебных часов. Кроме того, дополнительные часы на изучение мат-ки предусматривается в системе факультативных курсов (7-11)

Нормативным, обязательным для выполнения документом, определяющим основное содержание шк.курса мат-ки объем подлежащих усвоению учащимся каждого класса знаний, приобретаемых умений и навыков, яв-ся уч. программа по мат-ке.

Учебная программа школы основывается на принципах соответствия программы основным целям школы, обеспечивает преемственность получаемой уч-ся подготовки в 1-4 классах, в 5-9 основная школа, с 10-11 средняя школа.

Основные линии: числовые системы, величины, уравнения и неравенства, тождественные преобразование мат.выражений, координаты, функции, геом. Фигуры и их свойства (измерение геом. величин, геом. преобразования), векторы, начало математического анализа, основы информатики и вычислительной техники.

На каком возрастном этапе, в каких классах, с какой глубиной и при каком числе часов изучаются эти разделы, определяют программа по математике в средней школе?

Раздел «числовые системы» изучается на протяжении всех лет обучения. В школьную программу, вопросы числовых систем входили уже в далеком прошлом.

Изучение величин в программах и учебниках по математике не выделено в специальный раздел.

На изучение уравнений и неравенств посвящается значительная часть всего учебного времени. Особая значимость этой темы состоит в широком применении уравнений и неравенств в самых различных областях приложений математики. Раньше систематическое изучение уравнений начиналось лишь с 7 класса. В течение последних десятилетий знакомство с уравнениями и применение уравнений к решению задач вошло в курс математики начальной школы в 4-5 классов.

Выполнение тождественных преобразований, овладение специфическим языком математики требуют от учащихся не только понимания, но и отработки прочных практических навыков на достаточно большом числе тренировочных упражнений. Такие упражнения, содержание которых в каждом разделе курса обладает своими особенностями, выполняются учащимися всех классов.

Координаты и функции вошли в курс математики средней школы только в первой четверти 20 века. Характерной особенностью современного школьного курса математики являются расширение этих разделов и возрастающая роль, метода координат и функций в изучении других тем школьном программы.

Векторы впервые вошли в курс геометрии нашей школы только в середине 70-х годов. Большая общеобразовательная значимость этой темы, обширные практические применения обеспечили ей общее признание. Однако вопросы доходчивого всех учащихся изложения этого раздела в школьных учебниках, применения векторов к решению содержательных задач находятся ещё в стадии разработки и могут найти своё решение только на основе глубокого анализа и учёта результатов школьного преподавания.

Элементы математического анализа вошли в программу общеобразовательной школы недавно. Включение в программу этих разделов вызвано их большой идейной и прикладной значимостью.

Основы информатики и вычислительной техники отражает требования, предъявляемые к современной математической подготовке молодёжи в связи с широким внедрением в практику электронно-вычислительных машин.

Выделенное ядро школьного курса математики составляет основу его базисной программы, в которой материал расположен не по классам, а по ступеням обучения и излагается согласно логике развития ведущих научно методических линий.

Базисная программа является основой для всех учебных заведений, дающих среднее образование, она является исходным документом для разработки тематических программ. В тематической программе для средней школы, кроме распределения учебного материала по классам, излагаются требования к ЗУН учащихся, раскрываются межпредметные связи, примерные нормы оценок. В программе подробно освещаются вопросы формирования научного мировоззрения, воспитания учащихся в процессе обучения.

Математика тесно связана с физикой. Например, механический смысл производной это есть мгновенная скорость, то есть производная от расстояния дает скорость; а производная скорости даёт ускорение.

В химии – при решении задач на вычисление процента концентрации.

Добавить межпредметные связи!

Основные дидактические принципы обучения математике: принцип научности, принцип последовательности и систематичности.

Дидактика – раздел педагогики, в котором разрабатывается теория образования и обучения.

Предмет дидактики: закономерности и принципы обучения. Ее научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Задачами дидактики: является описание и объяснения в процессе обучения и условия ее реализации, разработка более совершенной организации обучения новых обучающих систем и технологии.

Дидактические принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание о том, как надо строить, осуществлять и совершенствовать в обучении и воспитывать.

Концепция мат образования положено несколькими принципами:

- научности;

- сознательности, активности и самостоятельности;

- доступности;

- наглядности;

- всеобщности и непрерывности мат образования;

- преемственности и перспективности содержания обучения

- принцип систематичности и последовательности;

- системности мат знаний

- дифференциации и индивидуализации мат образования

- практические направленности обучения;

- компьютеризация обучения.

Общепринятые принципы дидактики.

  1. принцип воспитания.
  2. научности
  3. сознательности
  4. систематичности и последовательности
  5. доступности
  6. наглядности
  7. принцип индивидуальности
  8. прочности знаний в обучении математики.

Принцип научности. Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении: 1)реализация его в учебнике (соответствие содержания учебника современному уровню науки); 2)обеспечение высокого научного уровня изложения учебного материала учителем на уроке; 3)выработка у учащихся учебно-исследовательских навыков и умений.

   

Принцип последовательности и систематичности. Систематичность в обучении мат-ки предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики. Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытие единства элемента в части и целого.

Последовательность математики означает, что обучение осуществляется по следующим правилам:

1. от простого к сложному

2. от известного к неизвестному

3. от легкого к трудному

4. от представления к понятию

5. от знания к умению

6. от умения к навыку

Привести примеры как может быть реализованы эти принципы на практике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: