Основы теории графика

1 Значение графика движения

2. Форма и содержание графика

3. Классификация графиков движения

 

График движения поездов на железнодорожном транспорте обеспечивает слаженную, ритмичную работу подразделений и служб железных дорог при перевозках грузов и пассажиров. Он выражает план всей эксплуатационной работы и является основой организации перевозок. Координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта, график движения позволяет осуществлять своевременную перевозку грузов и пассажиров при одновременном выполнении требований безопасности движения, наивыгоднейшего использования подвижного состава, обеспечения ритмичности работы станций, участков при наилучшем использовании их пропускной и провозной способности. На основе графика определяются показатели использования подвижного состава, согласовывается деятельность дорог с предприятиями-грузоотправителями и получателями, а также с другими видами транспорта.

1

График является основой организации движения поездов на железнодорожном транспорте. Он определяет:

· последовательность занятия поездами перегонов;

· время отправления и прибытия поездов по каждому раздельному пункту;

· скорости движения поездов по перегонам;

· нормы времени стоянки поездов на станциях;

· серии локомотивов, обслуживающих поезда;

· весовые нормы и длины поездов

График движения поездов должен обеспечивать:

· своевременную перевозку грузов и пассажиров;

· выполнение требований безопасности движения;

· наивыгоднейшее использование подвижного состава;

· ритмичность работы станций и участков при наилучшем использовании их пропускной способности.

2

График движения поездов составляется на стандартной сетке с масштабом времени и расстояний. Горизонтальными линиями обозначаются оси раздельных пунктов, расстояния между которыми соответствуют расстояниям между осями раздельных пунктов. Масштаб обычно принимается: 2 мм ~ 1 км.

По вертикали сетка утолщенными линиями разделена на 24 часа. Каждая часовая полоса тонкими линиями делится на 6 равных полос, соответствующих 10минутным интервалам. Получасовые линии для удобства чтения выделяются

пунктиром.

В зависимости от размеров движения установлены 4 формата суточной сетки:

ƒ форма ДГ-1 на одном листе формата А-0;

ƒ форма ДГ-2 на двух листах формата А-0 по 12 часов на каждом;

ƒ форма ДГ-3 на трех листах формата А-0 по 8 часов;

ƒ форма ДГ-4 на четырех листах формата А-0 по 6 часов.

Обычный масштаб времени 5 мм ~ 10 мин, а на участках с размерами движения за сутки 100 пар поездов и более — 10 мм ~ 10 мин.

С левой и правой стороны сетки помещаются таблицы, в которых указываются все необходимые данные по графику движения.

С левой стороны — размещение технических пунктов и время стоянок под операциями смены локомотивов СЛ, смены локомотивных бригад СБ, технического осмотра состава ТО, снабжения состава водой НВ. В этой же колонке пишется время хода пассажирских и грузовых поездов по перегонам в четном и нечетном направлениях с указанием времени на разгоны и замедления при следовании поезда с остановками. Здесь же в клетке указывается дополнительное время на предупреждение по ограничению скоростей. Цифры разгона—замедления для грузовых поездов указываются слева, для пассажирских — справа в четном и нечетном направлениях.

График строится обычно на стандартной сетке с масштабом времени (10 мин = 5 мм) и расстояний (1 км = 2 мм). На сетке каждый час разделен вертикальными линиями на шесть десятиминутных интервалов, при этом получасовые деления указываются штриховой линией, а часовые - жирной. Оси раздельных пунктов обозначают горизонтальными линиями.

В вертикальных колонках по обеим сторонам сетки графика помещаются дополнительные данные, необходимые для составления пользователем графика. В число таких данных входят:

· размещение на участке пунктов производства технических операций и нормы времени на их выполнение грузовыми поездами в нечетном и четном направлениях;

· времена хода грузовых поездов по перегонам в четном и нечетном направлениях без включения времени на разгон и замедление поезда (чистое время хода);

· наименование раздельных пунктов;

· средства связи при движении поездов;

· число главных путей на перегонах и приемо-отправочных - на промежуточных станциях;

· серии локомотивов при двойной тяге и подталкивании и участки подталкивания;

· расстояние последовательное (по принятому километражу) и между раздельными пунктами;

· число поездов, проложенных на графике, пассажирских (в парах), грузовых, в том числе сборных (по направлениям движения);

· скорость движения всех грузовых поездов - техническая и участковая по направлениям движения;

· скорость движения  сборных поездов - техническая и участковая (также по направлениям движения).

В верхней части сетки графика помещены таблицы с указанием для пассажирских (слева) и для грузовых (справа)

поездов серий локомотивов и установленных по направлениям движения норм веса и длины составов.

Кроме графического изображения движения поездов, на сетке графика показывается увязка локомотивов по пунктам основного и оборотного депо и стоянки поездов на участковых и сортировочных станциях.

Нумеруются поезда в зависимости от их категории и рода перевозок, при этом поездам, следующим в направлениях с севера на юг и с востока на запад присваиваются нечетные номера, остальным - четные.

Нечетные поезда наносят на график сверху вниз, а четные - снизу вверх. В точках пересечения линий движения поездов с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставят цифру, указывающую число минут сверх целого меньшего десятка, соответствующую моменту прибытия, отправления или проследования поезда.

   

График читается следующим образом. Скорый пассажирский поезд №7 прибывает на станцию А в 1 ч

03 мин, стоит 4 мин для высадки и посадки пассажиров, отправляется в 1 ч 07 мин и проследует станцию б без остановки в 1 ч 25 мин. На станцию в он прибывает в 1 ч 40 мин. Грузовой поезд №2102 проследует станцию в в 1 ч 04 мин и прибывает на станцию б в 1 ч 19 мин, где стоит 9 мин, пропуская встречный скорый пассажирский поезд №7. В 1 ч 28 мин отправляется со станции б и проходит станцию А без остановки в 1 ч 39 мин.

3

В зависимости от числа главных путей на перегонах, соотношений скоростей движения поездов, соотношений размеров движения по направлениям и других факторов графики делятся на ряд типов.

1. По числу главных путей на перегонах участка графики подразделяют на однопутные, двухпутные, многопутные и смешанные или однопутно-двухпутные, т.е. имеющие часть перегонов однопутных и часть - двухпутных.

 

При однопутных графиках скрещение поездов происходит на раздельных пунктах с путевым развитием; при двухпутных - движение поездов в каждом направлении происходит независимо от другого направления, в связи с чем линии хода поездов могут пересекаться как на раздельных пунктах, так и на перегонах.

На трехпутных линиях обычно два пути специализируют по направлениям, а один используют для следования поездов обоих направлений.

2. По соотношению размеров движения в четном и нечетном направлениях графики разделяются на парные (когда наложено одинаковое число поездов в четном и нечетном направлениях) и непарные (когда число поездов в разных направлениях различно).

Степень непарности  графика характеризуется коэффициентом непарности:

3. По соотношению скоростей движения поездов разных категорий графики разделяются на параллельные и непараллельные.

Параллельным называется график, на котором все поезда следуют с одинаковой скоростью движения, чем достигается лучшее использование пропускной способности участков. Такой тип графиков применяется, как правило, в периоды выполнения массовых перевозок.

Непараллельный или коммерческий график является основным типом, применяемым на сети железных дорог.

На таких графиках поезда накладывают с различными скоростями движения в зависимости от рода и назначения перевозок.

4. По расположению поездов попутного следования графики разделяются на пачечные, пакетные и частично-пакетные

При следовании поездов с разграничением не менее чем одним раздельным пунктом с путевым развитием (станцией, разъездом, обгонным пунктом) график на однопутных линиях называется непакетным, на двухпутных линиях - пачечным.

По перегонам, оборудованным автоматической блокировкой или имеющим блок-посты при полуавтоматической блокировке, поезда могут  следовать в попутном направлении с разграничением их блок-участками или межпостовыми перегонами. В этом случае применяют пакетные или частично-пакетные графики. При таких графиках на перегоне может находиться не один, а и два или несколько поездов, следующих в одном направлении.

При частично-пакетном графике часть поездов следует одиночно, а часть - пакетами.

Характеристикой частично-пакетного графика является коэффициент пакетности, определяемый:

Коэффициент пакетности может принимать значения от нуля (непакетный график) до единицы (пакетный график).

На однопутных и двухпутных линиях в целях уменьшения влияния пассажирских поездов на движение грузовых пропускают группу пассажирских поездов пачкой.

5. По соотношению времени занятия перегонов одной парой поездов различают идентичные и неидентичные графики.

Степень неидентичности графиков зависит от неидентичности перегонов, станционных интервалов и добавок времени на разгоны и замедление.

Перегоны идентичны, если время их занятия поездом (на двухпутных линиях) или парой поездов (на однопутных линиях) одинаково. Если же это  время различно – перегоны неидентичны. На сети железных дорог преобладают, как правило, неидентичные перегоны.

Степень неидентичности однопутного графика определяется коэффициентом j:

При идентичности всех перегонов j=1. Коэффициент неидентичности однопутного графика обычно составляет j=0.6÷0.9.

Неидентичность двухпутных графиков определяется отдельно для каждого направления движения.

График движения, предусматривающий полное использование пропускной способности ограничивающего перегона называют максимальным.

Максимальный график однопутного участка, на котором все поезда имеют скрещение на всех раздельных пунктах, называют насыщенным.

Соотношение фактических размеров движения поездов Nф к числу заложенных ниток в графике движения Nгр характеризуется коэффициентом заполнения графика:

В значительной степени этот коэффициент зависит от степени заполнения пропускной способности и составляет  =0.7÷0.9.

 

       

 

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: