Консультирование по итогам первого этапа педагогов и родителей

Как правило, консультирование носит информационно-рекомендательный характер. Психолог предоставляет информацию о преимуществах и проблемных сторонах ребенка, которые выявлены в доадаптационный период. Важно соблюдать принципы диагностического заключения: конкретность (родителям должно быть понятно, что можно предпринять), учет адресата (выводы и суждения должны быть сформулированы на языке обратившихся, быть им доступны), позитивная направленность (важно отметить преимущества ребенка, проблемы переформулировать в задачи, которые следует решать, поскольку это зона ближайшего развития ребенка, избегать указаний на недостатки), диалогичность (желательно спросить у родителей как они понимают проблему, прежде, чем сообщить свое мнение).

Важно помнить, что эффективность такого консультирования ограничена теми проблемами, которые связаны с отсутствием у родителей необходимой информации. Если налицо иная ситуация, проблемы обусловлены нарушениями более или менее выраженными в межличностных отношениях, то более адекватным будет личностное консультирование.


2 этап. Адаптационный.

 

Целью данного этапа является оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации.

o Обеспечение условий успешной адаптации

Создание условий является важнейшим фактором успешной адаптации в группе раннего возраста. Предметно-окружающая среда в группе должна соответствовать потребностям ребенка в адаптационный период. Во-первых, группа должна быть уютной, светлой, радостной. Беседуя с родителями в доадаптационный период, мы рекомендуем приблизить жизнь ребенка дома к условиям дошкольного учреждения, придерживаясь определенного режима дня, питания. Дошкольное учреждение также должно заботиться о близких к домашним условиях пребывания детей в ДОУ. Во-вторых, среда должна быть специально подготовлена для развития, разнообразной деятельности и отдыха.

Продуманная, правильно организованная среда не только помогает ребенку развиваться, она создает положительный климат в группе, снижает психоэмоциональное напряжение. И наоборот, несоответствие окружающей среды потребностям детей в этот период может стать серьезным препятствием в адаптации ребенка. В ряде случаев это может являться угрозой психологической безопасности личности ребенка (отсутствие условий для реализации естественных потребностей ребенка в движении и игре, несоблюдение гигиенических норм проветривания, светового и температурного режима, жесткое ограничение доступа к игрушкам, необоснованные запреты).

Чаще всего ребенок впервые попадает в дошкольное учреждение в возрасте 1,5 – 2 лет. Как известно, в этот период ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Через предметный мир малыш познает жизнь. Пространство, наполненное новыми, отличными от домашних предметами, может стать для малыша весьма заманчивым. Если это пространство частично освоено в условиях доадаптационной группы, когда ребенок чувствовал себя безопасно в присутствии родителей, дальнейшее его освоение начнется гораздо быстрее и свободнее.

Наполнение группы должно соответствовать, в первую очередь, потребностям детей, но в то же время быть удобным и для работы воспитателя. Реальность сегодняшнего дошкольного учреждения для многих детей раннего возраста, к сожалению чревата многочисленными депривациями, которые определяются окружением и средой, в которые попадает ребенок в дошкольном учреждении. (Депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, Энциклопедический словарь медицинских терминов 1982-1984) Депривация может иметь различные причины, в том числе физиологические, биологические. В дошкольном учреждении чаще у ребенка возникают сенсорная и двигательные депривации. В первом случае ребенок испытывает сенсорный голод в условиях обедненной информационной среды, т.е. не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не возникает речь, не развиваются движения, отмечается торможение умственного развития. Понимая необходимость создавать сенсорно насыщенную среду, во многих учреждениях подходят к этому примитивно. Стараются максимально насытить интерьер красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. С другой стороны, излишне насыщенная среда может вызвать своеобразное сенсорное переутомление, когда нагрузка возрастает и в сочетании с перенасыщением контактами с детьми и взрослыми приведет к ухудшению адаптации ребенка.

Обязательно должна быть предусмотрена зона двигательной активности, которая важна не только с точки зрения физического развития. Психоэмоциональное напряжение ребенка можно отследить в основном на уровне телесных, физических проявлений, поскольку ребенок именно таким образом «разряжается». Накопившееся отрицательное напряжение выражается в плаче, истериках, топанье ногами, мышечных зажимах тела, немотивированной агрессии (драчливость, кусание других детей). Снять это напряжение помогают предметы, стимулирующие физическую активность в приемлемых формах: мягкие мячи для бросания, горка, подушки. 

Сбросив острое напряжение, малышу важно успокоиться, что так важно в адаптационный период. В этом случае будет полезен сухой бассейн, уголок уединения, емкости для манипуляций с сыпучими предметами (крупы, бобы, чечевица).

Положительное влияние на состояние ребенка оказывают знакомые, домашние предметы. Особое место могут занять в группе фотографии, любимые игрушки. Хорошо, если в кроватке ребенка будет ждать особая игрушка, с которой он будет спать. Важно помнить о том, с каким трепетом малыши относятся к такому «кусочку дома», поэтому эти вещи в период адаптации могут быть только индивидуальными.

Если ребенок попадает в период адаптации в благожелательную среду, где все продумано, направлено на ребенка, доступно и открыто, то можно с уверенностью прогнозировать более успешную адаптацию большинства воспитанников. Враждебная среда, где пространство обеднено и обезличено, недоступно, неудобно процессы адаптации усложняет. Усложняется также и деятельность педагога, поскольку в такой среде единственной опорой для адаптации остается педагог.

 

o Прием ребенка в группу.

Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения:

§ Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей.

§ Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении.

§ Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу.

§ Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка.

§ Не нужно оставлять малыша сразу надолго.

§ Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему. 

При введении ребенка в группу недопустимо:

· Форсирование сроков ввода ребенка в группу.

· Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка.

· Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года.

· Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.

 

o Оценка процесса адаптации.

Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят:

1) фрустрация базовых потребностей ребенка,

2) строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание,

3) общение с детьми, которые агрессивны и т.д.,

4) одновременное общение с несколькими взрослыми.


Во время адаптации ребенка к детскому саду, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процессов адаптации. Для этого педагогом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца

 

Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются:

Особенности поведенческой реакции:

отношение к расставанию с родителями,

эмоциональное состояние,

аппетит,

сон,

общение со сверстниками,

отношение к уходу из детского сада.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ:

· Отношение к расставанию с родителями

+3 Жизнерадостный, поддается ритуалам прощания.

+2 Огорчается при уходе родителей, но в дальнейшем ведет себя спокойно.

+1 Не плачет, но не хочет расставаться с родителями или личными вещами.

-1 Легкая плаксивость, хныканье при расставании с родителями

-2 Плачет, плаксивость сохраняется в течение дня.

-3 Крик при расставании, ребенка трудно оторвать от родителей.

· Эмоциональное состояние ребенка

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.

-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

· Аппетит ребенка

+3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 Ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота.

· Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

· Социальные контакты ребенка

+3 Охотно играет с другими детьми.

+2 Охотно играет один.

+1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет.

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

· Отношение к уходу из детского сада

+3 Спокойно уходит, радуется приходу родителей.

+2 Бурно реагирует на приход родителей (или не желает уходить из дет. сада)

+1 Начинает плакать, когда приходят родители.

-1 Проявляет тревогу, реагирует на приход любого взрослого.

-2 Периодически оглядывается на дверь, говорит о приходе родителей.

-3 Постоянное стремление уйти.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ или быть сколь угодно долгой.

Невротические реакции:

общение только в определенных условиях,

стремление спрятаться от взрослых,

проблемы пищеварения,

пристрастия к личным вещам,

наличие страхов,

истерические реакции, неуправляемое поведение,

бледность, тремор подбородка, пальчиков.

Невротические реакции отмечаются в специальных графах (+) в день их проявления и учитываются при качественном анализе степени адаптации. Так же при качественном анализе учитывается заболеваемость, которая так же фиксируется педагогами в нижней части адаптационного листа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: