Витамины – низкомолекулярные органические вещества разнообразного строения, которые не синтезируются в организме но являются жизненно необходимыми и поэтому должны обязательно поступать в организм с пищей, хотя и в очень небольших количествах. Некоторые витамины вырабатываются в ограниченном количестве микрофлорой кишечника.
Биологическая роль большинства известных витаминов состоит в том. что они входят в состав коферментов и простетических групп ферментов.
По физико-химическим свойствам витамины делятся на две группы: водорастворимые и жирорастворимые.
Водорастворимые витамины – это витамины группы В, витамины С, Р, РР.
Жирорастворимые – витамины А, D, Е, К.
Недостаток витамина в организме называется гиповитаминоз, а избыток витамина – гипервитаминоз. И то и другое состояние может перерасти в заболевание.
Дадим краткую характеристику отдельным витаминам..
Витамин В1(антиневритный) – тиамин – влияет на обмен углеводов. При его отсутствии нарушается тканевое дыхание.
|
|
Витамин В2 (рибофлавин) входит в состав флавиноых ферментов. При его отсутствии нарушается энергетический обмен.
Витамин РР входит в состав НАД и НАДФ. При отсутствии нарушаются многие реакции катаболизма и анаболизма.
Витамин Н – биотин – входит в состав ферментов, ответственных за обмен азотсодержащих и фосфорсодержащих веществ. При его отсутствии нарушается обмен нуклеиновых кислот и мочевины.
Витамин С связан с синтезом коллагена, стероидных гормонов, гемоглобина, адреналина.
Витамин А – ретинол – входит в состав родопсина, обусловливающих сумеречное зрение, изменяет проницаемость мембран клеток.
Витамин Е влияет на обмен в организме селена и репродуктивную функцию.
В таблице на стр. 34 обещаются многие сведения о витаминах
Рекомендуемая суточная потребность в витаминах
Категория | Возраст (лет) | А ME | E МE | D ME | К мкг | С мг | Bl мг | В2 мг | В5 мг | В6 мг | Bс мг | Bl2 мкг | РР мг | H мкг |
Грудные дети | 0-0.5 | 1250 | 3 | 300 | 5 | 30 | 0.3 | 0.4 | 2 | 0.3 | 0025 | 0.3 | 5 | 10 |
0.5-1 | 1250 | 4 | 400 | 10 | 35 | 0.4 | 0.5 | 3 | 0.6 | 0035 | 0.5 | 6 | 15 | |
Дети | 1-3 | 1340 | 6 | 400 | 15 | 40 | 0.7 | 0.8 | 3 | 1 | 005 | 0.7 | 9 | 20 |
4-6 | 1670 | 7 | 400 | 20 | 45 | 0.9 | 1.1 | 4 | 1.1 | 0075 | 1 | 12 | 25 | |
7-10 | 2335 | 7 | 400 | 30 | 45 | 1 | 1.2 | 5 | 1.4 | 0.1 | 1.4 | 7 | 30 | |
Лица мужского пола | 11-14 | 3333 | 10 | 400 | 45 | 50 | 1.3 | 1.5 | 4-7 | 1.7 | 015 | 2 | 17 | 30-100 |
15-18 | 3333 | 10 | 400 | 65 | 60 | 1.5 | 1.8 | 4-7 | 2 | 02 | 2 | 20 | 30-100 | |
19-24 | 3333 | 10 | 400 | 70 | 60 | 1.5 | 1.7 | 4-7 | 2 | 02 | 2 | 19 | 30-100 | |
25-50 | 3333 | 10 | 200 | 80 | 60 | 1.5 | 1.7 | 4-7 | 2 | 02 | 2 | 19 | 30-100 | |
51 и старше | 3333 | 10 | 200 | 80 | 60 | 1.2 | 1.4 | 4-7 | 2 | 02 | 2 | 15 | 30-100 | |
Лица женского пола | 11-14 | 2667 | 8 | 400 | 45 | 50 | 1.1 | 1.3 | 4-7 | 1.4 | 015 | 2 | 15 | 30-100 |
15-18 | 2667 | 8 | 400 | 55 | 60 | 1.1 | 1.3 | 4-7 | 1.5 | 018 | 2 | 15 | 30-100 | |
19-24 | 2667 | 8 | 400 | 60 | 60 | 1.1 | 1.3 | 4-7 | 1.6 | 018 | 2 | 15 | 30-100 | |
25-50 | 2667 | 8 | 200 | 65 | 60 | 1.1 | 1.3 | 4-7 | 1.6 | 018 | 2 | 15 | 30-100 | |
51 и старше | 2667 | 8 | 200 | 65 | 60 | 1 | 1.2 | 4-7 | 1.6 | 018 | 2 | 13 | 30-100 | |
В период беременности | 2667 | 10 | 400 | 65 | 70 | 1.5 | 1.6 | 4-7 | 2.2 | 0.4 | 2.2 | 17 | 30-100 | |
В период лактации | 4333 | 17 | 400 | М | 9"" | 1.6 | 1.А |
Классификация, номенклатура витаминов
и их специфические функции в организме человека
|
|
|
Тема 8. ГОРМОНЫ. БИОХИМИЯ КРОВИ И МОЧИ.
Вопросы лекции и семинарского занятия.
1.Общая характеристика гормонов.
2. Биохимия крови.
3. Химический состав и физико-химические свойства мочи.