Рынок — совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприниматели) и государство (правительство).
Субъекты рынка связаны между собой потоками спроса и предложения через рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и фирмы, и государственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членами домашнего хозяйства.
|
|
Современная рыночная экономика — это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.
Для возникновения и существования рынка должны быть соблюдены определенные условия. Наличие общественного разделения труда и специализации. Специализация, как в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.
Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок).
Одна из главных проблем функционирования рынка – это проблема трансакционных издержек, т.е. издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
В целом, рынок – это общественный институт, который соединяет продавцов и покупателей, для совершения сделок купли-продажи товаров, работ, услуг.
Рынок оказывает большое влияние на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
|
|
1) информационная. Через меняющиеся цены, ставки рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг;
2) посредническая. Рынок позволяет продавцу и покупателю найти друг друга;
3) ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их оплатит покупатель;
4) регулирующая. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? Для кого? Как производить?
5) санирующая. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств. Рынок немыслим без конкуренции (внутриотраслевой и межотраслевой)
В рыночной экономике физические потоки (движение производственных ресурсов и готовой продукции) не являются единственными экономическими потоками. Им обязательно соответствуют денежные потоки.
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков:
1. Рынок средств производства.
2. Рынок рабочей силы.
3. Рынок капитала и финансов
4. Рынок потребительских товаров.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность национального хозяйства.
Рынок немыслим без конкуренции.
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.
Таким образом, в развитом индустриальном обществе рынок представляет собой социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов.