Характеристика структуры рынка по основным классификационным признакам

Рынок имеет определённую структуру. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка. Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

- по экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынки благ и услуг, средств и факторов производства, научно-технических разработок, денег, капитала и рабочей силы;

- по товарным группам различают рынки товаров производственного назначения, продовольственных товаров, сырья, материалов, валют;

- по географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки;

- по степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на монополистический, олигополистический, рынок свободной конкуренции и рынок монополистической конкуренции;

- по отраслевому признаку, различают рынки зерна, автомобилей, информационных технологий и т.д.;

- по характеру продаж – оптовый, мелкооптовый и розничный, рынок государственных закупок;

- по месту создания продукта – внутренний и внешний.

В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:

Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару одинаковые требования. Сегментация проводится по следующим признакам: географическому, демографическому, психографическому (по уровню доходов и стилю жизни), поведенческому (статус постоянного или временного покупателя).

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются домашние хозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, является собственником каких-либо факторов производства и самостоятельно принимает экономические решения с целью максимального удовлетворения своих потребностей.

Фирма – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения об использовании факторов производства для изготовления продукции с целью её продажи и максимизации прибыли.

Государство – это правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: