Проведение оценки степени нуждаемости заявителя при предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта

Методические рекомендации

По оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта в рамках приоритетного регионального проекта «Формула успеха моей семьи»

 

Общие положения

Целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан на более высокий уровень жизни за счет их активных действий для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта (далее – ГСП) предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с областным законом от 23.12.2019 года №497-ОЗ «О государственной социальной помощи на основании социального контракта в Новгородской области» и постановлением Правительства Новгородской области от 24.01.2020 №12 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, размера и условий ее назначения».

Ожидаемыми результатами оказания ГСП на основании социального контракта являются:

реализация трудового потенциала получателей ГСП;

повышение социальной ответственности получателей ГСП, снижение иждивенческого мотива их поведения;

стимулирование ведения здорового образа жизни;

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;

улучшение психологического климата в семье;

обеспечение дифференцированного подхода с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, кто имеет мотивацию к трудовой деятельности и хочет улучшить свое материальное положение;

усиление концентрации ресурсов на оказании ГСП наиболее нуждающимся.

Основными принципами оказания ГСП малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, обязательность исполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, целевой характер оказания социальной помощи.

ГСП оказывается при согласии заявителя и всех совершеннолетних членов семьи на заключение социального контракта и выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Социальный контракт - соглашение между гражданином и ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее областное учреждение), в соответствии с которым областное учреждение обязуется оказать гражданину ГСП, а гражданин обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемым приложением к нему.

Программа социальной адаптации – документ, предусматривающий обязательные для реализации получателями ГСП мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, и сроки их реализации, с указанием учреждения/органа, оказывающего содействие в их реализации.

Проект программы социальной адаптации разрабатывается комплексными центрами социального обслуживания населения (Новгородским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Подросток») (далее учреждения социального обслуживания) совместно с получателем ГСП на основании листа собеседования, акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Областное учреждение участвует в разработке проекта ПСА в части вида и размера назначаемой в форме денежных выплат ГСП, а также получения заявителем (семьей заявителя) мер социальной поддержки, на которые он имеет право, но за которыми не обращался.

В случае, если основным мероприятием в рамках социального контракта является поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, к разработке программы социальной адаптации привлекается ГОКУ «Центр занятости населения Новгородской области» (далее – Центр занятости).

Проекты программ социальной адаптации рассматриваются создаваемыми  на территории каждого муниципального района и Великого Новгорода для организации оперативного взаимодействия различных ведомств, разработки предложений по расширению и развитию предоставления ГСП Межведомственными комиссиями по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее комиссия).

Комиссии, возглавляемые заместителями Глав администраций, курирующих реализацию проекта, являются коллегиальными органами.

Решение комиссии оформляется протоколом (приложение № 1).

Порядок работы таких комиссий утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

На заседания комиссии выносятся вопросы оказания малоимущим гражданам ГСП, проекты программ социальной адаптации.

В состав комиссий могут входить представители:

- органов местного самоуправления в сфере образования, опеки, сельского хозяйства, экономики, культуры,

- организаций здравоохранения,

 - учреждений спорта,

- территориальных отделов областного учреждения (начальники отделов),

- территориальных отделов Центра занятости,

- иные заинтересованные органы и организации.

Ответственными секретарями комиссий являются специалисты учреждений социального обслуживания - социальные менеджеры.

Комиссия вправе на своих заседаниях вырабатывать предложения по вопросам оказания малоимущим гражданам ГСП; заслушивать руководителей или представителей организаций, участвующих в реализации мероприятий, включенных в проект программы социальной адаптации.

В целях принятия наиболее эффективной программы адаптации рекомендуется оказание ГСП следующим категориям:

семьи, имеющие трудоспособных членов семьи, или одиноко проживающие граждане, которые находятся в поисках работы (безработные);

семьи, имеющие трудоспособных     членов семьи, или одиноко проживающие граждане, которые находятся в поисках новой работы или обучения;

семьи, имеющие трудоспособных членов семьи, или одиноко проживающие граждане, которые имеют низкооплачиваемую профессию и находятся в поиске дополнительного заработка;

семьи, имеющие трудоспособных членов семьи, или одиноко проживающие граждане, имеющие проблемы с трудоустройством по состоянию здоровья, в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами, нахождением в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет и нуждающиеся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

При оценке материального положения заявителя целесообразно учитывать жизненную ситуацию, объективно влияющую на уровень доходов (отсутствие доходов от трудовой деятельности по состоянию здоровья, отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства, недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы; в связи с осуществлением ухода за малолетним ребенком, в том числе из-за отсутствия доступных мест в организациях дошкольного образования; вследствие злоупотребления алкоголем и/или наркотиками, и др.).

Проведение оценки степени нуждаемости заявителя при предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта

Оценку нуждаемости семьи целесообразно проводить для измерения глубины бедности по следующей формуле: СД <ВПМ, где

СД – среднедушевой доход семьи, рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» с учетом видов доходов, указанных в Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Расчет производится путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

ВПМ – сумма величин прожиточных минимумов, установленных в Новгородской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены семьи, деленная на число всех членов семьи.

Семьи, претендующие на заключение социального контракта, целесообразно оценить с помощью применения коэффициента (k):

 

k = СД/ВПМ

 

Если k <1, то семья признается малоимущей.

Целесообразно в первую очередь переводить на социальный контракт с тем, чтобы вывести их из бедности в достаточно короткие сроки, семьи, имеющие коэффициент: 0,8 < k < 1,0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: