Занятие и экскурсия как основные формы обучения дошкольников в ДОО. Требования к проведению занятий и экскурсий

 

Экскурсия – важная форма учебно – воспитательской деятельности в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

¾ Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

¾ Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

¾ Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

¾ Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

¾ Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

¾ Литературные;

¾ Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

¾ Городские (обзорные и тематические);

¾ Заочные (видеосюжеты);

¾ Загородные (автобусные и пешеходные);

¾ Музейные.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

¾ Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

¾ Учебные;

¾ Экскурсии – прогулки.

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

Структура экскурсии:

¾ вводная беседа;

¾ коллективное наблюдение;

¾ индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

¾ сбор материала; - игры детей с собранным материалом;

¾ заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

¾ Соответствие содержания интересам детей;

¾ Определить количество детей;

¾ Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

¾ Не должна носить характер урока, формального обучения.

¾ Тщательная подготовка педагога;

¾ Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

¾ После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

¾ Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.

В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.

Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.

Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.

Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: