Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей.
Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.
Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
Рационально использовать игрушку в педагогическом процессе детского сада воспитателю поможет приведенная ниже педагогическая квалификация и ассортимент детских игрушек.
1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
¾ куклы;
¾ фигурки людей;
¾ фигурки животных;
¾ предметы игрового обихода;
¾ театральные;
¾ празднично-карнавалные;
¾ технические.
Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
¾ собственно дидактические – основаны на принципе самоконтроля;
¾ дидактические игры (наборы) с правилами – предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);
¾ конструкторы и строительные наборы;
¾ игры-головоломки;
¾ музыкальные игрушки.
Спортивные игрушки.
Игрушки – забавы.
II Игрушки по степени готовности:
¾ Готовые.
¾ Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
¾ Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
¾ Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
III Игрушки по виду применяемого сырья:
¾ Деревянные.
¾ Пластмассовые.
¾ Металлические.
¾ Из тканей, в том числе набивные игрушки.
¾ Резиновые.
¾ Из бумаги и картона.
¾ Из керамики, фарфора и фаянса.
¾ Из древесных материалов, папье-маше.
¾ Из новых синтетических материалов.
IV Игрушки по величине:
¾ Мелкие (размером от 3 до 10 см).
¾ Средние (размером от 10 до 50 см).
¾ Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
V По функциональным свойствам:
¾ Простые, без подвижных деталей.
¾ С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).
¾ Гидравлические.
¾ Пневматические.
¾ Магнитные.
¾ Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
¾ Электронные (на компьютерной основе).
¾ Наборы игрушек (или деталей) – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
¾ Игровые комплекты, объединенные единой темой (задачей).
VI Игрушки по художественно-образному решению:
¾ Реалистические.
¾ Условные.
¾ Конструктивные.
В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. Среди них выделяют:
¾ Игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятия
¾ Игрушки, знакомящие детей с окружающей их средой и природой
¾ Игрушки, способствующие физическому развитию детей
¾ Дидактические игрушки
¾ Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники
¾ Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и прививающие первоначальные трудовые навыки
¾ Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей