Театрально-игровая деятельность дошкольников. Виды организации театрализованных игр. Методика руководства играми в разных возрастных группах

 

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей.

Театрализованную игру исследователь делят на две группы: игры-драматизации и режиссёрские:

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)

Методика руководства играми в разных возрастных группах

Первая младшая группа:

способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

формировать умение слушать и понимать речь;

способствовать формированию выразительности речи;

развивать речевую и умственную активность.

Вторая младшая группа:

воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

способствовать обогащению и выразительности речи;

развивать память, мышление, воображение, внимание;

учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

Средняя группа:

формировать умение выделять признаки предметов;

развивать словарный запас детей;

закреплять знания об окружающем мире;

развивать диалогическую речь;

воспитывать нравственные идеалы.

Старшая группа:

расширять представления об окружающем мире;

пополнять и активизировать словарь детей;

формировать интонационную выразительность речи;

продолжать развивать диалогическую речь;

углублять представления о предметах;

развивать творческую самостоятельность;

продолжать формирование нравственных качеств и самооценки.

Подготовительная группа:

совершенствовать развитие творческих способностей;

развивать творческую самостоятельность;

продолжать расширять знания детей об окружающей действительности;

совершенствовать умения дошкольников ориентироваться в помещениях детского сада;

продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас;

совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать культуру речевого общения;

закреплять импровизационные навыки;

совершенствовать память, внимание, мышление и др.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow