Понедельник. Творение в древней литературе

На территории Древнего Египта и Ближнего Востока археологи обнаружили тексты, которые содержат языческие описания Творения и потопа. В связи с этим у некоторых исследователей возникло желание узнать, было ли повествование книги Бытие заимствовано из этих культур или, возможно, зависело от них каким-либо образом. Было ли так на самом деле?

Прочитайте Быт.1–2:4, а затем выдержки из вавилонского эпоса об Атрахасисе: «Когда боги, подобно людям, бремя несли, таскали корзины, корзины богов огромны были, тяжек труд, велики невзгоды… Да сотворит праматерь потомство, корзины богов — носить человеку!.. „О праматерь, творец человека! Сотвори человека, да несет он бремя!..“ Да намешает Нинту глины! Воистину божье и человечье соединятся, смешавшись в глине!» (Когда Ану сотворил небо, Литература Древней Месопотамии, Алетейа, 2000, с. 16, 20). Чем отличаются эти повествования?

Хотя в этих историях есть сходство (например, то, что первые люди были сделаны из глины), отличий намного больше.

1. В эпосе об Атрахасисе человек работал на богов, чтобы боги могли отдыхать. В книге Бытие Бог создает землю и все, что на ней, для человека — венца творения, а потом отдыхает вместе с ним. В Бытии Бог поселил людей в саду и предложил им общаться с Ним и заботиться о Его творении — понятие, которого нет в эпосе.

2. В вавилонском эпосе менее значимый бог был убит, его кровь смешали с глиной, чтобы сформировать семь мужчин и женщин. В книге Бытие Адам был «сотворен» (сформирован) непосредственно Самим Богом, Который вдохнул в него жизнь, а женщина была «сотворена» позже, чтобы быть его «помощником». Бог не создал Адама и Еву из крови убитого бога.

3. В повествовании книги Бытие нет никакого конфликта или насилия, который есть в эпосе об Атрахасисе. Возвышенное библейское повествование описывает всемогущего Бога, Который дает человечеству достойную цель в совершенном мире. Данное радикальное отличие привело ученых к заключению, что это разные рассказы о Творении.

Некоторые настаивают, что веками истории о Творении и потопе передавались от поколения к поколению, приблизительно базируясь на реальных событиях (отсюда некоторое сходство), но со временем были искажены. Однако Моисей под влиянием Духа Святого открыл то, что действительно произошло. Почему такое понимание лучше объясняет наличие некоторого сходства, чем предположение, что Моисей заимствовал идеи из этих языческих историй?

 

Вторник. Бытие против язычества

Книга Бытие не заимствовала историю о сотворении из древних языческих мифов, как раз наоборот: она была написана таким образом, чтобы опровергнуть эти мифы и отделить их от Творения истинного и живого Бога.

Прочитайте Быт.1:14–19. Как описаны объекты, появившиеся на четвертый день, и каковы их функции?

Слова «солнце» и «луна» намеренно не употреблялись в тексте, потому что на еврейском языке они были тесно связаны с именами богов солнца и луны в языческих верованиях древнего Ближнего Востока и Египта. Использование словосочетания «светило большее» и «светило меньшее» показывало, что они были сотворены для определенных целей, «для знамений, и времен, и дней, и годов» и чтобы «светить на землю» (Быт.1:14-15). Таким образом, данный текст ясно указывает, что солнце и луна были не богами, а сотворенными объектами с определенными природными функциями, как мы понимаем это и сегодня.

Прочитайте Быт.2:7,18–24. Каким образом Бог лично участвовал в сотворении Адама и Евы?

Древние ближневосточные мифы единодушно описывают сотворение человека как второстепенный вопрос, возникший в результате попытки освободить богов от тяжелого труда. Этому мифическому понятию противоречит библейская идея, что человек должен править миром как Божий управитель. Ничто в сотворении человека не было второстепенным вопросом. Напротив, текст указывает на сотворение людей как на кульминацию рассказа о Творении, показывая со всей очевидностью, насколько сильно в действительности отличаются библейское и языческие повествования.

Таким образом, Бытие представляет правильное описание в противовес мифам древнего мира. Моисей использовал определенные термины и идеи, несовместимые с языческими понятиями. И он сделал это, просто описав библейское понимание реальности, роли Бога и цели Творения.

Тысячи лет назад библейское повествование о Творении шло вразрез с господствующими культурами. Сегодня библейская история о сотворении также расходится с современной культурой. Почему это не должно нас удивлять?

 

Среда. Творение и время


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: