Примерная тематика контрольных работ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Казанский государственный аграрный университет»

 

 

Кафедра Организация

сельскохозяйственного производства

 

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ по дисциплине «Прогнозирование конъюнктуры рынка» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков"

(для очной и заочной форм обучения)

 

Казань - 2016 г.

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Составитель: к.с.-х.наук, доцент Гайнутдинов Ильгизар Гильмутдинович

 

 

Рецензенты: Заведующий кафедрой «Предпринимательства и информационных систем» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», к.фил.н., доцент Низамутдинова Г.М.;

доцент кафедры «Управление сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ, к.э.н., Валиева Г.А.

 

 

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу: «Прогнозирование конъюнктуры рынка» (для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), магистерской программы "Экономика предприятий, отраслей и анализ отраслевых рынков") утверждены и рекомендованы к печати на заседании кафедры «Организация сельскохозяйственного производства» Казанского ГАУ от  30 сентября 2016 г., протокол №1/1.

 

Задания и методические указания обсужден, одобрен и рекомендован к печати на заседании Института экономики Казанского ГАУ от 03 октября 2016 г., протокол №2.

 

 

УДК – 338.12.017

ББК – 65.29

 

Ó Казанский государственный аграрный университет,   2016 г.



Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Прогнозирование конъюнктуры рынка» призвана дать обучающимся магистрам теоретические и практические знания, умения и навыки по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно-маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков, подготовить их к самостоятельной и осознанной аналитической деятельности как в государственных, так и в коммерческих структурах.

В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить магистров вопросамоценки и прогнозирования конъюнктуры рынка, применения методов конъюнктурных исследований, изучения поведения потребителей на различных рынках, проведения различных исследований состояния рынка в стратегическом, тактическом и в оперативном плане. 

Задачи дисциплины:

- усвоение магистрами теоретических основ по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, целей и методов ее анализа;

- уточнение различных аспектов специфики спроса и предложения на различные виды сельскохозяйственной и другой продукции;

- изучение системы показателей, характеризующей конъюнктуру, структуру и эффективность функционирования рынков;

- вскрытие основных факторов (внешних и внутренних), влияющих на динамику развития, современное состояние и перспективы конкретных рынков на национальном и региональном уровнях;

- приобретение магистрантами практических навыков при проведении различных аналитических исследований и экономических расчетов по функционированию и прогнозированию развития товарных рынков;

- выявление основных проблем, имеющих место на конкретных рынках и методов их решения, в том числе через совершенствования государственного регулирования соответствующих отраслей и рынков.

 

2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка»направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ООП по данному направлению подготовки:

а) общекультурных компетенций:

ОК-2 - готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

б) общепрофессиональных компетенций:

ПК-7 - способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

 

В результате изучения дисциплины «Прогнозирование конъюнктуры рынка» магистр должен:

Знать: - систему показателей для оценки происходящих изменений и определение тенденций развития рынка под воздействием конъюнктурообразующих факторов;

- последовательность действий и совокупность конкретньrх приемов при анализе текущей рыночной конъюнктуры;

- основные методы прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков (ОК-2, ПК-7)

Уметь: - проводить всесторонний анализ важнейших факторов, влияющих на общехозяйственную конъюнктуру в целом и их воздействие на состояние и развитие отдельных товарных рынков;

- самостоятельно разрабатывать оценки и проводить научно­ обоснованный анализ текущего и перспективного состояния конъюнктуры рынков товаров;

 - критически оценивать состояние развития рынка и определять наиболее перспективные направления её развития;

- выбирать эффективные методы ведения бизнеса с учетом деловой ситуации на конкретном рынке и текущей экономической конъюнктуре.

-выявлять основные факторы и степень их влияния на современные и перспективные параметры данных рынков (ПК-7);

Владеть: специальной экономической терминологией по теории и практике функционирования рынков, навыками самостоятельного поиска информации по данной проблематике, анализа и оценки нормативно-правовой и методологической базы, регламентирующей общие и частные аспекты развития рынков (ПК-7);

 

 

Примерная тематика контрольных работ

По дисциплине «Прогнозирование конъюнктуры рынка» предусмотрено выполнение контрольной работы по анализу конкретного товарного рынка.

Примерная тематика следующая.

1. Прогнозирование конъюнктуры рынка зерновых и зернобобовых культур;

2. Прогнозирование конъюнктуры рынка зернопродуктов (круп, муки, макаронных изделий);

3. Прогнозирование конъюнктуры рынка хлеба и хлебопродуктов;

4. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого картофеля;

5. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырых овощей;

6. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырой плодово-ягодной продукции;

7. Прогнозирование конъюнктуры рынка кормов для сельскохозяйственных животных;

8. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого мяса (без мяса птицы);

9. Прогнозирование конъюнктуры рынка мясопродуктов;

10. Прогнозирование конъюнктуры рынка мяса птицы;

11. Прогнозирование конъюнктуры рынка яиц;

12. Прогнозирование конъюнктуры рынка сырого молока;

13. Прогнозирование конъюнктуры рынка молокопродуктов;

14. Прогнозирование конъюнктуры рынка животного масла;

15. Прогнозирование конъюнктуры рынка сыров;

16. Прогнозирование конъюнктуры рынка сахаросодержащих растений и сахара;

17. Прогнозирование конъюнктуры рынка маслосодержащих растений и растительного масла;

18. Прогнозирование конъюнктуры рынка рыбы и аквапродукции;

19. Прогнозирование конъюнктуры рынка кондитерских изделий;

20. Прогнозирование конъюнктуры рынка натуральной кожи и мехов;

21. Прогнозирование конъюнктуры рынка земли сельскохозяйственного назначения;

22. Прогнозирование конъюнктуры рынка сельскохозяйственной техники и соответствующих услуг;

23. Прогнозирование конъюнктуры рынка инвестиций и ценных бумаг в фондовом рынке

 

Помимо вышеизложенных, магистрант вправе предложить свою оригинальную тему, связанную с различными видами рынков в отраслях народного хозяйства.

Общие требования к контрольной работе по прогнозированию конъюнктуры рынка.

Требования к структуре и содержанию. Объем работы от 20 страниц, в том числе:

1. Титульный лист и содержание – 2 с.

2. Особенности данного вида рынка (классификация и сегментация, субъекты и объекты, специфика функционирования рынка и товародвижения продукции) – примерный объем от 3 с.

3. Конъюнктура и структура данного вида рынка (то есть анализ состояния рынка – спрос и предложение в динамике за несколько лет, источники формирования рынка, цены и т.д.) – примерный объем от 8 с.

4. Государственное регулирование рынка (в России и опыт развитых стран) – примерный объем от 3 с.

5. Прогноз развития рынка – примерный объем от 2 с.

6. Резюме (краткие выводы и предложения) –1 с.

7. Список использованных источников (литература и Интернет-сайты) - 1 с.

Требования к объекту исследования: национальный рынок России в целом, или региональный рынок субъекта РФ.

Исследование рынка определенного ресурса, сельскохозяйственного сырья, продовольственного товара, и прочих видов рынков, должен включать анализ и прогноз состояния рынка соответствующего продукта от его непосредственного производства до конечного потребления, предполагает изучение объемов и источников его наполнения, ценовые тенденции, инфраструктурное обеспечение.

В начале работы необходимо осмыслить теоретические аспекты и специфические особенности исследуемого рынка. Учитывая, что одним из главных факторов, определяющих состояние любого товарного рынка, являются цены, необходимо также обратить серьезное внимание на их анализ. Целесообразно рассмотреть, если это возможно, как помесячно изменялся их уровень в течение года, сравнить их с ценами прошлых лет за аналогичное исследуемому периоду время. При необходимости важно показать соотношение закупочных, оптовых и розничных цен, цен по различным каналам реализации.

Существенным аспектом заявленной проблемы необходимо считать изучение перспективы государственного регулирования рынка заявленного продукта, возможных форм и методов его организации, исследование положительного опыта как России, так и других стран, в том числе развитых, по данной проблеме. После проведения анализа состояния рынка за определенный период времени на его основе необходимо осуществить прогноз его перспективных количественных и стоимостных параметров на ближайший период. Не возбраняется при этом опираться и на оценку компетентных организаций и экспертов, профессионально занимающихся подобными исследованиями.

В резюме магистрат в краткой форме представляет четыре-шесть основных выводов и предложений по рассматриваемой проблеме.

Список рекомендуемой литературы

А) Основная литература

1. Земскова А.В. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры: учеб. пособие /А.В.Земскова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 140 с.: ил.

1.      2. Баутин В.М., Гатауллин А.М., Гайсин Р.Г. Сельскохозяйственные рынки – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2013

3. Краснов А.В. Сельскохозяйственные рынки. Учеб. пос.-: Казань, Изд-во «Фэн»Академии наук РТ, 2010.-332с.

Б) Дополнительная литература

1. Гайсин Р.С. Теория эволюции конъюнктуры агропродовольственного рынка: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2006. – 150 с.

2.  Буров, А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг: учеб-

ное пособие для вузов / А.С.Буров. – М.: Издательство «Экзамен». 2005. – 160 с. ISBN 5-472-00197-8

3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях

рынка: учеб.пособие для вузов. / Л.П.Владимирова. – 6-е изд, перераб. и доп.- М.:Дашков и К, 2006. – 400 с. ISBN 5-94798-613-2, 5-94798-963-8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: