Банк заданий ОГЭ История раздел «Новое время» ФИПИ 8 страница

 

Этой медалью награждались участники плавания под командованием

1) В.А. Корнилова и П.С. Нахимова        2) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

3) Ф.Ф. Ушакова и Г.А. Спиридова           4) И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского

517. Рассмотрите медаль и выполните задание.

 

 

На обратной стороне данной медали размещена надпись

1) «За труды по освобождению крестьян»                                                                                                     2) «За труды по первой всеобщей переписи населения»

3) «За покорение Кокандского ханства»

4) «В память 100-летия Министерства Иностранных Дел»

 

518. Рассмотрите монету и выполните задание.

 

 

 

Событие, юбилею которого посвящена эта монета, произошло в годы правления

1) Николая I       2) Александра II     3) Александра III        4) Николая II

 

519. Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Укажите год, когда отмечался юбилей события, которому посвящена данная марка.

1) 1948 г.  2) 1953 г.  3) 1957 г.  4) 1967 г.

 

520. Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

Медаль посвящена памяти императора

1) Александра I    2) Николая I        3) Александра II      4) Александра III

 

521. Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

Рисунок посвящён событиям

1) 1861 г.  2) 1864 г.  3) 1905 г.  4) 1917 г.

 

522. Рассмотрите монету и выполните задание.

 

 

Изображённое на монете архитектурное сооружение построено в стиле

1) ампир    2) барокко  3) готика  4) модерн

 

523. Рассмотрите монету и выполните задание.

 

 

Монета посвящена памяти выдающегося русского

1) композитора    2) скульптора      3) живописца      4) театрального режиссёра

 

524. Рассмотрите медаль и выполните задание.

 

 

Изображённое на медали архитектурное сооружение было создано по проекту

1) В.В. Растрелли    2) О. Монферрана        3) В.И. Баженова        4) Д. Трезини

 

525. Рассмотрите медаль и выполните задание.

 

 

Медаль посвящена событиям

1) Семилетней войны                      2) Смоленской войны                                                                                3) Северной войны                                      4) Крымской войны

 

526. Рассмотрите монету и выполните задание.

 

 

Эта юбилейная монета была выпущена в

1) 1911 г.          2) 1961 г.           3) 2002 г.        4) 2010 г.

 

 

527. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Государственные расходы при Екатерине II (в %)

Годы На двор На армию На флот На управление
1763 г. 9,5 45,9 7,1 37,5
1796 г. 11,8 28,4 9 50,8

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) К концу правления Екатерины II расходы на управление 1) на флот  
Б) За годы правления Екатерины II сократилась доля расходов 2) на двор
В) Наименьшей статьёй расходов при Екатерине II были расходы 3) составляли более половины всех расходов государства
  4) на армию
  5) перестали быть главной расходной статьёй

 

528. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Производство чугуна в России в 1720-е гг.

Годы Государственные заводы Урала и Сибири Заводы Демидова Частные заводы центра страны
1724 г. 212 440 пудов 247 717 пудов 120 093 пуда
1725 г. 206 882 пуда 369 220 пудов 120 061 пуд

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Заводы Демидова производили чугуна больше, чем другие заводы 1) и в 1724, и в 1725 гг.  
Б) Рост производства чугуна в стране в данный период шёл за счёт 2) частных заводов центра страны
В) Минимальный уровень производства на государственных заводах Урала и Сибири был отмечен 3) в 1724 г.
  4) заводов Демидова
  5) в 1725 г.

 

 

529. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Экспорт товаров из России во второй половине XVIII в. (в рублях)

Годы Продукты скотоводства Продукты земледелия Общий объём вывоза
1760-е гг. 945 282 7 892 000 13 886 500
1790-е гг. 5 193 233 18 711 496 39 643 000

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) В 1760–е гг. более половины общего объёма вывоза товаров составляли продукты 1) скотоводства  
Б) Общий объём вывоза товаров за данный период 2) вырос более чем в 5 раз
В) Экспорт продуктов скотоводства за данный период 3) земледелия
  4) практически не изменился
  5) вырос почти в три раза

 

530. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Барщина и оброк в помещичьих имениях в 60-е гг. XVIII в. (в процентах)

Губернии Вологодская Владимирская Курская
Оброчных крестьян 83 50 8
Барщинных крестьян 17 50 92

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Количество барщинных и оброчных крестьян было равным в 1) всегда было незначительным  
Б) Барщина была главной повинностью крестьян в 2) Владимирской губернии
В) В зависимости от местных условий преобладание одной повинности над другой 3) могло быть десятикратным
  4) Курской губернии
  5) Вологодской губернии

 

531. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала                     и варианты завершения.

Выкупные платежи крестьян и рыночная стоимость их наделов

Губернии Западные Чернозёмные Нечернозёмные
Рыночная стоимость крестьянских наделов        (в млн руб.) 184 284 180
Сумма выкупных платежей (в млн руб.) 183 342 342

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Практически по рыночной стоимости выкупили свои земельные наделы крестьяне в 1) наименьшими  
Б) Сумма выкупных платежей почти вдвое превысила их рыночную стоимость в 2) западных губерниях
В) Выкупные платежи в чернозёмных и нечернозёмных губерниях были 3) одинаковыми
  4) чернозёмных губерниях
  5) нечернозёмных губерниях

 

532. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Экспорт хлеба из России в 1820–1840 гг.

 

Годы 1826-1830 гг. 1831-1835 гг. 1836-1840 гг.
Стоимость вывезенного хлеба, млн руб. 226,8 222,0 308,3
Доля в стоимости всего экспорта, в % 15,7 15,4 14,8

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Доля хлеба в стоимости российского экспорта в данный период 1) 1836–1840 гг.  
Б) Наибольший объём экспорта хлеба наблюдался в 2) росла
В) Доля хлеба в стоимости российского экспорта была наибольшей в 3) 1826–1830 гг.
  4) сокращалась
  5) 1831–1835 гг.

 

 

533. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Государственные расходы Российской империи в 1844–1846 гг.(млн руб.)

Годы

Расходы

военного министерства министерства иностранных дел министерства народного просвещения
1844 61,979 2,084 2,771
1846 67,485 1,938 2,787

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) В наибольшей степени в данный период выросли расходы 1) военного министерства  
Б) Расходы министерств, представленных в таблице, 2) росли
В) Наименьшими в 1846 г. были расходы 3) министерства иностранных дел
  4) как росли, так и сокращались
  5) министерства народного просвещения

 

534. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Основные капиталы и прибыли российских железных дорог в 1904 г.

Железные дороги Московско-Киевская Рязанско-Уральская Юго-Восточная
Основные капиталы (в руб.) 8 812 904 6 621 071 19 696 000
Прибыль (в руб.) 2 204 705 7 253 987 12 462 611

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Наибольшую прибыль на 1 руб. основного капитала получала 1) была равна их основным капиталам  
Б) Наибольшим основным капиталом обладала 2) Московско-Киевская железная дорога
В) Суммарная прибыль представленных в таблице дорог 3) Рязанско-Уральская железная дорога
  4) была меньше их основных капиталов
  5) Юго-Восточная железная дорога

 

535. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Оборот морской внешней торговли России в 1803 г., млн руб.

  Балтийское море Чёрное и Азовское моря Белое море Каспийское море
Вывоз 49 4,9 4,8 0,1
Ввоз 30 2,9 0,5 0,8

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Через Балтийское море осуществлялся, главным образом, 1) вывоз товаров из России  
Б) Наименьшее количество товаров ввозилось через порты 2) ввоз товаров в Россию
В) Второе место по общему обороту товаров занимали порты 3) Каспийского моря
  4) Чёрного и Азовского морей
  5) Белого моря

 

536. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Государственный бюджет России в годы Крымской войны (в млн руб.)

Годы Доходы Расходы Дефицит
1853 227,471 336,298 108,829
1855 261,504 544,139 282,635

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Доходы государства в годы войны 1) сокращались
Б) В 1855 г. расходы государства 2) превышал государственные доходы
В) К концу войны дефицит бюджета 3) росли наименьшими темпами
  4) более чем в 2 раза превышали доходы
  5) вырос в 5 раз

 

537. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Земельные владения представителей разных сословий в Российской империи в конце XIX –

начале ХХ в. (в десятинах)

Годы Дворянство Купечество Крестьянство
1877 г. 73 076 789 9 789 883 5 787 570
1905 г. 52 103 861 12 687 754 12 671 069

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Наибольшими темпами в данный период росли земельные владения 1) сократились
Б) В 1905 г. земельные владения крестьян были почти равны владениям 2) купечества
В) Земельные владения дворян к 1905 г. 3) крестьян
  4) выросли
  5) дворян

 

538. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Структура основных государственных расходов России и Германии за 1895 г.(% в бюджете)

Статьи расходов Военные Народное просвещение Юстиция
Россия 25,3 4,5 2,8
Германия 44,3 8,9 0,2

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Военные расходы составляли почти половину основных государственных расходов 1) в России  
Б) Доля расходов на просвещение в России 2) была почти в два раза меньше
В) Доля расходов на юстицию в России 3) в обеих странах
  4) в Германии
  5) была больше в 14 раз

 

 

539. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Товары, вывезенные через морские порты России в 1726 г.

Порт Сало Железо Льняные ткани
Архангельск 24 051 пуд. 0 пуд. 718 986 аршин
Санкт-Петербург 25 094 пуд. 55 149 пуд. 9 600 307 аршин

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Почти в равном количестве через оба порта вывозили 1) Санкт-Петербург
Б) Исключительно через Санкт-Петербург вывозили 2) железо
В) Главную роль в вывозе товаров за границу в 1726 г. играл 3) льняные ткани
  4) Архангельск
  5) сало

 

540. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Структура основных государственных доходов России и Англии за 1895 г.(% в бюджете)

Виды доходов Питейный доход Таможенный доход Подоходный налог
Россия 24,0 14,5

 

 

Англия 25,5 22,0 18,0

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Питейный доход составлял примерно четвёртую часть всех доходов 1) только в России  
Б) Подоходный налог составлял почти пятую часть всех доходов 2) в 1,5 раза меньше
В) Доля таможенных сборов в России была 3) в обеих странах
  4) только в Англии
  5) примерно равна аналогичному показателю             в Англии

 

541. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Состав рабочих на частных уральских заводах в 1740-х гг.(человек)

Заводы Собственных крепостных Приписных Пришлых
Суксунский Демидова 342 - 66

 

 

Троицкий Турчанинова 15 - 250

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Труд приписных крестьян на данных заводах 1) использовался незначительно  
Б) Труд собственных крепостных на заводе Демидова 2) составляли большинство на обоих заводах
В) Пришлые работники 3) не использовался
  4) работали на обоих заводах
  5) был преобладающим

 

 

542. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала  и варианты завершения.

Экспорт хлеба из России в 1840–1850 гг.

Годы 1841-1845 гг. 1846-1850 гг. 1851-1855 гг.
Стоимость вывезенного хлеба, млн руб. 88,4 106,5 92,9

 

 

Доля в стоимости всего экспорта, в % 16,4 31,3 29,7
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Доля хлеба в стоимости российского экспорта в данный период 1) 1846–1850 гг.  
Б) Наибольший объём экспорта хлеба наблюдался в 2) росла
В) Доля хлеба в стоимости российского экспорта была наименьшей в 3) 1841–1845 гг.
  4) как росла, так и сокращалась
  5) 1851–1855 гг.

543. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Число мануфактур в России в первой четверти XVIII в.

  Верфи Полотняно-парусное производство Кожевенная промышленность
Казённые 7 4 7
Частные - 5 6
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Строительство судов в данный период осуществляли 1) частные предприятия  
Б) Преобладанием частных предприятий отличалась(-лось) 2) кожевенная промышленность
В) Полотно и паруса в данный период производили 3) полотняно-парусное производство
  4) казённые предприятия
  5) казённые и частные предприятия

544. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выплавка чугуна в России во второй половине XIX в., млн пудов

Годы Урал Юг Остальные районы
1867 г. 11,0 0,005 5,92
1897 г. 41,0 46,0 26
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Наиболее быстрыми темпами в данный период росла выплавка чугуна 1) на Юге  
Б) Доля Урала в общем объёме производства чугуна к 1897 г. 2) выросла
В) В 1867 г. больше всего чугуна выплавляли 3) на Урале
  4) сократилась
  5) в остальных районах

545. Запишите термин, о котором идёт речь.

В России до 1917 г. разряды, на которые делилось купечество в зависимости от имущественного положения.

 

546. Запишите термин, о котором идёт речь.

В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарём и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.

 

547. Запишите термин, о котором идёт речь.

Исключительные сословные преимущества, которыми наделялось российское дворянство, окончательно оформившиеся в Жалованной грамоте российскому дворянству.

 

548. Запишите термин, о котором идёт речь.

Особые привилегированные подразделения русской армии, созданные Петром I из потешных войск после сражения под Нарвой в 1700 году и сыгравшие значительную роль в эпоху дворцовых переворотов.

 

549. Запишите термин, о котором идёт речь.

Введённая в 1804 г. самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной деятельности в соответствии с уставом, называется университетская __________________.

 

550. Запишите термин, о котором идёт речь.

Явление, получившее широкое распространение в России во второй половине                            XVIII – первой половине XIX вв., связанное с уходом крепостных крестьян на заработки.

 

551. Запишите термин, о котором идёт речь.

Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого были возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор.

 

552. Запишите термин, о котором идёт речь.

Условное обозначение комплекса международных противоречий XVIII —

начала XX в., связанных с ослаблением позиций и постепенным распадом Османской империи, возрастающей ролью России на Балканах и Ближнем Востоке, проблемой контроля за черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, получило в истории название _____________________.

 

553. Запишите термин, о котором идёт речь.

Явление, широко распространённое при правящих дворах Европы в эпоху абсолютизма, наиболее характерное для российской жизни XVIII века, при котором значительную роль в государственных делах играли влиятельные лица, пользовавшиеся особым расположением монарха.

 

554. Запишите термин, о котором идёт речь.

Название земельного участка, выделяемого из общинной земли в ходе Столыпинской аграрной реформы в единоличную крестьянскую собственность, без переноса крестьянской усадьбы.

 

555. Запишите термин, о котором идёт речь.

Межсословная категория населения в России, представители которой, получив образование, оторвались от своей прежней социальной среды, с 1840-х гг. оказывали значительное влияние         на развитие общественной жизни и культуры, составили социальную основу для формирования интеллигенции.

 

 

556. Запишите пропущенное слово.

Тип армии, сформированный в России в правление Петра I на основе рекрутской повинности, с едиными Уставами, установленным вооружением и обмундированием, единой системой военной подготовки, централизованным командованием, называется __________________ армия.

 

557. Запишите термин, о котором идёт речь.

________________ – это особая организация войск в Российской империи, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством, учреждённая при Александре I и существовавшая до 1857 г.

 

558. Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии.

 

559. Запишите пропущенное слово.

На протяжении XVIII –

первой половины XIX в. государственные и дворцовые крестьяне, прикреплённые к казённым заводам, работающие на них вместо уплаты подати, назывались ______________ крестьянами.

 

560. Сравните черты государственного устройства Российской империи в XIX в.
и в 1906–1916 гг. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) учреждение представительного органа с законодательными полномочиями                                    2) основная административно-территориальная единица – губерния                                                        3) деятельность Государственного совета как высшего законосовещательного органа                            4) высшие органы государственного управления основаны на принципе единоначалия

                                                                                                                                                                          561. Сравните черты организации и деятельности коллегий XVIII в.
и министерств XIX в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) преимущественно отраслевой принцип организации

2) непосредственное подчинение императору

3) персональная ответственность руководителей

4) совещательный порядок решения дел

 

562. Сравните основные черты социально-экономического развития России

в годы правления императоров Александра I и Александра III. Выберите

и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства,

а во вторую – порядковые номера черт различия.        

1) широкое использование помещиками труда крепостных крестьян

2) ограничение общиной хозяйственной самостоятельности крестьян

3) промышленный переворот в России

4) бóльшая часть населения России – крестьяне

 

563. Сравните особенности положения российского дворянства в первой четверти XVIII в. и в последней четверти XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) прохождение службы согласно Табели о рангах

2) существование губернских дворянских обществ

3) пожизненное несение военной и государственной службы

4) освобождение от уплаты подушной подати

 

564. Сравните основные черты общественного движения в России в 1810–1830-е гг.                              и 1860–1880-е гг. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) популярность утверждения об особом пути развития России

2) преимущественно дворянский состав участников

3) распространение марксистской идеологии

4) наличие консервативного, либерального и революционного направлений

 

565. Сравните черты внешней политики императоров Николая I и Александра II. Выберите                  и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) активное участие в решении «восточного вопроса»

2) ведение военных действий против Персии

3) поддержка освободительной борьбы балканских народов

4) участие России в «Союзе трёх императоров»

 

566. Сравните ход военных действий и результаты Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) наличие нескольких театров военных действий

2) участие в военных действиях английских и французских войск

3) обретение независимости рядом балканских государств

4) взятие русскими войсками крепости Карс

 

567. Сравните черты положения крестьян в 60–70-е гг. XIX в. и в 1907–1916 гг. Выберите                      и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую –

порядковые номера черт различия.

1) возможность участия в выборах в законодательный орган

2) наличие временнообязанного состояния

3) подсудность волостному суду

4) существование крестьянской общины

 

568. Сравните черты внешней политики Петра I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) борьба с вторгнувшимися в страну иностранными войсками

2) борьба за превращение России в морскую державу

3) военные действия против Персии

4) участие России в антифранцузских коалициях

 

569. Сравните черты внутренней политики Петра I и Николая I. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) издание Свода законов Российской империи

2) усиление бюрократического аппарата

3) подавление антиправительственных выступлений

4) управление страной с помощью коллегий

 

570. Сравните черты внешней политики Павла I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) участие России в антифранцузских коалициях

2) борьба с вторгнувшимися в страну захватчиками

3) подписание акта о создании «Священного союза монархов и народов»

4) напряжённые отношения России с Англией

571. Сравните черты организации и функционирования судебной системы в Российской империи в первой четверти XIX в. и в последней четверти XIX в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) наличие волостного суда для крестьян

2) участие в судебном процессе присяжных заседателей

3) Сенат являлся высшим органом суда и надзора

4) состязательность судебного процесса

 

572. Сравните черты внешней политики Петра I и Екатерины II. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.            

1) разделы Речи Посполитой

2) борьба за выход к Балтийскому морю

3) военные действия против Османской империи

4) расширение территории Российского государства

 

573. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите войну, о которой идёт речь.

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений,        мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов».

 

574. Кто из перечисленных государственных деятелей участвовал проведении реформ в России         в царствование Александра II? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Е.Ф. Канкрин                 2) Д.А. Милютин               3) М.Т. Лорис-Меликов                            4) М.М. Сперанский            5) А.А. Аракчеев

 

575. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей занимал высокие государственные посты в царствование Александра III? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.П. Победоносцев                 2) А.А. Аракчеев               3) М.М. Сперанский

4) П.Д. Киселёв                          5) Д.А. Толстой

 

576. Прочтите отрывок из отчёта о военном совете и напишите, где он состоялся.

«Сентября 1. Армия отступила к Москве, расположилась лагерем (…) Фельдмаршал, предоставя Военному совету положение армии, просил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения?

На сие генерал Барклай-де-Толли отвечал, что (…) сражения принять невозможно и что лучше отступить (…)

Генерал Беннигсен, выбравший позицию перед Москвою (…) предлагал ожидать в оной неприятеля и дать сражение.

Генерал Дохтуров был сего же мнения.

Генерал Коновницын (…) предлагал идти на неприятеля и атаковать его там, где встретят (…)

После сего фельдмаршал, обратясь к членам, сказал, что с потерей Москвы не потеряна ещё Россия и что первою обязанностью поставляет он сберечь армию (…)»

 

577. Расположите следующие архитектурные сооружения в хронологическом порядке их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

2) Зимний дворец

3) Успенский собор Московского кремля

4) Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на рву (храм Василия Блаженного)

 

578. Прочтите первый отзыв в прессе Г.А. Лароша о балете и напишите фамилию автора музыки.

«По музыке “Лебединое озеро” – лучший балет, который я когда-нибудь слышал (...) Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощён в таких разнообразных грациозных  и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания (...)»

 

579. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают виды монополистических объединений в России в конце XIX – начале XX в.

1) картель; 2) кооператив; 3) трест; 4) концерн; 5) синдикат.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

 

580. Какие из перечисленных исторических событий нашли отражение в произведениях А.С. Пушкина? Найдите в приведённом списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Полтавская битва

2) восстание под руководством Е. Пугачёва

3) оборона Севастополя

4) Синопское сражение

5) штурм Плевны русскими войсками

 

581. Прочтите отрывок из работы искусствоведа и напишите фамилию художника, о котором идёт речь.

«Среди его картин – "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова" и многих других, дающих столько пищи для размышлений, – я больше всего люблю "Меншикова в Берёзове". Красноречивость молчания доведена здесь до высшего совершенства; я не знаю в мировой живописи картины, пожалуй, кроме "Блудного сына" Рембрандта, где сведённая к одному мигу драма превратностей целой жизни была бы выражена так сдержанно, так скупо и вместе с тем так волнующе глубоко».

 

582. Расположите императриц XVIII в. в хронологическом порядке их царствования. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.          

1) Анна Иоанновна  2) Елизавета Петровна  3) Екатерина I  4) Екатерина II

 

583. Прочтите отрывок из «Записок» декабриста И.И. Горбачевского и укажите название восставшего полка, о котором идёт речь.

 «Полк шёл вперёд. С.И. Муравьёв приказал осмотреть ружья и приготовиться к бою. Приказание сие ободрило солдат, но сей порыв оживлённого мужества был остановлен действительными пушечными выстрелами. Первый картечный выстрел ранил и убил несколько человек.                    С.И. Муравьёв хотел вызвать стрелков: новый выстрел ранил его в голову. Вид убитых и раненых, отсутствие С. Муравьёва нанесли решительный удар мужеству восставших…»

 

584. Какие из перечисленных произведений живописи было созданы художниками-передвижниками? Найдите в приведённом списке два произведения и запишите цифры,                   под которыми они указаны.

1) «Грачи прилетели»                 2) «Богатыри»                               3) «Всадница»

4) «Последний день Помпеи»  5) «Явление Христа народу»

 

585. Сравните характеристики российского военно-морского флота в первой четверти XVIII в.      и в первой четверти XIX в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) комплектовался на основе рекрутских наборов

2) имел военно-морские базы на Балтийском и Чёрном морях

3) руководство флотом осуществляло Морское министерство

4) состоял из парусных кораблей

 

586. Установите соответствие между монархами и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

МОНАРХИ   СОБЫТИЯ
А) Пётр Великий 1) введение гражданской азбуки
Б) Елизавета Петровна 2) открытие Смольного института благородных девиц
В) Екатерина Великая 3) основание Московского университета
  4) учреждение Министерства народного просвещения

 

587. Установите соответствие между архитекторами и созданными ими памятниками архитектуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

АРХИТЕКТОР ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ
А) В.В. Растрелли 1) Таврический дворец в Санкт-Петербурге
Б) М.Ф. Казаков 2) Здание Сената в Московском Кремле
В) В.И. Баженов 3) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
  4) Дом Пашкова в Москве

 

588. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название документа, о котором идёт речь.

«Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нём лежит печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. Таков был конституционный проект Пестеля…».

 

589. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь.

«Императрица восхищалась приобретением порта, из которого попутным ветром можно было            за 30 часов добраться до Константинополя. Она была довольна и скорым построением флота                  на Чёрном море, о чём в своём письме к барону Гримму писала: "Здесь, где тому назад три года ничего не было, я нашла довольно красивый город и флотилию, довольно живую и бойкую              на вид; гавань, якорная стоянка и пристань хороши от природы, и надо отдать справедливость князю Потёмкину, что он во всём этом обнаружил величайшую деятельность и прозорливость"».

 

590. Какие из перечисленных ниже опер были написаны на исторические сюжеты?                       Найдите в приведённом списке две оперы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Князь Игорь»                   2) «Хованщина»                               3) «Евгений Онегин»

4) «Садко»                              5) «Руслан и Людмила»

 

 

591. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите название битвы,                        о которой идёт речь.

 «…Битва началась на рассвете 27 июня. Немалая заслуга в разгроме шведов принадлежала Меншикову. Это он лишил шведского короля одного из важнейших преимуществ –

внезапности атаки и своевременно известил царя о начале движения неприятеля на русский лагерь… Действительность опрокинула планы короля, и сражение протекало не в соответствии             с его волей, а по воле Петра… Началось генеральное сражение, шведы ввели в бой все свои силы. Кавалеристы Меншикова вновь одержали верх над шведской конницей, обратив её в бегство.

Судьба генеральной баталии была решена за два с половиной часа… Началось бегство неприятеля».

 

592. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

593. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, в правление которой происходили описанные события.

«Теперь у России были развязаны руки для преобразований в Крыму и приведения его к должной обороне. После подписания 2 февраля… ратификации об окончательном присоединении Крыма к России, в тот же день был подписан указ об учреждении Таврической области. А уже 10 февраля был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и «крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение». Таким образом, Севастополь стал основным местом пребывания строящегося Черноморского флота, торговым портом и крепостью».

 

594. Прочтите отрывок из сочинения историка М.П. Погодина и назовите правителя, о котором идёт речь.

 «…Смотрите, вот он стоит посреди широкого поля, Русского Царства, рабочей своей палаты, между тысячами и тьмами своих работников… Смотрите – как поворачивает он головою направо и налево, как бросает свои пронзительные взоры во все стороны и как работа вскипает у русского человека там, куда он оборачивается...

Смотрите, как по его движениям то вдруг на севере из болота выскочит город, то на юге по морю пустится флот, то на западе встанет линия крепостей, то на восток скорым маршем выступит              в поход армия. Или – вдруг весь народ обривается, переодевается, разлучается по сословиям,   по… провинциям и губерниям».

 

595. Какие два из перечисленных ниже учёных стали известны своими исследованиями в области математики? Найдите в приведённом списке двух учёных и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Н.И. Лобачевский     2) Б.С. Якоби              3) А.С. Попов

 4) И.М. Сеченов         5) С.В. Ковалевская

 

 

596. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и назовите российского императора,                   о котором идёт речь.

«Прекратились или чрезвычайно ослабли благородные… помышления <императора> о благе                и просвещении России… Достойные слуги его были удалены или удалились сами… С другой стороны, возник Аракчеев, во всей красе своей. <Император> более и более пренебрегал ненавистными ему внутренними делами, ограничиваясь военными и дипломатическими… Тильзитский мир огорчил Россию, но не ослабил её; напротив того, дал ей средства и повод продолжать войну с Турцией и приобрести Финляндию, но для России имел он следствия пагубные тем, что произвел в <императоре> существенную перемену».

 

597. Прочтите отрывок из воспоминаний генерал-майора М.А. Фонвизина и укажите,                            как назывались участники события, о котором идёт речь.

«Наконец подвозят шесть батарейных орудий и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды восставших и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того, чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повёл бы его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию».

 

598. Прочтите отрывок из статьи Е.И. Суворовой и напишите название, которое закрепилось                 за описанным кружком.

«В.В. Стасов был непосредственным участником творческой жизни членов кружка, активным деятелем их музыкальных собраний, их ревностным поклонником и слушателем, их советчиком, помощником и вдохновителем... Это он посоветовал М.А. Балакиреву написать музыку к трагедии Шекспира “Король Лир”, предложил М.П. Мусоргскому сюжет “Хованщины”, Н.А. Римскому-Корсакову – сюжет “Садко” и сказки “О царе Салтане”, А.П. Бородину – “Князя Игоря”».

 

599. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России по Гюлистанскому мирному договору с Персией в царствование Александра I? Найдите в приведённом списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) южная часть Бессарабии         2) Дагестан                            3) Нахичеванское княжество

4) остров Кипр                             5) северный Азербайджан

 

600. В каких изданиях публиковали свои статьи славянофилы? Найдите в приведённом списке  два издания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Москвитянин»                             2) «Колокол»                3) «Полярная звезда»

4) «Русская беседа»                      5) «Русский вестник»

 

 

601. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название войны, о событиях которой идет речь.

«В конце сентября… царь с войском в 12 500 человек явился у Нотебурга. Главнокомандующим считался Шереметев. [Царь] участвовал в осадных работах наравне с солдатами и корабельными плотниками. В первых числах октября началось бомбардирование крепости, а 11-го октября, после штурма, гарнизон сдался на капитуляцию. Всем шведским войскам было дозволено выступить из Нотебурга, переименованного в Шлиссельбург».

 

602. Прочтите отрывок из статьи историка и назовите царя, о котором идёт речь.

«[Царь] сам трудился без устали и заставлял других работать так же. Собственно, образ царя-труженика, царя-воина, не гнушавшегося никакой физической работы и наравне с подданными получившего воинские звания за участия в сражениях, должен был стать средством воспитания народа. Многие детские и юношеские увлечения [царя] со временем оказали важнейшее влияние на развитие Российского государства. Так, первые потешные полки, созданные в Преображенском, стали основой русской регулярной армии, а интерес к случайно найденному                   в селе Измайлово английскому боту привёл к строительству русского флота».

 

603. Чьё творчество относится к «серебряному веку русской культуры»? Найдите в приведённом списке двух художников и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.П. Брюллов                     2) К.С. Малевич           3) Д.Г. Левицкий

4) А.А. Иванов                       5) В.В. Кандинский

 

604. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, которого характеризует автор.

«Много неудач и разочарований испытал [царь], велики были жертвы, которые он требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношений            с другими народами и ввёл Россию в среду европейских народов; созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой; он создал далёкий от совершенства, но всё же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устарелая, сложная и запутанная система московских приказов; созданием крупной промышленности и особенно успешным развитием горного дела он сделал Россию экономически самодовлеющей и независимой от иных стран; наконец, он заложил основы светской русской культуры».

 

605. Прочтите отрывок из воспоминаний Б.Н. Чичерина и назовите императора, о покушении на которого идёт речь.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. (…) Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах – пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно».

 

606. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите войну XIX в., в ходе которой произошли описываемые события.

«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защитить его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

 

607. Расположите следующие памятники архитектуры в хронологическом порядке их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

2) Архангельский собор в Московском Кремле

3) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

4) Собор Святой Софии в Новгороде

 

608. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был выпускником Царскосельского Лицея? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) А.М. Горчаков              2) С.Ю. Витте         3) Д.А. Милютин                                          4) М.М. Сперанский  5) И.И. Пущин

 

609. Какие из перечисленных терминов относятся к политике военного коммунизма? Найдите             в приведённом списке два термина и запишите цифры, под которыми они указаны.           1) нэпман                               2) продразвёрстка                              3) концессия                                                           4) стахановец                    5) трудовая повинность

 

610. Какие из перечисленных художественных произведений созданы художниками-передвижниками? Найдите в приведённом списке два произведения и запишите цифры,                     под которыми они указаны.

1) «Утро в сосновом бору»

2) «Лунная ночь на Днепре»

3) «Девятый вал»

4) «Грачи прилетели»

5) «Последний день Помпеи»

 

611. Прочтите отрывок из Устава XIX столетия и напишите название, которое закрепилось                 за этим Уставом у современников и потомков.

 «90. Книгопродавцы и содержатели вольных библиотек не должны иметь для продажи или              для чтения никаких книг, не одобренных цензурой...

166. Запрещается всякое произведение словесности не только возмутительное против правительства и поставленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение...

168. Всякое сочинение или перевод, в котором прямо или косвенно порицается монархический образ правления, подвергается запрещению.

169. Запрещаются к печатанию всякие частных людей предположения о преобразованиях каких-либо частей государственного управления или изменении прав и преимуществ, высочайше дарованных разным состояниям и сословиям государственным, если предположения сии не одобрены еще правительством...»

 

612. Кто из перечисленных деятелей культуры был основателем Московского художественного театра? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К.С. Станиславский  2) В.И. Качалов                          3) М.С. Щепкин

4) А.Н. Островский        5) В.И. Немирович-Данченко

 

613. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры был известен своими исследованиями в области истории? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Н.М. Карамзин                2) А.С. Грибоедов        3) А.М. Горчаков

4) Н.Г. Чернышевский  5) В.О. Ключевский

 

614. Прочтите отрывок из исторического источника и напишите фамилию его автора.

«По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: "Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности"».

 

615. Прочтите отрывок из доклада министра народного просвещения и напишите фамилию         этого министра.

«Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к (...) иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному (...) оценить (...) все противоположные элементы нашего гражданского образования (...) искать этого знаменателя               в тройственном понятии православия, самодержавия, народности – такова наша была цель,               к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет (...)»

 

616. Какие из перечисленных музыкальных произведений были созданы композитором «Могучей кучки» М.П. Мусоргским? Найдите в приведённом списке два произведения и запишите цифры, под которыми они указаны.                                                                                                                   1) «Князь Игорь»                        2) «Борис Годунов»                            3) «Хованщина»

4) «Псковитянка»            5) «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

 

617. Прочтите отрывок из сочинения П.Н. Милюкова и назовите царя, о котором идет речь.

«Любопытно, что и… сознание долга перед родиной облекается у [царя] в форму, наиболее понятную для него и для его окружающих, – в форму, заимствованную из военной службы, военной дисциплины. Он служит отечеству – не только как царь… нет – он прежде всего служит, как барабанщик, бомбардир… вице-адмирал. В Полтавской битве он командует своей отдельной частью, подвергаясь в этот решительный для его реформы момент одинаковой опасности со всеми, хотя исход битвы можно считать предрешённым».

 

618. Прочтите отрывок из документа ХVIII в. и назовите принцессу, о чьём воцарении идет речь.

«В сопровождении лишь трёх особ – никто не был посвящён в тайну – она отправилась в казармы лейб-гвардии Преображенского полка. Она направилась прямо в казармы гренадер, из которых иные ожидали её. Собрав некоторое число их в большой комнате, она им сказала: "Вы знаете, кто я, хотите следовать за мной?" Все отвечали ей, что она может им приказывать и они исполнят свой долг, как храбрые солдаты. Они подхватили её и пронесли таким образом до самого двора в Зимнем дворце… Принцесса прошла прямо в караульню. "Проснитесь, мои дети, – сказала она солдатам, – и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что престол мне принадлежит. Несправедливость, причинённая мне, отзывается во всём нашем бедном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!"».

 

619. Кто из перечисленных учёных стал известен своими исследованиями в области химии                    в XIX в.? Найдите в приведённом списке двух учёных и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Д.И. Менделеев 2) А.Г. Столетов 3) П.Н. Яблочков 4) И.П. Павлов 5) А.М. Бутлеров

 

620. Кто из перечисленных исторических деятелей был участником Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) М.Д. Скобелев 2) П.С. Нахимов 3) П.И. Багратион 4) Д.В. Давыдов 5)А.М. Горчаков

 

621. Кто из перечисленных лиц руководил партизанскими отрядами в годы Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке двух руководителей партизанских отрядов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Д.В. Давыдов 2) П.И. Багратион 3) А.Н. Сеславин 4) Н.Н. Раевский   5) П.В. Чичагов

 

622. Сравните характерные черты внутренней политики Петра I и Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.

1) разработка конституционных проектов для России

2) создание новых государственных учреждений

3) проведение реформ в сфере образования

4) перенесение столицы государства в другой город

 

623. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, с правлением которой связаны описанные события.

«Войска действовали успешно. Суворов взял Туртукай; Вейсман разбил турок при Карасу; Румянцев перешёл через Дунай, разбил турок, открыл осаду Силистрии и затем вторично разбил турок при Кучук-Кайнарджи. [Императрица] была чрезвычайно довольна и писала Вольтеру, что можно ожидать скорого заключения мира».

 

624. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) открытие Славяно-греко-латинской академии          2) основание Московского университета

3) начало книгопечатания в России                                4) основание Академии наук

 

625. Какие из перечисленных ниже памятников архитектуры созданы во второй половине XIX в.? Найдите в приведённом списке два памятника архитектуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Исторический музей           2) Верхние торговые ряды (ГУМ)             3) Кунсткамера

4) Зимний дворец                       5) Дом Пашкова

 

626. Прочтите отрывок из работы врача Н.И. Пирогова и напишите название войны, о которой идёт речь.

«Настало 28 марта, страшный день бомбардировки, хотя не первый по счёту, но первый по близости осаждающих к бастионам и городу. Она продолжалась более 10 дней. Это время останется памятным в истории Крестовоздвиженской общины! С 28 марта по 15 мая 1855 г. деятельность общины сосредоточивалась преимущественно на главном перевязочном пункте           (в Дворянском Собрании), в домах города, в Александровских казармах и на Павловском мысу. Во всё это время самые главные усилия неприятеля были, как известно, устремлены на 4, 5                 и 6-й бастионы и отчасти на Малахов курган. Более месяца врачи и сёстры неусыпно день и ночь действовали на главном перевязочном пункте».

 

627. Установите соответствие между архитектурными памятниками и городами, где они были возведены: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ        ГОРОДА
А) здание Адмиралтейства 1) Москва
Б) Софийский cобор 2) Санкт-Петербург
В) Грановитая палата 3) Новгород
  4) Владимир

 

628. Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому и назовите императора,                о царствовании которого идёт речь.

 «Двадцать пять лет (1801–1825) мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни Тайной канцелярии, ни Сибири; скажем ему спасибо. Могущество России также при этом не упало.               В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи её уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».

 

629. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, которого характеризует автор.

«Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, малопродуманный и потому                   во многом поверхностный характер, прикрывая лишь «немецкими» кафтанами и париками старые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow