Роль воспитателя на разных стадиях развития игры

Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых. Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.

В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня еще нет взаимодействия персонажей.

Если же к трём с половиной годам ребёнок всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.

Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры.

«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».

По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей, и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия. Теперь тот же «малыш» становится активным действующим лицом: он может капризничать и не хотеть спать, может просить рассказать сказку или спеть песенку. Поэтому простые ролевые игры помогают ребёнку осваивать многие повседневные роли, такие как роль пациента на приёме у врача, роль пришедшего в дом гостя или роль покупателя в магазине.

Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает в игре много говорить, даже если он играет один.

Хорошо развитый ребенок достигает уровня простых ролевых игр в два - два с половиной года в совместной со взрослым игре и в возрасте около трех лет в самостоятельной игре. Если с ребенком играют мало – он достигает этого уровня в совместной игре в три-четыре года, а в самостоятельной – в четыре-пять лет и может так на нем и остановиться. В этом возрасте очень важны совместные игры со взрослым с целой цепочкой действий по роли.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет): сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры – это связные последовательно игровые ситуации. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на «машине» или на «электричке», затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры – это важный признак развития сознания ребенка, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).

В сюжетно-ролевых играх усложняются взаимоотношения персонажей: они могут ссориться и мириться друг с другом, спорить и договариваться о совместных действиях, бороться или воевать. Взаимоотношения самих детей тоже усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения. На первых порах здесь очень важно участие взрослого, который учит детей договариваться и искать справедливые и взаимоприемлемые решения всех спорных вопросов.

Предшкольный возраст (6-7 лет): творческие сюжетные игры.

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей. Если ребенок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. Задача педагога на этом этапе создавать все необходимые условия для реализации творческих задумок детей.

 

4. Строительные игры.

Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержа­нием которой является отражение окружающей жизни в разных построй­ках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой иг­рой и рассматривается как её разновидность.

У них один источник — ок­ружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изоб­ражают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что

в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаи­моотношения между людьми в строительной игре основным является озна­комление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.  

 

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игр.

Строительство часто возникает в процессе сю­жетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задаёт цель строительной игры.

Например, дети задумали играть в моряков — у них возникла необхо­димость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д.

Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая.

Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

Малыши могут в течение длительного времени возводить довольно слож­ные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в их идейном содержании, отражаемых в них явлениях, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обо­гащении речи.

Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умствен­ная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделано, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, раз­личать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоми­нать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внима­ние на последовательности действий.

Под его руководством дошкольни­ки овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоконизко, направоналево, вверхвниз, длинныйкороткий, широкийузкий, вышениже, длин­нее — короче и т. д.

Постепенно ребенок овладевает необходимыми навыками, и в 4—5 лет он уже способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем мире. Под руководством взрослого ребенок выбирает тему, отбирает необ­ходимый материал, определяет последовательность возведения постройки, намечает варианты ее обыгрывания, изменения и дополнения.

Строительные игры имеют большое значение для физического воспита­ния дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная актив­ность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение име­ет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из круп­ных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, вклю­чающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилин­дры, конусы, полушария), дополнительные (пластины, доски, арки, коль­ца, трубы и т. д.) и вспомогательные материалы для украшения построек.

Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные по­стройки. Кроме того, окрашенные в разные цвета, они позволяют упраж­нять детей и в названии цвета.

Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматри­вания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь по­лезно рассказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, а к нему — ворота. Кры­шей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получился домик. Тут пригодятся и матрешки — они будут его новоселами.

Применение строительного материала разнообразно. В строительных играх используются обычные, чаще всего — сюжетно-образные игрушки, применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шиш­ки, тростник и др.

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр до­стигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самостоятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

а) расширение представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;

б) обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоя­тельности и активности мышления, конструктивно-творческих способ­ностей;

в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений де­тей, объединение их в дружный коллектив.

Руководство воспитателя заключается

§ в создании игровой среды,

§ в от­боре строительного материала.

Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее — соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпи­чи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой.

Ког­да разовьётся координация движений рук, можно давать и более крупные объемные фигуры для построек на полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, малоустойчив в по­стройках, а поэтому постройки из него быстрее разрушаются, что вызыва­ет огорчение детей.

Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие.

Игре со строительным материалом необходимо придать содержатель­ный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малы­шам воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — двори­ки, заборчики и организуют на этой основе игры.

У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут строить самостоятельно. Воспитатель подсказывает им замысел работы.

Например, показывает знакомую игрушку — маленькую куколку, говорит, что она ус­тала, и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик. Ребёнку воспитатель даёт коробку — ящичек, в котором находят­ся игрушки — кукла, маленький медвежонок и строительный материал — кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два—три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После это­го воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последователь­ность приёмов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккурат­но, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах.

Педагогу следует обращать внимание детей на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, ле­сенки и побуждать отражать увиденное в строительных играх.

Под руководством воспитателя дети 5-летнего возраста способны отра­жать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и не­обходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольши­ми коллективами, умение распределять между собой строительный матери­ал, позволяющий производить более сложные постройки.

Дети 5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки, объясняет, что каждое здание имеет основание — фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководст­вом педагога должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, дела­ются окна и т. д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошколь­ники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мос­тов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как продолжать, чем закончить её.

Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые из­менения и дополнения.

Для строительных игр в детском саду используются не только строитель­ные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки, шиш­ки, тростник и т. д.

Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят плотины, водопады, крепости. Играя со снегом, дети строят дома, крепос­ти, пароходы, лодки, мосты, украшают участок скульптурами из льда и сне­га. Воспитатель учит их строить сооружения из снега разными способами (из накатанных снежных комьев, из снежных кирпичей), побуждает к про­явлению инициативы, выдумки.

Следует также учить детей выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения про­странственных ориентировок. Очень полезно, если дети под руководством воспитателей делают из шишек человечков, фигурки зверей, сооружают для них постройки из веток, тростника.

Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у де­тей способность к творческому отображению явлений окружающей действительности, интерес к технике, конструктивное мышление, художест­венный вкус, формируют дружеские взаимоотношения.

Сейчас в детских магазинах представлен широкий выбор всевозмож­ных конструкторов. Предлагаем вам примеры наиболее распространен­ных из них.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: