Игра как деятельность, форма и метод

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости реализации Программы прежде всего в форме игры.

Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия. Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Ø Деятельность – целеустремленная активность, реализуемая потребности ребенка (субъекта).

В первую очередь, деятельность определяется по мотиву. Именно так определял игру А.Н. Леонтьев: «... игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе».

Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях значимых для ребенка, вообще для играющего (Рубинштейн С.Л.).

Деятельность характеризуется единством мотива, целей и способов действий.

В самодеятельной игре ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет. Как только мы начинаем привносить дополнительные дидактические задачи, единство деятельности нарушается.

Например, мы хотим, чтобы ребенок посчитал сдачу в игре в магазин, или отмерил нужное количество ленты, а он вместо этого решает игровую задачу игровыми способами, т.е. «понарошку». Подобный способ действия выбран самим ребенком. Мы ему навязываем другой, и тем самым разрушаем целостность деятельности.

Ø Игра как форма и метод

Другой вариант сделали на занятии какую-то поделку и предлагаем ребенку в нее поиграть. У части детей совершенно нет потребности, играть в это (у них другие игровые интересы), но ребенок может послушно выполнить ряд игровых действий, которые к игре как деятельности в данном случае не будут иметь совершенно никакого отношения.

Такие приемы как раз очень хороши тем, что делают для детей наши задания понятными, осмысленными, привлекательными, облегчают освоение материала, создают положительный эмоциональный настрой и т.п.

Чаще всего игровой прием инициирует совершенно другую не игровую — деятельность, а, например, изобразительную («Нарисуем Маше….»), конструктивную («Построим Петушку….»), познавательную («Как же Мишке добраться до дома?») и т.п. Педагог, умело использующий на занятиях игровые приемы и формы обучения, а также хорошие дидактические игры добьется несопоставимо больших успехов, чем педагог, «обучающий» детей школьными способами и методами. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что это не игровая деятельность, и не имеет к ней никакого отношения.

В результате такой работы время на подлинно ведущую деятельность — самодеятельную игру сокращается вплоть до полного исчезновения. Дети самостоятельно не играют, и наступает парадоксальная ситуация депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации.

Следует учитывать еще один важный момент. Использование игровых приемов возможно с детьми любого возраста (сделать скамеечку для матрешки, нарисовать платочек для куколки и пр.), а вот включение образовательных задач в игровые ситуации (когда в рамках сюжетной игры нужно выполнить определенные действия, мотивированные сюжетом, но не условные по характеру) возможно, только начиная с определенного момента.

К старшему дошкольному возрасту игра как деятельность в норме уже сформирована. На данном этапе игровые действия могут успешно включаться, например, в учебную деятельность, облегчая для ребенка выполнение учебных задач, делая их более осмысленными, но при этом, не подменяя их игрой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: