Этап. 1920-е годы. Сатира в период литературных группировок

Несмотря на критику РАПП (Российской Ассоциации Пролетарских Писателей) и преследование всего «непролетарского», в это 10-летие созданы замечательные сатирические произведения М. Зощенко (рассказы; сборник «Голубая книга») и А. Платоновым (романы «Котлован» и «Чевенгур»), И. Ильфом и Е. Петровым (дилогия «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»), М. Булгаковым (повести «Собачье сердце», «Дьяволиада» и «Роковые яйца», пьеса «Зойкина квартира и др.) и Ю. Олешей (повести «Три толстяка» и «Зависть»), В. Маяковским (пьесы «Клоп» и «Баня», стихотворение «Прозаседавшиеся и др.).

В эмиграции в эти годы издавались А. Аверченко,Саша Черный,Н. Тэффи.

Здесь мы сделаем экскурс в биографию всеми признанного «Короля смеха»:

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881–1925) – выпустил на родине 40 книг. Книги его печатались и за границей – русскими издательствами в Берлине, Париже, Софии, Праге. Аверченко сравнивали с Марком Твеном и А.П. Чеховым.

Тематика «Сатирикона» и произведений Аверченко чрезвычайно широка. Однако цензурная свобода, дарованная Положением 1905 года, длилась недолго. В статье 1913 г. «Мы за 5 лет» А. Аверченко перечисляет темы, которых запрещено касаться: 1) Военных (даже бытовые рисунки) 2) Голодающих крестьян 3) Монахов (даже самых скверных) 4) Министров (даже самых бездарных).

В рассказах, созданных после Октябрьской революции, за насмешкой звучала боль обманутого человека: «Да есть ли у нас сейчас революция?.. Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, – разве это революция?.. Революция – сверкающая прекрасная молния, революция – божественно красивое лицо, озаренное гневом Рока». Сатирические сказки о Красной Шапочке, королях и дураках, прочих фольклорных героях, в маске которых выступают Ленин, Троцкий, Луначарский, обнаруживают истинную суть переворота в Советской России. В предисловии к сборнику «Дюжина ножей в спину революции» Аверченко вспоминает о традиционном образе русского дурака: «Горяч русский дурак – ох как горяч… что толку с того, что потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой…»  

Публикация книг А. Аверченко на родине прервалась в связи с его отъездом в эмиграцию. Однако после неожиданного положительного отзыва В.И. Ленина (нач. 1920-х гг. – см. выше) А. Аверченко некоторое время (до сер. 1920-х гг.) печатают на родине, затем писатель уходит в забвение и становится частью «возвращенной литературы», публикация которой, как известно,  началась уже в годы «перестройки» (к. 1980-х – нач. 1990-х гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: