В 1929 г. к власти в СССР, как мы уже знаем, окончательно пришел И.В. Сталин – началась эпоха «завинчивания гаек», отсутствия свободы слова, преследования инакомыслия, расцвета тоталитарной системы.
Последний прорыв сатиры в области прозы – публикация романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» (1933г.).
Последний прорыв сатиры в области поэзии – стихотворение Осипа Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны», написанное в ноябре 1933 года.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, –
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.
Этоодно из самых знаменитых стихотворений XX века, эпиграмма, посвященная «кремлёвскому горцу» Сталину. Оно было написано после того, как Осип Эмильевич стал очевидцем страшного крымского голода (1932-1933 годы). Мандельштам не скрывал своего авторства и после ареста готовился к расстрелу. Поэта отправили в ссылку в Чердынь (Урал), а потом разрешили поселиться в Воронеже. В ночь с 1 на 2 мая 1938 года он был арестован вновь и после месяцев тюремного заключения отправлен в Дальлаг (Дальневосточный лагерь), но по пути, в декабре 1938 года, скончался от полного физического истощения в пересыльном лагере.
Более подробно об антисталинской литератур е мы поговорим в теме «Литература сталинского ГУЛага».
В годы Великой Отечественной войны объектом сатиры становятся враги – фашистская Германия, Гитлер и его окружение. Основное средство сатирического осмеяния – политический плакат (авторы – знаменитые Кукрыниксы – тройственный союз советских художников-графиков и живописцев Михаила Куприянова,Порфирия Крылова и Николая Соколова):
В 1946 году советским партийным и государственным деятелем А. Ждановым был прочитан доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград». Он имел трагические последствия для всей отечественной литературы, для развития сатиры, для судеб многих писателей.
Жертвами этого постановления становятся в первую очередь М. Зощенко и А. Ахматова.
Это постановление также негативно коснулось И. Ильфа и Е. Петрова – из библиотек страны изъяли дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Здесь мы сделаем экскурс в биографию блистательного сатирика М. Зощенко.
Михаил Михайлович Зощенко (1884-1958) – писатель, пришедший в литературу с богатым жизненным опытом, который определялся не только специальным образованием (незаконченное юридическое), но практикой – от работника погранохраны до инструктора по кролиководству и куроводству, от плотника до актера, от агента уголовного розыска до бухгалтера: «Если бы не заработанный порок сердца, то стал бы не писателем, а летчиком», – шутил Зощенко. В начале 1920-х гг. писатель выпустил уже 25 сборников. По анкете «Красной газеты» М. Зощенко был назван самым знаменитым человеком Ленинграда конца 1920-х гг. В 1929 году выпущено первое собрание его сочинений. Но нападки критики были уже и в эти годы. «Герой Зощенко – обыватель», – эта формула кочевала из статьи в статью.«Тему путают с автором… Стыдят в чем-то, чувствуешь себя бандитом и жуликом», - недоумевал писатель. В «Литературной Энциклопедии» 1930 года была отмечена «анекдотическая легковесность комизма, отсутствие социальной перспективы». Сам автор утверждал, что «нельзя писать так, будто в стране ничего не случилось». «Героем» того времени действительно становится советский обыватель – человек из массы (вспомним прочитанный нами еще на 1 курсе рассказ «Аристократка» и его героя водопроводчика Григория Ивановича). Сатирик заговорил его голосом, посмотрел вокруг его глазами. Задача писателя – не издеваться над обывателем, а дать возможность посмотреть на себя со стороны. Зощенковский «сказ» литературовед Ю. Тынянов определил как попытку ввести в литературу самого читателя.
Однако нападки критиков в послевоенные годы вылились в настоящее шельмование писателя. А. Жданов в своем печально знаменитом докладе 1946 г. обвинил Зощенко в «злостном хулиганстве». Судьба писателя-сатирика в тоталитарном государстве была поистине трагической.