Этап. Конец 1960-х-нач. 1970-х гг. Робкие попытки возрождения сатиры

Наиболее показательным в этот период становится творчества абхазского писателя Фазиля Абдуловича Искандера (1929-2016). Он работал в направлении «социально-философская фантастика».

Фазиля Искандера заметили и оценили после публикации в 1966 году сатирической повести «Созвездие Козлотура». Глазами молодого и как будто наивного журналиста увидена и описана кампания по разведению и пропаганде животных, полученных от скрещения обыкновенной козы с диким туром. Основное средства комического здесь – ирония, подчеркнутая неопытностью журналиста при подробном изложении им всех этапов внедрения необычного эксперимента – от почина и первых откликов читателей до массовых переименований в честь новой породы, парадных отчетов и международного резонанса.

Сатирические жанры, в которых далее работал Ф. Искандер: повесть-притча «Кролики и удавы» и сатирический цикл «Сандро из Чегема». В повести-притче мы видим особый симбиоз кроликов и удавов: «Удав – это кролик, но высшей стадии своего развития»; «Мы – бывшие они, а они – будущие мы». Главный удав носит прозрачное для понимания смысла притчи имя Великий Питон, который одновременно и Отец родной. Кролики рождаются и размножаются для того, чтобы быть съеденными Великим Питоном. Однако кроличий мир разнообразен: в нем из общей массы выделяются Задумавшийся кролик, Допущенные к Столу, Стремящиеся стать Допущенными. Здесь есть и Первый Поэт, создатель «Вариаций на тему бури» – прозрачный намек на «буревестника революции» Максима Горького.  

 

По мотивам сатирического цикла «Сандро из Чегема» в годы «перестройки» (1989г.) режиссер Юрий Кара снял фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». Молодой танцор из дружного абхазского танцевального коллектива по имени Сандро родом из Чегема вынужден, как и его товарищи, развлекать во время ночного и поистине раблезианского застолья приехавшего в Абхазию товарища Сталина и его «свиту» – Ворошилова, Берию, Калинина, Буденного… Сталин, обладающий феноменальной памятью, узнает в Сандро одного из свидетелей грабежа и разбоя, учиненного им и его товарищами в молодые годы во имя благого дела революции… 

На этот же период (1960–1970-е гг.) приходится творчество писателя-самородка родом из алтайского села Сростки, режиссера, киносценариста и актера Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), активно использовавшего в своих произведениях все средства комического – юмор, сатиру и гротеск.  Им написаны сатирическая пьеса «Энергичные люди», сатирическая сказка «До третьих петухов». Теплым юмором окрашены образы шукшинских «чудиков» – героев из российской глубинки, сельских жителей, «белых ворон», имеющих какую-то необычную мечту и пытающихся ее осуществить (рассказы «Чудик», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!» и др.). Более подробно о Шукшине мы поговорим в теме «Деревенская проза в русской литературе XX века».

Во второй половине 1960-х годов в отечественную культуру (театральную, музыкальную и поэтическую) буквально врывается Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980). Он становится автором в том числе сатирических и юмористических песен, таких как «Разговор у телевизора», «Письмо из сумасшедшего дома», «Баллада о гипсе» и др. Более подробно о Высоцком мы поговорим в теме «Феномен “шестидесятников” в русской культуре XX века».

Сатирическую пьесу-сказку «Про Федота стрельца, удалого молодца» создает друг В. Высоцкого и его коллега по Театру на Таганке, гениальный актер театра и кино Леонид Алексеевич Филатов (1946–2003). Широкой публике Филатов представил свою сказку как Театр одного актера, читая текст наизусть и играя за всех персонажей и автора одновременно (см. видео на канале YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=If1t3rVaj30).

В эти же годы в жанре сатирического рассказа проявил себя литературный талант блистательного Сергея Донатовича Довлатова (1941-1990). Но более подробный разговор о Довлатове впереди – в теме «Три волны русской литературной эмиграции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: