Тема 2. Физиология высшей нервной деятельности. Строение и функции нервной системы

Пение – одна из функций организма, подчиненная общим законам его деятельности.

У певцов существует взгляд, что голос – особый взгляд природы. Есть от «природы поставленные» голоса. С голосом бывают различные явления: то он пропадает, то появляется.

Между тем, пение – один из видов деятельности организма. Указанные способности певческого голоса имеют достаточно хорошо изученные причины. Для понимания певческого голоса, для его совершенствования, необходимо ознакомиться с деятельностью нервной системы.

По строению в нервной системе различают центральный и периферический отделы. К центральному отделу относится головной и спинной мозг. К периферическому - нервы, идущие ко всем органам и тканям. Нейрон или нервная клетка с множеством коротких отростков и одним длинным – единица строения нервной системы.

На концах длинных отростков имеютсяконцевые аппараты рецепторы (они служат для восприятия явлений из внешней среды и передают их в ЦНС).Короткими отростками нервы контактируют друг с другом, передавая раздражение одной клетки на другую, получается гигантская сеть нервных элементов.По периферическим нервам ЦНС посылает ответные приказы к мышцам – ответ на эти сигналы.

По роду деятельности в нервной системе различают вегетативный отдел и соматический.

Вегетативный отдел обеспечивает жизнедеятельность организма: пищеварение, кровообращение, обмен веществ, теплорегуляцию…. Высшие вегетативные центры располагаются в подкорковой области головного мозга. Центры этой системы находятся также в спинном мозгу и на периферии в виде узлов и сплетений.

Наша психика, все, что подвластно волевому контролю, выполняется соматическим отделом нервной системы.

В коре головного мозга – 14 млрд. клеток. Сюда поступают все сигналы из внешней и внутренней среды. Здесь они анализируются, обрабатываются, на них дается ответ.

Принципы деятельности нервной системы.

Условные и безусловные рефлексы.

Заслуга Павлова и Сеченова в том, что вместо организма, разделенного на 2 половины – психическую и психологическую, люди получили возможность рассматривать организм в единстве.

Рефлекс – ответное действие организмана раздражение рецепторов чувствительных нервов, в котором участвует ЦНС. Рефлекторная дуга – весь путь, по которому осуществляется рефлекторная реакция.

Существуют: безусловные рефлексы (сосание, чихание, мигание) и инстинкты (родительский, половой, самосохранения). Они замыкаются в спинном среднем мозгу, подкорке. Для существования организму надо приспосабливаться к окружающей среде. Возникают: условные рефлексы, которые образуются в коре головного мозга. Именно в ней и сосредоточен весь индивидуальный опыт.

Условные рефлексы непостоянны. Возникают по мере надобности и угасают если необходимость в них пропадает. Безусловные рефлексы – это стандартные, постоянные связи (Анализатор – та часть рефлекторной дуги, по которой раздражение поступает в мозг).

Первая и вторая сигнальные системы.

Головной мозг получает сигналы из внешней среды и из своего организма, мозг на них реагирует. Такой системой сигналов обладает и животное. Это первая сигнальная система.

Слова, живая речь составили вторую сигнальную систему. Возникли понятия, отвлеченные образы, но возникли они на основе непосредственных сигналов действительности, то есть первой сигнальной системы. Поэтому вторую сигнальную систему называют сигналом сигналов. Здесь и происходит мышление.

Процессы возбуждения и торможения. Закономерности деятельности нервной системы.

Нервные клетки коры полушарий большого мозга способны находиться в двух состояниях: в возбужденном или тормозном. Под возбуждением понимается деятельное состояние нервных клеток. Это активная работа образовывает рефлекторные связи. Когда певец представляет себе звучание, которое ему нужно воспроизвести, в соответствующих областях коры возбуждаются группы нервных клеток, связанные с музыкальным слухом, музыкальной памятью. Когда он воспроизводит это слуховое представление, приходят в возбуждение те нервные клетки коры, которые заведуют деятельностью мышц, участвующих в фонационной функции. Сокращение мышц есть результат действия тех нервных импульсов, которые идут по нервным путям от двигательных нервных клеток. Когда человек смотрит или слушает, в возбужденном состоянии находятся соответственно клетки зрительной или слуховой зоны коры. Любая деятельность требует активности нервных центров (двигательной, зрительной, слуховой памяти).

У разных людей сила возбудительного процесса различна от природы. В течение дня сила возбудительного процесса бывает неодинаковой (утром лучше, так как мозг ночью отдыхал). Для лучшего образования рефлексов мозг не должен быть утомленным. Для образования прочных связей требуется меньшее количество повторений. Педагогический процесс должен строиться на учете этих особенностей. Но нервные клетки не могут всегда находиться в процессе возбуждения. Возникает торможение – это особый процесс понижения и изменения деятельности нервных клеток, во время которого происходит восстановление их работоспособности.

На периферии тормозной процесс приводит к прекращению деятельности мышц и желез.

Нервная клетка не может находиться в возбужденном состоянии непрерывно более 15 минут. Она охраняет себя от переутомления. Этот вид торможения так и назван охранительным. Следовательно, возбуждение и торможение тесно связаны друг с другом.

Обычно нервная клетка непрерывно работает менее 15 минут и её возбуждение прерывается краткими моментами торможения, во время которых она частично успевает восстановить свою энергию. Таким образом клетка может работать много часов. Однако, для полного восстановления ей нужно длительное торможение. Разлитым и длительным внутренним торможением нервных клеток мозга является сон.

Во время сна весь мозг, за исключением некоторых «сторожевых» пунктов, погружается в тормозное состояние. Если сон нормальный, то вся кора успевает восстановиться для активной работы. Поэтому утром все деятельности осуществляются особенно хорошо.

В течение дня, когда мозг бодрствуетважно не перегружать одни и те же группы клеток. Всегда нужна разгрузка, переключение на другой вид работы. На этом принципе основаны все рациональные гигиенические режимы, установленные для учебы, работы, жизни вообще. К концу дня сила возбудительного процесса падает. Для певцов режим должен быть построен так, чтобы к вечеру нервная система находилась в наилучших условиях для своей деятельности.

Таким образом, оба процесса возбуждения и торможения, их слаженная работа определяет тонкое и точное выполнение какой-либо деятельности.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения.

Их взаимная индукция.

Возбудительный и тормозной процессы связаны между собой некоторыми закономерностями. Раз возникнув в каком-либо пункте, возбуждение (как и торможение) растекается, иррадиирует по коре, захватывая соседние области, приводя в возбуждение большие поля коры. С другой стороны, наблюдается и обратный процесс. Широкое поле возбуждения может быть уменьшено, сконцентрировано в узком участке. Тормозной процесс сужает разлитое поле возбуждения, концентрируя его в небольшой области. Следовательно, возбуждение и торможение не стабильны, а иррадиируют по коре и могут концентрироваться в отдельных её участках.

Установлено, что если в каком-либо участке возникает сильный возбудительный процесс, он вызывает торможение в других областях коры. Это индуцированное сильным возбудительным очагом торможение подавляет деятельность функций, локализованных в других областях коры.

Указанные особенности протекания возбудительного и тормозного процессов носят название законов иррадиации и концентрации и взаимной индукции. Эти свойства возбудительного и тормозного процессов лежат в основе многих известных в повседневной жизни фактов.

Примером иррадиации процесса возбуждения, перехода на другие участки коры может служить суетливость человека (его двигательная возбужденность) при нетерпеливом ожидании, несдержанность при раздражении.

Явление внимания связанос концентрацией возбудительного процесса на объекте внимания. Человек, погруженный в чтение захватывающей книги неподвижен, ничего не видит и не слышит вокруг. Его возбуждение сконцентрировано, обложено тормозным процессом. Заторможены и двигательные, и слуховые, и другие области коры.

Человек, получивший потрясшее его известие, заторможен двигательно, погружен в свое переживание, плохо реагирует на окружающее. Все это результат тормозного состояния, при сильном возбудительном очаге, развившегося по закону индукциии.

Внешнее и внутреннее торможение.

Внешнее торможение, тормозя деятельность коры, не дает возникать новым связям, а также мешает осуществлению уже наметившихся. Поэтому в педагогике для успешного развития навыков, надо стараться избегать моментов, могущих вызвать торможение (присутствие в классе постороннего отвлекает).

Внутреннее торможение развивается постоянно и существует во многих видах: охранительное, сон, угасательное, условное, дифференцировочное. Примером угасательного торможения является исчезновение условного рефлекса, который перестали подкреплять. Однако он не пропадает совсем, а наличествует в угасшем состоянии в коре, проявляясь в нужных случаях. Многие навыки, которые мы получили в разные периоды жизни, угасли. Но они быстро восстанавливаются при надобности. Чем они точнее, тем быстрее восстанавливаются. Угасательное торможение позволяет ненужное организму в данный момент как бы переводить в неактивное состояние (Например: боль от потери близких и другие переживания со временем забываются). Для того чтобы не забывать, следует повторять, укреплять, поддерживать выработанные связи.

Это свойство рефлексов следует учитывать в вокальной педагогике. Чтобы старые, ненужные навыки угасли, нельзя упускать их использования, хотя бы временного.

Другой разновидностью является условное торможение, которое возникает при определенных условиях по типу рефлексов. Забыв однажды одно слово или сорвавшись на высокой ноте, певец начинает каждый раз забывать слово или каждый раз неудачно брать ноту. Это результат торможения. Развивается оно по принципу условного рефлекса.

Другим видом является так называемое дифференцировочное торможение. Оно лежит в основе нашего умения различать какие-либо явления. Это умение приобретается в процессе жизни и у разных людей, в зависимости от тренированности, выражено в разной степени. Тембровый слух твоорца, цветоощуение художника или вкус дегустатора – значительно более развиты, более тонки, чем у обычных людей.

Следы, оставленные в ЦНС различными раздражителями внешней среды, никогда не исчезают бесследно. След в нервной системе всегда остается. Он обязан происхождением инертности нервных клеток… В основе образования связей, их закрепления повторением и сохранения на длительное время лежит свойство инертности нервных клеток. Именно поэтому все, что было наработано организмом, все связи, все привычки, знания остаются в нервной системе так, как они были образованы.

Новое лишь наслаивается на старое, образуя более сложную цепь связей. Отсюда становится понятным, почему научить намного легче, чем переучить.

Свойство инертности сказывается и в специфических явлениях. Например, переход от речи к пению составляет трудность для профессионала. Поэтому много разговаривать перед выступлением не следует. Речевая установка голосового аппарата отлична от певческой и потому может мешать, в силу инертности процесса, сразу обрести певческую координацию. Наоборот, распевка, настройка помогают в силу той же инертности, сразу выполнить на эстраде сложные певческие задания.

Динамический стереотип.

Одна из важнейших закономерностей высшей нервной деятельности, открытая Павловым, названа «Динамический стереотип высшего отдела головного мозга». Сигналы постоянно поступают в кору больших полушарий. Они различны и по характеру, и по интенсивности, и по времени действия. Соответственно им возбуждаются в разной степени и разные участки мозговой коры, образуя каждое мгновение очаги возбуждения и торможения. А возбудительный и тормозной процессы весьма динамичны (следуя законам иррадиации, концентрации и взаимной индукции).

Однако если внешние сигналы попадают на кору больших полушарий в определенной стереотипной последовательности, как это часто бывает в жизни (при однотипной работе, стандартном режиме…), то это ведёт к такой же стереотипизации, уравновешиванию процесса возбуждения и торможения в коре.

Эта слаженная стереотипная система течения возбудительного и тормозного процессов в коре мозга, возникшая под влиянием повторения стереотипной последовательности внешних раздражителей (внешний стереотип), укрепляется, когда она выработана, становится весьма выгодной, «экономичной» для организма.

Нервная энергия не тратится зря, она упорядочена, уложена в систему. Здесь каждое предыдущее звено цепи рефлексов подготавливает последующее и потому каждое действие протекает с наилучшим эффектом. Однако сама выработка стереотипа – есть весьма ощутительная нагрузка для нервной системы. Сложная задача выработки стереотипа требует очень большой нервной энергии. Поэтому успешная выработка требует чередования работы и отдыха. Сложные стереотипы даже после выработки требуют большого внимания для своего выполнения и поддержания.

Однако раз выработанный и хорошо закрепленный стереотип весьма инертен, не способен к быстрому, гибкому изменению.

Поскольку все звенья цепи действий, входящих в стереотип, взаимосвязаны и конецодного ведет к началу другого, всякое изменение, внесение нового элемента требует переделки этой цепочки, перестройки стереотипа. Например, каждый обладает двигательными стереотипами: ходьбы, бега, слова, которые не требуют специального внимания для своего выполнения. Однако если дорога неровная, то в стереотип ходьбы надо включать изменения, чтобы не упасть, не споткнуться.

Опытный певец обладает певческими стереотипами, поет легко, не утомляясь. Но если приходится петь с насморком или при трахеите и т.п., то к новому состоянию надо приспосабливаться, менять привычные стереотипы, а это трудно, утомительно.

Совершенно очевидно, что учение Павлова о динамическом стереотипе как о важной закономерности деятельности коры имеет самое прямое отношение ко многим вопросам организации педагогического процесса: к режиму вокальных занятий, к будущему режиму учащегося, к вопросам профессиональной певческой деятельности, к образованию двигательных певческих языков и т.п.

Павлов делит людей на 2 типа (художников и мыслителей). Для людей художественного типа характерным остается образно-эмоциональное восприятие действительности, основанное на деятельности первой сигнальной системы, а для людей мыслительного типа – отвлеченное мышление, опосредованное восприятие действительности.

Важность этих положений в педагогике очевидна. Вряд ли удачной будет работа с учеником «художественного типа», если педагог настойчиво и упорно идёт путем дробления, бесконечного анализа техники, выделения из неё отдельных приемов. Это будет лишь путать ученика, создавать внутренние тормозы. Значительно большего можно добиться в этом случае методом показа, копировки. Есть ученики, которые так и говорят: «Вы лучше не объясняйте, не говорите, а покажите». Для таких учеников плохо, если педагог не умеет объяснить то или иное явление, истолковать его, доказать, логически объяснить. Обычно эти ученики любят упражнения и могут легко перенести свои достижения с упражнений на произведения. Между тем для «художников» - это большая трудность.

Заключение.

Пение, как и другие виды сознательной деятельности организма, управляются мозгом. Весь индивидуальный опыт человека сосредоточен в коре мозга и закладывается в форме условно-рефлекторных связей. Обучение профессиональному пению связано с выработкой певческих двигательных стереотипов. Динамические стереотипы, когда они выработаны, облегчают деятельность организма.

Для выработки рефлекса нервные клетки находятся в состоянии активности, возбуждения, которое затем сменяется отдыхом и торможением. Периодическая смена этих процессов – залог длительной работоспособности мозга. Сила, равновесие и подвижность возбудительного и тормозного процессов у разных людей не одинаковы. Это определяет различие типов в высшей нервной деятельности (темпераментов) у людей. Все это должно учитываться в педагогике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: